Жабес, Эдмон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →
Версия 12:43, 23 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Жабес, Эдмон (Jabès, Edmond; 1912, Каир, – 1991, Париж), французский писатель. Сын итальянского еврея, поселившегося в Египте, Жабес получил французское образование в Каире. В 1930 г. Жабес поступил на литературный факультет Сорбонны, но в первый же год бросил занятия, посвятив себя поэзии и общественной деятельности. В период 1930–35 гг. Жабес опубликовал в Париже и Каире первые сборники стихов. Жабес участвовал в антифашистском движении во Франции. Вернувшись в Египет, основал в Каире Молодежную лигу по борьбе с антисемитизмом. С 1941 г. по 1945 г. Жабес был активным членом антифашистского объединения итальянцев в Египте.
К числу первых публикаций Жабеса относятся книги «Питьевая тьма» (1936), «Письма Макса Жакоба к Эдмону Жабесу» (1945; см. М. Жакоб), «Песни к трапезе людоеда» (1947). С 1945 г. по 1958 г. Жабес сотрудничал во многих периодических изданиях Франции («Меркюр де Франс», «Ле Летр нувель») и других стран, в частности, в каирском журнале сюрреалистического направления «Ля Пар дю сабль» и «Ботеге оскуре» (Рим). Он основал в Каире издательство «Путь к источникам» (1954), в котором издал произведения современных французских поэтов и прозаиков и несколько сборников собственных стихов. После Суэцкой кампании 1956 г. был вынужден покинуть Египет и в 1957 г. окончательно поселился в Париже. В 1976–80 гг. читал лекции в различных университетах Европы и США.
К числу наиболее известных произведений Жабеса относятся: книги стихов «Я строю свой дом» (1959), в которую вошли и ранее опубликованные им стихотворные сборники; «Книга вопросов» (тт. 1–7, 1963–73), «Книга подобий» (тт. 1–3, 1976–80). Эссе Жабеса «Как я читаю Пауля Целана» (1990; см. П. Целан) вышло в свет с параллельными текстами на французском и немецком языках. Один из лейтмотивов «Книги вопросов» (и некоторых других произведений Жабеса), в которой большое место занимает тема Катастрофы, — отождествление еврея и поэта; по мнению автора, поэт может творить лишь в изгнании. Последний том «Книги вопросов» («Эль, или Последняя книга») посвящен поискам единства между иудаизмом и литературным творчеством, а также проблемам языка и слова.
Книги Жабеса трудно отнести к какому-то определенному литературному жанру, писатель-новатор часто черпает мотивы в Талмуде и каббале. Его тексты представляют собой чередование бесконечных медитаций, диалогов между воображаемыми раввинами, афористически толкующими вопросы жизни, судьбы, свободы, смерти. Повествование часто прерывается мистическими заклинаниями. Все литературные произведения Жабеса, как поэтические, так и прозаические, проникнуты философскими размышлениями. Он выступил как философ в работе «Неизгладимое, незабываемое» (1980).
Произведения Жабеса переведены на многие языки. К творчеству Жабеса обращаются в своих исследованиях известные литературоведы и философы, в частности, Э. Левинас и Ж. Деррида.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЖАБЕС Эдмон в ЭЕЭ