Реформация (движение за преобразование католической церкви) - еврейский аспект
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →
Версия 19:28, 23 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Реформация, движение за преобразование церкви католической, охватившее в 16 в. большинство стран Центральной и Западной Европы. Реформация сопровождалась кровопролитными религиозными войнами и стала исходным пунктом становления протестантизма. Идеологические истоки реформации были заложены гуманистами эпохи Возрождения, в частности, И. Рейхлином и Эразмом Роттердамским. Огромное значение для формирования новой идеологии имели их призывы восстановить мораль христианских общин, изучать истоки раннего христианства (в том числе Ветхий завет), применять приемы исторической критики к текстам Библии, освободить церковь от формализма внешнего ритуала. Эти установки были развиты и углублены вождями реформации — М. Лютером, Х. Цвингли, Ж. Кальвином (см. Кальвинизм), поднявшими на борьбу с господствующей церковью сотни тысяч приверженцев в самых различных кругах общества. Обращение к Ветхому завету приводило сторонников реформации к определенному сближению с иудаизмом; суровые гонения, которым подвергли их католики, пробудили у многих из них солидарность с евреями, преследуемыми, как и они. «Проеврейские» трактаты принадлежат М. Лютеру (1523) и нюрнбергскому теологу Андреасу Озиандеру, выступившему анонимно против кровавого навета (1529); неизменно выступал за гуманное отношение к евреям страсбургский пастор В. Ф. Капито (Кёпфель), не раз оказывавший содействие Иосефу бен Гершону из Росхейма в его ходатайствах в защиту соплеменников. Деятели реформации полагали, что новое христианство, очищенное от «идолопоклоннического» католицизма и гуманное, станет для евреев привлекательным; с массовым приходом евреев к Иисусу связывались надежды на его второе пришествие. Когда реформаторы убедились, что обращенная к евреям проповедь напрасна, отношение многих из них к непокорным евреям изменилось. Авторами злобных и гневных антиеврейских памфлетов были страсбургский проповедник М. Буцер (1538, 1539), М. Лютер (1542, 1543); с резкой критикой иудаизма выступил и Ж. Кальвин (около 1564).
В ходе вызванных реформацией религиозных столкновений и войн еврейские общины многих стран Европы подверглись разгрому и преследованиям со стороны католиков, которые видели в движении реформации происки еврейских миссионеров. Нередко и протестанты изгоняли и грабили евреев. Наибольшая опасность нависла над евреями, особенно эльзасскими, во время Крестьянской войны 1524–25 гг. — кульминационного события реформации. Только подвижничество Иосефа бен Гершона из Росхейма, сумевшего пробиться в лагерь крестьянских вожаков в Альтдорфе, купить охранные грамоты для евреев и разослать их в отряды повстанцев, предотвратило тогда массовую бойню.
Отношение еврейских лидеров к христианской реформации было неоднозначным. Потомки испанских изгнанников (см. Сефарды) восприняли реформацию с сочувствием и мессианскими надеждами. Аврахам Ибн Мигаш (1-я половина 16 в.), придворный врач султана Сулеймана Великолепного, полагал, что разногласия внутри протестантского лагеря — верный признак его скорого поворота к принятию иудаизма. Каббалист Аврахам бен Элиэзер hа-Леви (1460 – после 1528 гг.) в письме от 1525 г. высказал мнение, что Лютер — тайный иудей, стремящийся избавить христиан от заблуждения и привести к истинной вере. Подобно ему Шмуэль Уске (см. Испанская и португальская литература) в историческом трактате «Утешение в бедствиях Израиля» (1552) уверял, что реформация — бунт потомков анусим (см. Марраны), которых заставили подчиняться чужому культу, а теперь они мстят христианам, намереваясь привести их к иудаизму. Еврейский летописец Иосеф hа-Кохен, живший в Италии, освещал события войн между христианами с «пропротестантских» позиций; так, гибель реформистов от рук инквизиции в Авиньоне (где он родился) он представил как Киддуш hа-Шем. Еврейские авторитеты (например, Аврахам бен Элиэзер hа-Леви) видели в призыве протестантских реформаторов шире изучать иврит и Библию проявление Божественного присутствия (см. Шхина) в мире.
Ашкеназскому еврейству (см. Ашкеназы) пришлось столкнуться и с негативными сторонами христианского обновленчества. Когда миссионерская проповедь протестантов, обращенная к евреям, стала приобретать наступательный характер, анонимный еврейский автор 1530–40-х гг. призвал единоверцев применять тактику «вежливого отказа»; «Бог запретил отрекаться от наследия, завещанного нам отцами...»; однако уже Иосеф бен Гершон назвал Лютера, выступившего с антиеврейскими выпадами, «вторым Хаманом».
Католическая церковь, вынужденная в результате реформации уступить свои позиции в ряде стран Европы, повела, особенно после Крестьянской войны, решительное как военное, так и идеологическое наступление на протестантизм; это движение 16 в. – начала 17 в. известно под названием Контрреформация. В 1534 г. был учрежден (утвержден папой в 1540 г.) орден иезуитов, ставший ее основным орудием; иезуиты активизировали деятельность папской инквизиции, реорганизованной в 1542 г. В числе жертв наступившей реакции оказались, как обычно, евреи. В 1553 г. глава инквизиции в Риме кардинал Караффа велел сжечь во всей Италии отобранные у евреев экземпляры Талмуда и другие книги; евреи добились отмены запрета на изучение Талмуда лишь ценой согласия на цензуру с изъятием тех мест в текстах, которые покажутся церкви подозрительными. Когда в 1555 г. кардинала Караффу избрали папой (Павел IV), он велел арестовать в Анконе (портовый город в Папской области) живших там евреев и марранов (их общее число достигало тогда 30 тыс.). Большинство марранов оказались «верными христианами», но и они были изгнаны из города; 60 «покаялись» и были сосланы на Мальту; 25 оставшихся верными иудаизму были публично сожжены. В ответ на это еврейские купцы по инициативе донны Грации Наси (см. Иосеф Наси) организовали бойкот Анконы, продолжавшийся два года. Так как среди арестованных оказались евреи и марраны — подданные Турции, султан Сулейман Великолепный обратился к Павлу IV с требованием освободить их, угрожая в случае отказа аналогичными репрессиями в отношении живших в Турции христиан. Папа был вынужден уступить. В том же 1555 году специальная папская булла предписала всем евреям области носить особые желтые шляпы (см. Отличительный знак), проживать только в гетто и немедленно распродать все недвижимое имущество. Кроме того евреям было запрещено держать христианскую прислугу, работать в дни католических праздников, лечить христиан и торговать чем-либо, за исключением старого платья (см. Портняжное дело). Многие евреи-врачи бежали тогда из Италии в Турцию. В 1569 г. Пий V изгнал евреев из всей Папской области, исключая Анкону и Рим. Видимо, этот указ не был выполнен тщательно, и папа Климент VIII в 1593 г. вновь велел евреям покинуть область в трехмесячный срок, исключив на сей раз Авиньон.
Период реформации глубоко отразился на судьбах еврейства Европы и Северной Америки. Воссозданный памфлетами ее вождей зловещий средневековый облик еврея — «отравителя колодцев и похитителя детей» — стал одним из истоков позднейшего антисемитизма (особенно в Германии), вплоть до идеологии национал-социализма. Однако благодаря именно реформации, вызвавшей вначале взрыв религиозного фанатизма (как католиков, так и протестантов), в христианском мире постепенно смогла распространиться идея веротерпимости и признания принципа плюрализма религиозных мнений; в конце концов веротерпимость была распространена и на евреев (см. Эмансипация).
См. также Протестантизм; Израиль — народ в диаспоре. Евреи Западной и Центральной Европы в эпоху Реформации и в начале нового времени.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РЕФОРМАЦИЯ в ЭЕЭ