Тополь, Хаим
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →
Версия 19:32, 23 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Тополь, Хаим (родился в 1935 г., Тель-Авив), израильский актер театра и кино. Вырос в рабочей семье выходцев из Польши, в которой сочеталась преданность сионизму и приверженность еврейской традиции; учился в религиозной школе. С 1949 г. работал в типографии газеты «Давар», затем с группой молодежи готовился к жизни в киббуце, в 1952–56 гг. служил в Нахале, участвовал в армейском ансамбле «Лахакат hа-Нахал», которым руководил И. Баннай. В 1956–58 гг. Тополь был членом киббуца Мишмар-Давид, где создал эстрадный ансамбль «Бацал ярок» («Зеленый лук»), с блеском исполнявший скетчи и песни молодых израильских авторов Э. Кишона, Х. Хефера и других. Важнейшим этапом в профессиональном совершенствовании и духовном формировании Тополя была работа в Хайфском городском театре под руководством И. Милло. Если в роли Петруччио («Укрощение строптивой» У. Шекспира, 1961) молодой актер мог опереться на свой опыт и популярность в комическом амплуа, то роли нациста в «Андорре» М. Фриша или Жана в «Носороге» Э. Ионеско потребовали совершенно новых красок. Особой удачей Тополя стала роль судьи Аздака в «Кавказском меловом круге» Б. Брехта (1962); в 1963 г. спектакль был с успехом показан на Бьеннале в Венеции.
Еще до поступления в Хайфский театр Тополь снялся в фильме «Ай лайк Майк» («Мне нравится Майк», 1960), затем в сатирической комедии «Эльдорадо» (1963, режиссер и сценарист Э. Кишон). Исполнение главной роли в фильме «Саллах Шаббати» (1964) принесло Тополю международную известность (см. Кино. Кино в Израиле). Его пригласили сниматься в американском фильме «В гигантской тени» (1966, режиссер М. Шавелсон), затем в английских фильмах «До прихода зимы» (1969, режиссер Л. Томсон) и «Талант любить» (1970, режиссер У. Шенсон). В 1967 г. вышла израильская комедия «Арбинка» (режиссер и сценарист Э. Кишон), где Тополь сыграл главного героя — прожигателя жизни.
Мировую славу принесла Тополю роль Тевье в мюзикле по мотивам Шалом Алейхема «Скрипач на крыше», сначала в лондонском спектакле (1967; текст Дж. Стайна, музыка Дж. Бака, постановка Дж. Робинса), затем в американском фильме (1971, режиссер Н. Джуисон). В образе Тевье, обычно трактовавшемся в сентиментально-трагическом плане, Тополь сумел выразить жизнерадостность, юмор и гордость еврея, не сдающегося под ударами судьбы. За эту работу Тополь был удостоен ряда международных призов. В 1972 г. Тополь был отмечен как лучший актер года за главную роль в фильме «Следуйте за мной» (режиссер К. Рид) на кинофестивале в Сан-Себастьяне. В фильме «Галилей» (1975, режиссер Д. Лози) по пьесе Б. Брехта Тополь создал нетрадиционный образ главного героя — пособника инквизиции. Тополь снимался также в американских приключенческих лентах «Флэш Гордон» (1980) и «Лишь ради твоих очей» (1981).
Тополь не порывает и с театром: на фестивалях в городе Чичестер (Великобритания) он выступил в спектаклях «Кавказский меловой круг» (1969), «Романов и Джульетта» (1973; мюзикл по пьесе П. Устинова), «Отелло» (1975).
В 1970 г. Тополь выступил на британском телевидении в серии передач «Это Тополь»; впоследствии он участвовал в ряде телефильмов, в том числе сыграл израильского разведчика в телефильме «Дом на улице Гарибальди» (1979) по книге И. Хар’эля; Берла Ястрова в телесериях по книге Г. Вука «Ветры войны» (1983) и «Война и память» (1988; режиссер Д. Куртис).
Несмотря на активную работу за границей, Тополь тесно связан с жизнью Израиля. Во время Шестидневной войны он, рискуя нарушить контракт, прилетел на родину и выступал перед солдатами. В Войну Судного дня он исполнял обязанности офицера Армии Обороны Израиля по связи с зарубежными журналистами. В 1985 г. вышел израильский фильм «Роман бе-хемшехим» («Роман с продолжениями»; режиссер О. Котлер, сценарист И. Бен-Нер), где главные роли играли Тополь и его жена Галия. В 1992 г. Тополь поставил в «Хабиме» спектакль «Руах ве-эш» («Ветер и пламя»). В том же году он выступил в Хайфском театре в роли Аздака в возобновленном спектакле «Кавказский меловой круг».
Тополь опубликовал на английском языке две книги: автобиографию «Тополь о Тополе» (1981) и собрание еврейских афоризмов и анекдотов «За жизнь» (1994), обе вышли с рисунками Тополя.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТОПОЛЬ Хаим в ЭЕЭ