Кадар, Ян
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →
Версия 19:10, 23 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Кадар, Ян (Kadár, Ján; 1918, Будапешт, – 1979, Лос-Анджелес), кинорежиссер. Учился до 1938 г. на юридическом факультете Пражского университета, затем на отделении кино и фотографии в Институте искусств в Братиславе. Во время Второй мировой войны был узником нацистских концлагерей. После войны снял документальную ленту «Возрождение из руин» (1946) и был принят ассистентом режиссера и сценаристом на киностудию «Баррандов» в Праге, где с 1952 г. все фильмы снимал с Э. Клосом. Приключенческая лента «Похищение» (1953, Государственная премия ЧССР), сатирическая комедия «Музыка с Марса» (1955) и психологическая драма «Там, на конечной остановке» (1957) принесли им европейскую известность. За фильм «Три желания» (1959) режиссеры были лишены на три года права снимать художественные кинокартины, а за документальную ленту «Спартакиада» (1960) попали в так называемый черный список противников режима. После длительного перерыва Кадар и Э. Клос поставили антинацистские фильмы «Смерть зовется Энгельхен» (1963, по роману Л. Мнячко), «Обвиняемый» (1964, по новелле Л. Гашковой) и «Магазин на площади» (1965, сценарий Л. Гроссмана, 1921–81; с 1968 жил в Израиле) с Идой Каминьской в главной роли. Этот фильм о трагедии евреев — жертв нацизма был в 1966 г. отмечен премией «Оскар» как лучший иностранный фильм, премией Д. Селзника и другими премиями, в том числе Государственной премией ЧССР.
Съемки американо-чехословацкого фильма «По течению», начатые Кадаром в 1968 г. по рассказу Б. Маламуда «Ангел Левин», были прерваны из-за вторжения в Чехословакию советских войск и завершены в 1969 г. уже в США, куда Кадар эмигрировал в середине 1968 года.