Ницше, Фридрих
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →
Версия 19:22, 23 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Ницше, Фридрих (Nitze, Friedrich; 1844, Рёккен, Саксония, – 1900, Веймар), немецкий философ и поэт. Поскольку Ницше не стремился к систематике в философии (философия для него не система, а все исчерпывающие высказывания о мире), его взгляды, в частности на евреев и иудаизм, дают основания для разных и даже противоположных оценок.
Репутацию антисемита и провозвестника новейшего антисемитизма принесли Ницше его общее видение мира и органически связанная с этим резко отрицательная оценка роли иудаизма и евреев в истории. Понимая под изначальным и вечным смыслом человеческой истории творение высшей красоты, совершенной гармонии и утонченной культуры, на которое способно лишь избранное меньшинство, и считая любые ограничения и препятствия, мешающие этому меньшинству выполнять свое предназначение, противоречащими истинной природе человека (отсюда его учения о естественном неравенстве людей, о «воле к власти», о «сверхчеловеке», находящемся по ту сторону добра и зла, и т. д.), Ницше стал в непримиримую оппозицию к христианству, а через него и к иудаизму и евреям. Непростительное преступление евреев перед человечеством Ницше видел в созданной ими и воспринятой христианами морали, основанной на принципах равенства, добра и сострадания, которая внесла в историю порчу, ибо ослабила волю избранного меньшинства к власти и дала возможность слабым и неудачникам сравняться с избранными и даже превзойти их в жизненном статусе. В подобном контексте и дает Ницше свои принципиальные оценки («Антихристианин», «Генеалогия морали», «По ту сторону добра и зла» и другие): «Евреи — это самый замечательный народ мировой истории, потому что они, поставленные перед вопросом «быть или не быть», с внушающей ужас сознательностью предпочли «быть» какою бы то ни было ценой; и этой ценой было радикальное извращение всей природы, всякой естественности, всякой реальности, всего внутреннего мира, как и внешнего... Евреи вместе с этим — самый роковой народ во всемирной истории: своим дальнейшим влиянием они настолько извратили человечество, что еще теперь христианин может чувствовать себя антииудеем, не понимая, что он есть последний логический вывод иудаизма». Относительно Библии Ницше пишет, что, читая ее, «нужно помнить, что ты среди евреев... Игра в «святое», достигшая здесь такой гениальности, какой она не достигала нигде... фальшь в словах и жестах как искусство — это не случайность какой-нибудь единичной одаренности, какой-нибудь исключительной натуры. Это принадлежность расы».
Не лишена, однако, основания и оценка Ницше как едва ли не филосемита: вне связи с доктриной его высказывания о евреях были весьма положительными, нередко в них чувствуется даже восхищение. Суждение, типичное для Ницше: евреи — народ, «у которого по нашей вине была самая скорбная история в сравнении с другими народами, который дал самый чистый тип мудреца (Б. Спинозу) и производящую могучее влияние Книгу, и нравственный закон, имевший сильное действие». Неоценимой считал Ницше роль евреев в создании европейской культуры: «...в самые темные эпохи средних веков, когда азиатская грозовая туча нависла над Европой, еврейские свободные мыслители, ученые и врачи крепко держали знамя просвещения и умственной независимости и защищали Европу от Азии, несмотря на то, что подвергались насилию и находились в самых тяжелых условиях». О современном ему еврействе Ницше писал: «Нет никакого сомнения в том, что из всех живущих в настоящее время в Европе рас самая сильная, самая живучая и самая чистая — это евреи», — и считал, что в будущей сильной смешанной европейской расе евреи — весьма «пригодный и желательный ингредиент». Ницше высоко ценил творчество Генриха Гейне (ставил сразу вслед за И. В. Гете), а также Дж. Мейербера, Ж. Оффенбаха, Ф. Мендельсона и других, резко отрицательно высказывался об антисемитизме, считая его проявлением узости и стадности, и даже предлагал изгнать «антисемитских крикунов» из Германии.
Национал-социализм не без основания провозгласил Ницше своим первым философом и пророком. Для этого, правда, понадобилось во многом исказить его взгляды, чему способствовала деятельность его сестры Э. Фестер-Ницше, издававшей литературное наследие Ницше. С ней и с композитором В. Р. Вагнером Ницше при жизни порвал отношения из-за их антисемитизма.
Некоторые аспекты философии Ницше оказали заметное влияние на иврит новую литературу, особенно на М. И. Бердичевского, И. Х. Бреннера и Ш. Черниховского, а также на идеологию некоторых течений раннего сионизма, резко отмежевывавшихся от еврейской религиозной традиции. Восторженным поклонником Ницше является и представитель ультраортодоксальной группы Наторей карта А. Л. Вайсфиш (родился в 1929 г.?).
Перевод сочинений Ницше на иврит осуществлен И. Элдадом (в 4-х томах, 1968–69).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья НИЦШЕ Фридрих в ЭЕЭ