Ройтенберг, Фима
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →
Версия 19:39, 23 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Фима (Эфраим /Ефим/ Ройтенберг; 1914, Харбин, – 2005, Иерусалим), израильский живописец. Родился и вырос в Харбине, в семье инженера, выходца из России. Учился в русской гимназии, одновременно изучал китайский язык и китайскую письменность. Работал с 14 лет. В 1934 г., окончив гимназию, переехал в Шанхай (см. Китай) вслед за переселившейся туда раньше семьей. Учился в Политехническом институте на отделении архитектуры, но вскоре оставил институт ради живописи. Брал частные уроки у русского художника М. Домрачева и у австрийца Э. Хенделя. В том же 1934 г. поступил в русскую Академию художеств в Шанхае (ИЗО); одновременно начал изучать каллиграфию, занимался китайской философией. Впоследствии стал преподавателем Академии по классу рисунка. В 1946 г. Фима открыл в Шанхае собственную студию живописи. Работал как театральный художник («На дне», «Борис Годунов»). В 1947 г. состоялась его первая персональная выставка в еврейском клубе в Шанхае. В 1949 г. Фима приехал в Израиль. Десять лет работал инспектором на строительстве домов для новых репатриантов, живописью занимался урывками. Лишь в 1953 г. состоялась первая персональная выставка Фимы в Израиле; впоследствии выставлялся также в Швеции, США, Франции, Финляндии, Англии. С 1961 г. Фима жил в Париже, часто надолго приезжал в Израиль. В 1971–72 гг. преподавал живопись в Хайфском университете.
Ранние работы Фимы свидетельствуют о том, что он был воспитан на принципах русской реалистической школы («Голова китайца», 1939), в то же время на него повлияло китайское искусство, каллиграфия и китайская философия: через деталь, намек, штрих он способен передать ощущение целого мира. Приехав в Израиль, художник нашел не только иную школу живописи, но и другую природу, свет, соотношения цветов, ритмы. Европейская живопись, увиденная им в музеях Италии, где он побывал в 1954 г., также произвела огромное впечатление на художника. Фима начал писать абстрагированные пейзажи и натюрморты, его живопись стала более плотной, пастозной; легкие, летящие линии «китайского» периода сменились геометризованными массами («Ракета», 1957; «Арабские дома», 1958).
В начале 1960-х гг., пережив тяжелый творческий кризис, Фима окончательно перешел к абстракции, создав свой собственный стиль, в котором язык современного европейского искусства соединился с идеями традиционного искусства Востока. В своих произведениях Фима использовал элементы китайской каллиграфии, восточные и еврейские символические и медитативные знаки, располагая их на монохромном фоне («Фиолетовый аквариум», 1961, частное собрание, Бней-Брак; «Мертвое море», 1978, частное собрание, Париж; «Стена Кардо», 1985, собрание художника).
Единство мира, выражающееся в сопоставлении самоценной детали и безграничного пространства, — основная тема произведений Фимы; в каждой из работ он ставит перед собой живописную задачу гармонизации колорита, создавая узор из прозрачных масс и света («Белое и голубое», 1967, частное собрание, Тель-Авив; «Серые горы», 1969, галерея Бинет, Тель-Авив; «Каллиграфия в голубом и белом», 1976, там же; «Черная каллиграфия», 1989, там же).