Рафальский, Михаил
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →
Версия 19:28, 23 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Рафальский, Михаил Федорович (настоящее имя Моше-Ахарон; 1889, Киев, – 1937, ?), еврейский актер, режиссер и педагог. Родился в семье бухгалтера. В детстве играл в пуримшпилях (см. Пурим). Был дружен с сыном Шалом Алейхема и часто бывал в семье писателя на даче под Киевом. В 1908 г. поступил в драматическую школу Н. Соловцова в Киеве (учился у Н. Савинова). Играл в различных русских труппах на Украине. Среди ролей Рафальского: царь Федор («Царь Федор Иоаннович» А. Толстого), Петр («Мещане» М. Горького), князь Мышкин («Идиот» по роману Ф. Достоевского) и другие. В 1918 г. с группой еврейских театральных деятелей создал в Харькове первый еврейский театр на Украине «Унзер винкл» («Наш уголок»), преобразованный вскоре в еврейский передвижной театр. С этим театром Рафальский переехал в Витебск, а затем в Минск. В 1921 г. создал в Минске еврейскую театральную студию, куда набрал молодых еврейских актеров, которых в 1922 г. повез в Москву учиться профессиональному мастерству. Среди преподавателей студии были И. Добрушин, А. Грановский и другие.
В деятельности студии Рафальский стремился к созданию оригинального репертуара. Первый спектакль «Хедер» (1923) был сделан в эстетике агитпропа и не имел зрительского успеха. Впоследствии Рафальский обратился к более традиционному материалу, в 1925 г. поставил со студийцами «На покаянной цепи» И. Переца, «Проделки Скапена» Ж. Б. Мольера (в переводе на идиш Н. Ойслендера), инсценировал новеллы Шалом Алейхема. На базе этой студии в 1926 г. Рафальский основал в Минске Белорусский государственный еврейский театр (БелГОСЕТ). Под руководством Рафальского (1926–35) БелГОСЕТ стал вторым после московского ГОСЕТа еврейским театром в Советском Союзе. В этот период режиссуру Рафальского отличало тяготение к бытовой, часто этнографической достоверности. Репертуар театра Рафальский строил на еврейской национальной драматургии. Среди наиболее известных спектаклей Рафальского в БелГОСЕТе — «Нафтали Ботвин» (1927) А. Вевьорки (1887–1935), «Хирш Леккерт» (1929) А. Кушнирова, «Верхи и низы» (1929) по рассказу Д. Бергельсона «Глухой».
Рафальский был известен также как еврейский литератор и журналист; публиковал статьи о еврейском театре в журналах «Октябер» и «Штерн» (см. Периодическая печать. Россия), был редактором сборника «Замлбух фар драмкрайзн» («Сборник для драмкружков», Минск, 1936).
Рафальский был репрессирован, погиб в лагере, посмертно реабилитирован.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РАФАЛЬСКИЙ Михаил Федорович в ЭЕЭ