Хорнбостель, Эрих Мориц Фон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →
Версия 20:02, 23 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Хорнбостель, Эрих Мориц Фон (Hornbostel, Erich Moritz von; 1877, Вена, – 1935, Кембридж, Англия), австрийский музыковед, этнолог и психолог. Родился в семье музыкантов (мать-еврейка была певицей), очень рано обучился игре на фортепиано, гармонии и контрапункту, в юности достиг высокого уровня исполнительского и композиторского мастерства. В 1895–99 гг. изучал в Венском, затем в Гейдельбергском университетах естественные науки и философию, степень доктора получил в области химии. С 1901 г. Хорнбостель жил в Берлине, был учеником, потом ассистентом К. Штумпфа, крупного немецкого психолога и философа, в психологическом институте при Берлинском университете, который тот основал. Хорнбостель участвовал в руководимых К. Штумпфом эмпирически-психологических исследованиях музыкальных восприятий и существенно обогатил это научное направление, обратившись к музыкальной культуре неевропейских народов, и стал одним из создателей так называемого сравнительного музыкознания. В 1906 г. Хорнбостель возглавил созданный в то время Берлинский фонограммархив, с 1917 г. он был профессором Берлинского университета. В 1933 г. Хорнбостель был изгнан нацистами с обоих постов, эмигрировал в США и год читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке; в 1934 г. из-за болезни оставил эту работу, переехал в Англию и последний год жизни в Кембридже редактировал и транспонировал фонозаписи музыки различных народов Азии, Африки и Америки.
Еще в начале 20 в. Хорнбостель определил, что задачи и методы новой научной дисциплины — сравнительного музыкознания — должны быть аналогичными тем, которые приняты в сравнительном языкознании. Он впервые обосновал необходимость изучения музыки народов мира посредством сопоставления таких ее характеристик, как ладовая система, мелодика, метроритмика, инструментарий и т. д. Благодаря Хорнбостелю в сравнительном музыковедении утвердился подход, предполагающий обязательное привлечение культурно-исторических данных для интерпретации музыкальных феноменов. Хорнбостель первым использовал методы и данные этнографии, психологии, акустики и инструментоведения в музыковедческих исследованиях.
Начиная с 1906 г. Хорнбостель участвовал во многих этнографических экспедициях на всех континентах, из которых привозил звукозаписи музыки разных народов. Его многочисленные (свыше 100) исследования, впервые осуществленные на основе анализа звукозаписей японской, китайской, индейской, арабской, африканской и другой музыки, до сих пор остаются образцовыми. Хорнбостель создал также полную и точную систему классификации музыкальных инструментов, которая впоследствии стала общепринятой.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХОРНБОСТЕЛЬ Эрих Мориц фон в ЭЕЭ