Хаккафот (церемониальное шествие)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →
Версия 20:06, 23 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Хаккафот (הַקָּפוֹת, `обход по кругу`), в еврейской религиозной практике — церемониальное шествие людей по кругу, в центре которого, как правило, находится священный предмет. Хаккафот впервые упоминаются в Библии. В книге Иехошуа рассказывается о шествиях вокруг осажденного Иерихона, которые евреи совершали по приказу Иехошуа бин Нуна: по одному разу в день в течение шести дней и семь раз в седьмой день, после чего крепостные стены пали (ИбН. 6:14–15).
По свидетельству Мишны (Сук. 3:12) и ряда других литературных источников, в период Второго храма хаккафот вокруг жертвенника (см. Жертвоприношение) или вокруг храмового двора, совершаемые процессией паломников (см. Паломничество), несущих лулав, были неотъемлемой частью ритуала первого дня праздника Суккот. Хаккафот упоминаются и в описании празднования победы Хасмонеев над греками (см. также Ханукка). После разрушения Храма несение лулава и хаккафот в праздник Суккот стали частью синагогального ритуала всех семи дней праздничного цикла. Вавилонские гаоны свидетельствуют, что хаккафот совершались во время утренней службы Суккот, когда все молящиеся с лулавами в руках шествовали по кругу вокруг бимы, произнося так называемые хошанот (см. Хошана Рабба, `просьбы о спасении`). По-видимому, этот обычай сложился задолго до вавилонских гаонов. В первые шесть дней праздника Суккот хаккафот включают один полный обход вокруг бимы, а в день Хошана Рабба биму обходят семь раз. По мнению исследователей, происхождение хаккафот связано с праздником Суккот, оттуда обычай перешёл в другие сферы еврейского ритуала.
В праздник Симхат Тора во время вечерней и утренней службы молящиеся обходят вокруг бимы семь раз; возглавляющие процессию несут в руках свитки Торы (см. Сефер-Тора), произнося пиюты, выражающие благодарение за завершение годичного цикла чтения Торы.
Существует немало литургических произведений, созданных специально для обряда хаккафот; в народе также принято во время хаккафот распевать особые мелодии и танцевать. Совершить хаккафот со свитком Торы в руках считается почетной обязанностью, этой чести стараются удостоить всех присутствующих в синагоге. Впервые об обычае хаккафот в день Симхат Тора упоминает Ицхак бен Шломо Лурия и Моше бен Исраэль Иссерлес в комментарии к Шулхан аруху (см. Кодификация Закона). По-видимому, именно в кругах каббалистов Цфата впервые сложился этот обычай, распространившийся впоследствии на все общины. Хасиды (см. Хасидизм) совершают хаккафот также и во время вечерней службы Шмини ацерет (см. Суккот). В некоторых общинах было принято, чтобы молящиеся выходили из зала и совершали хаккафот вокруг синагоги. В настоящее время в Израиле существуют так называемые хаккафот шнийот (`вторые хаккафот`): вечером после исхода праздника Симхат Тора на площадях устраивают празднества, хаккафот сопровождаются музыкой и эстрадными выступлениями.
В некоторых ашкеназских общинах существует обычай совершать хаккафот в качестве части свадебного ритуала: жених стоит под хуппой (см. Брак), а родители молодоженов и невеста, а иногда и наиболее уважаемые гости, обходят его три или семь раз. Известно, что этот обычай существовал в Австрии в 14 в., а затем распространился во всех общинах Восточной Европы. Некоторые исследователи полагают, что он заимствован у христиан (в некоторых европейских городах в средние века существовал похожий обычай во время венчания).
В ряде восточных общин (среди бухарских евреев, на Кавказе, в Персии и т. д.) существует также обычай совершать хаккафот вокруг умершего во время траурного ритуала. Перед погребением траурная процессия семь раз обходит вокруг него, произнося отрывки из псалмов, отдавая последние почести умершему. Древний обычай должен был защитить умершего от обступивших его темных сил (см. ниже). Бытовал также обычай молиться о выздоровлении больного, обходя по кругу кладбище, и даже протягивать при этом нить вокруг кладбищенской ограды.
У евреев Курдистана за 14 дней до праздника Шавуот неподалеку от города Алкуш, где, согласно преданию, похоронен пророк Нахум, процессия паломников семь раз обходила его могилу (см. Хиллула).
Смысл самого хождения по кругу, по мнению некоторых ученых, связан с тем, что круг — это символ завершившегося цикла и начало нового: Суккот — конец лета, начало сезона дождей в Эрец-Исраэль; Симхат Тора — завершение годичного цикла чтения Торы; траурная церемония — завершение жизни; свадьба — начало новой семьи, и т. д. В отличие от рационального объяснения, в ряде культур круг трактуется как нечто обладающее магической силой и способное защитить. В талмудической литературе подобным образом объясняется начертание круга Хони hа-Меаггела. Согласно каббалистической символике (см. Каббала), круг — это выражение так называемого ор маккиф (`окружающего света`). Согласно Каббале, маккиф — это состояние гармонии, а хаккафот — символическое действие, выражающее стремление к этой гармонии. Так, жених под хуппой все еще холостяк и поэтому далек от гармонии, а хаккафот, в результате которых невеста шествует к нему, выражают приближение ор маккиф.