Пинскер, Леон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →
Версия 19:26, 23 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Пинскер, Леон (Лев Семенович, Иехуда Лейб; 1821, Томашполь, Волынская губерния, – 1891, Одесса), общественный деятель, лидер движения Ховевей Цион. Получил начальное образование под руководством своего отца, известного археолога Симхи Пинскера, (1801–64), в школе, созданной им в Одессе. Был одним из первых евреев, окончивших Ришельевский лицей в Одессе (впоследствии — Новороссийский университет) со степенью кандидата прав. В конце 1840-х гг. окончил медицинский факультет Московского университета и поселился в Одессе. В 1856 г., во время Крымской войны работал врачом в военных госпиталях. Был одним из основателей еженедельника «Рассвет» (редактор О. Рабинович). В то время Пинскер был сторонником распространения просвещения среди евреев и их ассимиляции в русской среде. Однако погромы, разразившиеся на юге России в 1871 г. и особенно в 1881 г., и антисемитская политика властей заставили его пересмотреть свои взгляды. В 1882 г. Пинскер издал в Берлине на немецком языке ставшую знаменитой (особенно в кругах Ховевей Цион) брошюру «Автоэмансипация» (русский перевод Ю. Гессена, СПб., 1898). В своей брошюре Пинскер во многом использовал идеи М. Гесса и П. Смоленскина, однако никогда прежде они не были выражены с такой последовательностью и с таким пламенным энтузиазмом. В отличие от своих предшественников, рассматривавших «еврейский вопрос» как духовный кризис, Пинскер подчеркивал бедственное состояние еврейских масс и их униженное, ненормальное положение в странах рассеяния как всюду чуждой этнической группы, не поддающейся ассимиляции и не имеющей своей родины. Единственным решением этой проблемы Пинскер считал автоэмансипацию, то есть приобретение еврейским народом собственной территории. Он пытался даже созвать Всемирный конгресс с целью выделения территории гонимому народу и организации эмиграции из России и Восточной Европы; в этом отношении он предвосхитил идеи Т. Герцля. В брошюре Пинскер анализировал также социальные и психологические корни антисемитизма. Вскоре после выхода в свет «Автоэмансипации» Пинскер пришел к выводу, что в силу исторических причин наиболее подходящая территория для возрождения еврейского народа — это Эрец-Исраэль. С того времени Пинскер стал активным пропагандистом идей Ховевей Цион. Он был одним из инициаторов и председателем Катовицкого съезда (1884), на котором сформулировал идею палестинофильского движения как возвращения евреев к сельскохозяйственному труду и создания в Эрец-Исраэль еврейской сельскохозяйственной базы. Хотя на съезде было решено перенести центр движения из России в один из зарубежных городов, где существовала возможность легальной деятельности, главный его центр, руководимый Пинскером, остался в Одессе. В 1890 г. А. Цедербауму удалось добиться его легализации. Так возникло Общество вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине, или Одесский комитет, председателем которого стал Пинскер. В начале 1891 г. наметилась активизация еврейской иммиграции в Эрец-Исраэль, но турецкие власти запретили ее, что привело к кризису поселенческого движения. В эти последние дни своей жизни Пинскер пришел к заключению, что деятельность барона М. де Гирша по созданию еврейских сельскохозяйственных поселений в Аргентине может стать решением проблемы, в то время как Эрец-Исраэль останется лишь духовным центром народа.
В 1934 г. останки Пинскера были перенесены в пещеру Никанора на горе Скопус в Иерусалиме. Поселение Нахалат-Иехуда (основано в 1914 г.) близ Ришон-ле-Циона названо в его честь.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПИНСКЕР Леон в ЭЕЭ