Воскресение из мёртвых - трактовка в еврейской традиции

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
MyBot (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →

Версия 11:35, 23 ноября 2011


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Воскресение Из Мёртвых (תְּחִיַּת הַמֵּתִים, тхият hа-метим), вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. Воскресение из мертвых следует отличать от веры в какой-либо вид личного существования в ином мире после смерти (см. Олам hа-ба) или в бессмертие души. Воскресение из мертвых — одно из основных положений еврейской эсхатологии (наряду с верой в пришествие Мессии).

Вера в воскресение из мертвых, бесспорно, существовала уже при Маккавеях; она была включена в качестве одного из догматов веры в Мишну (Санх. 10:1), стала вторым благословением Амиды и последним из 13 догматов веры, сформулированных Маймонидом.

В целом библейский взгляд на смерть заключается в том, что она рассматривается как необратимое состояние. Наиболее отчетливое формулирование этого взгляда дано в книге Иова, согласно которой нисшедший в шеол (не дифференцированное еще на рай и ад обиталище мертвых) не поднимается из него и не возвращается в дом свой (Иов 7, 9, 10). Это соответствует библейской доктрине воздаяния, по которой человеку воздается по справедливости в течение его земной жизни. Судьбы Ханоха и Илии, прекращение земной жизни которых не является смертью (Быт. 5:24; II Ц. 2:1), суть лишь исключения.

Несмотря на общую идею о необратимости смерти, элементы идеи воскрешения присутствовали в библейской мысли с древних времен. Одним из атрибутов действия Бога является присущая ему возможность не только умерщвлять, но и оживлять (Втор. 32:39; ср. Псах. 68а — аргумент в пользу того, что имеются в виду смерть и жизнь одного и того же лица), не только низводить в шеол, но и поднимать из него (I Сам. 2:6; ср. II Ц. 5:7). Однако идея собственно воскресения из мертвых впервые ясно появляется лишь в книге Даниэля, согласно которой в эсхатологическое время «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Иными словами, те поколения, чьи грешники избежали наказания и чьи праведники умерли, не получив воздаяния за преданность Господу, будут снова призваны к жизни и каждый получит по заслугам. Близкие мысли высказываются и в книге Исайи (26:19).

В талмудический период учение о воскресении из мертвых считалось одним из главных положений иудаизма. Десятая глава мишнаитского трактата Санхедрин начинается словами: «Весь Израиль имеет долю в будущем мире, как сказано: “И народ твой весь будет праведный, навеки наследует землю...” (Ис. 60:21). А вот у кого не будет доли в будущем мире — у того, кто говорит: “Нет никакого воскресения мертвых”». Догма воскресения из мертвых была одним из важных предметов спора между фарисеями, признававшими ее, и саддукеями, ее отрицавшими.

Учение о воскресении из мертвых воплощает две существенные идеи: 1) идею воздаяния еврейскому народу в целом, а не просто отдельному индивидууму; 2) идею о том, что тело и душа человека находятся в неразрывном единстве и в равной степени важны.

Можно полагать, что эти две идеи развились или получили столь первостепенное значение на разных этапах формулирования учения о воскрешении из мертвых. Что касается первой из них, то согласно мировоззрению иудаизма окончательное спасение является спасением всего еврейского народа. По учению пророков, на земле будут царить мир, справедливость и праведность. Очевидно, обретут их лишь те, кто будет существовать в период спасения. Учение о воскресении из мертвых предполагает возможность праведникам, когда-либо жившим на свете, воскреснув, получить в будущем мире свою долю воздаяния за справедливость и праведность. Что касается второй из отмеченных идей, ни душа, ни тело, взятые отдельно, не могут грешить или быть праведными, и лишь человек как единство души и тела может быть судим, наказуем и вознаграждаем.

В талмудический период и вплоть до нового времени идея воскрешения из мертвых понималась настолько буквально, что благочестивые евреи часто заботились об одежде, в которой им предстояло быть похороненными, о полном погребении всех органов тела и о том, чтобы быть погребенными в Эрец-Исраэль и именно в Иерусалиме.

В раввинистической литературе существует серьезная проблема, связанная с метаисторическим местом воскресения из мертвых. Некоторые считают, что оно является конечной целью и, таким образом, последней ступенью в эсхатоне (судьбе мира), идентичной будущему миру; другие же говорят о воскресении из мертвых, предшествующем окончательному спасению, то есть будущему миру. Существуют также разногласия относительно того, кто подлежит воскрешению: по некоторым источникам, воскрешены будут только праведные, по другим же — воскресение из мертвых есть удел каждого. Так, одна из молитв субботней утренней службы гласит: «Нет Тебе равнодостойного, о Господи Боже наш, в мире сем и нет вне Тебя, о Царь наш, в жизни мира грядущего; нет кроме Тебя Искупителя для нас в дни Мессии и нет подобного Тебе, Спаситель наш, при воскресении мертвых». Из этого текста явствует, что грядущий будущий мир отделен от воскресения из мертвых и предшествует ему. Однако по толкованию мидраша Сифрей Дварим стиха из книги Притчей Соломоновых (6:22), слова «когда ляжешь спать, будут охранять тебя» относятся к смертному часу, «когда пробудишься» — к дням Мессии, а «будут беседовать с тобою» — к будущему миру. Здесь будущий мир явно следует за воскресением из мертвых.

Среди средневековых еврейских философов существовало много разных мнений по поводу воскресения из мертвых. Такие разногласия возникали главным образом из-за неясностей в этом вопросе в талмудический период. Наиболее противоречивые высказывания по поводу этого догмата были сделаны Маймонидом. В своем комментарии к 10 главе трактата Санхедрин он высказывает следующую мысль: «Воскресение является одной из основ религии нашего учителя Моисея; для того, кто не верит в это, нет ни религии, ни связи с еврейским народом, однако оно лишь для праведных... но знайте, что человек определенно умрет и разделится на то, из чего он состоит». В то же время в «Мишне Тора» (Яд, Тшува 8:2) Маймонид утверждает, что «в будущем мире нет тела, вернее есть лишь души праведников без тела, подобные ангелам...» В более позднем труде «Маамар тхият hа-метим» («Рассуждение о воскресении из мертвых») Маймонид приходит к выводу, что, конечно, воскресение будет иметь место, но не как постоянный процесс; оно последует за периодом, в течение которого души праведников получат воздаяние в будущем мире, после чего воскресшие снова умрут и праведные еще раз вернутся в будущий мир, который явится их истинным вознаграждением.

В течениях, возникших в иудаизме в новое и новейшее время (см. Реформизм в иудаизме, Реконструктивизм, Консервативный иудаизм), концепция воскресения из мертвых отрицается полностью или интерпретируется как один из компонентов концепции бессмертия или конечного спасения человека Богом.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ВОСКРЕСЕНИЕ ИЗ МЁРТВЫХ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация