Антверпен (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
MyBot (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →

Версия 08:02, 23 ноября 2011


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Антверпен Синагога в Антверпене. Фотография начала 20 в. Еврейская энциклопедия (СПб.


Антверпен, город в Бельгии, порт и торговый центр. Первые сведения о пребывании евреев в городе относятся к первой половине 14 в. Антверпен упоминается в числе городов, в которых еврейские общины были уничтожены во время волны погромов 1348–50 гг. (см. «Чёрная смерть»). Возникновение первой значительной еврейской общины относится к периоду прибытия марранов с Пиренейского полуострова. 30 марта 1526 г. император Карл V издал охранную грамоту для португальских новых христиан в Антверпене. К середине 16 в. было решено изгнать из Антверпена марранов, которые прибыли туда до 1543 г. В 1550 г. указ был снова подтвержден, и большинство марранов в принудительном порядке выселено из города. После Вестфальского мира, завершившего Тридцатилетнюю войну между Священной Римской империей германской нации и ее союзниками, с одной стороны, и Францией, Швецией и их союзниками — с другой (1648), уравнением протестантов в правах с католиками евреи стали возвращаться в Антверпен, где ими была основана тайная синагога. По Утрехтскому мирному договору (1613) бельгийские Нидерланды перешли от Испании к Австрии, и еврейская община получила возможность существовать открыто, но право на получение звания гражданина Антверпена рассматривалось в каждом отдельном случае индивидуально и предоставлялось, если магистрат считал, что проситель может быть полезен для города. Так, в 1715 г. купец А. Арон получил право гражданства. В результате французской оккупации в 1794 г. евреям было разрешено без ограничений селиться в Антверпене, и впоследствии в общине стали преобладать ашкеназы.

В 1863 г. началась интенсивная торговля на реке Шельда, что способствовало расцвету еврейской общины Антверпена. К началу 20 в. она достигла небывалого благосостояния. Через антверпенский порт проходила массовая еврейская эмиграция из Восточной Европы в Америку; одновременно началось быстрое развитие алмазной промышленности. Некоторая часть эмигрантов оставалась в Антверпене, и еврейское население города стремительно росло. Так, если в 1849 г. в Антверпене проживали 52 официально зарегистрированные еврейские семьи и 25 незарегистрированных, то в 1900 г. еврейское население города составляло около восьми тысяч человек. Обработка алмазов стала основным занятием еврейского населения, и Антверпен стал главным европейским центром в этой отрасли. Число евреев в Антверпене возросло к 1939 г. до пятидесяти пяти тысяч человек, что составило около 20% еврейского населения страны.

Когда немецкая армия вторглась в Бельгию в 1940 г., в Антверпене жили приблизительно пятьдесят тысяч евреев. Многие из них не имели бельгийского гражданства. Они подверглись преследованиям со стороны немцев в первую очередь. Большая часть их была арестована 28 августа 1942 г. и отправлена в пересылочные лагеря; остальные — 4 октября 1943 г. Часть евреев Антверпена пыталась спастись бегством, многие приняли активное участие в Сопротивлении антинацистском. В подпольных условиях активно действовали молодежные сионистские (см. Сионизм) движения. В 1940–41 гг. они занимались оказанием помощи евреям, доставкой продовольствия, медикаментов. В 1942–43 гг. еврейское подполье предпринимало различные попытки отправлять группы евреев в Швейцарию, Испанию. Десятки членов молодежных движений смогли перейти границу с этими странами. Многие евреи Антверпена участвовали в деятельности Комитета спасения евреев, оказывая помощь взрослым и детям, скрывающимся в убежищах. Другие были связаны с деятельностью различных организаций бельгийского Сопротивления, в первую очередь с Национальным бельгийским движением. После освобождения Антверпена 4 сентября 1944 г. англо-американскими войсками выяснилось, что в подполье скрывались три тысячи еврейских мужчин и женщин и триста детей.

В 1990 г. численность еврейского населения Антверпена составила около двенадцати тысяч человек (вторая по величине община Бельгии). Значительная часть евреев принадлежит к ортодоксальным общинам (см. Ортодоксальный иудаизм); по некоторым оценкам, в 40% еврейских семей (что намного больше, чем в любом другом европейском городе) соблюдают субботу и кашрут, взрослые мужчины регулярно посещают синагогу. В связи с тем, что ортодоксальные семьи, как правило, многодетны, медианный возраст еврейского населения Антверпена составляет 30 лет. Основные занятия евреев города — обработка алмазов и торговля ими.

В первой половине 1990-х гг. в Антверпене действовали три официально зарегистрированные еврейские общины, находившиеся под эгидой Центральной еврейской консистории Бельгии, а также не входившие в нее хасидские объединения (см. Хасидизм). В городе было 28 синагог, крупнейший в Европе общинный центр (основан в 1970 г.), три еврейские средние школы, признанные государством и субсидируемые им (2100 учащихся), иешива, несколько частных еврейских религиозных школ и талмуд-тора, специальная школа для детей с отставанием в умственном и физическом развитии. Около 90% еврейских детей Антверпена посещали общинные учебные заведения. Центральный совет еврейских социальных служб города финансировал, в частности, общество Биккур-холим, молодежные лагеря и дом престарелых.

В начале 2000-х гг. почти все еврейские дети Антверпена посещали еврейские школы. Три тысячи детей учились в двух ортодоксальных школах «Тахкемони» и «Иесодей hа-Тора». Умеренное ортодоксальное движение открыло школу «Явне», в которой изучают сионизм. Движения белзских (см. Белз) и сатмарских хасидов открыли в Антверпене свои учебные заведения. Еврейская община создала в Антверпене учебно-медицинский центр для больных детей, который посещают более ста учеников. В Антверпене печатается единственная еврейская газета в стране — еженедельник «Бельгиш исраэлитиш векблад» (издатель Л. Давидс, выходит нерегулярно). Еврейская община Антверпена в 2001 г. составляла около пятнадцати тысяч человек.

В июле 1980 г. в Антверпене арабский террорист бросил гранату в группу еврейских подростков, отправлявшихся в летний лагерь; один 15-летний мальчик был убит, многие получили ранения. В октябре 1981 г. около сефардской (см. Сефарды) синагоги города взорвалась заминированная автомашина; погибли двое прохожих, около ста человек были ранены.

После начала интифады ал-Акса в Антверпене резко усилились проявления антисемитизма. В 2000 г. в Антверпене была создана одна из наиболее экстремистских мусульманских организаций в Европе — АЕЛ. Ее глава Д. Абу Яхья неоднократно повторял: «Антверпен — бастион сионизма, а мы настроены превратить этот город в Мекку пропалестинского движения». Нередко в городе проходили демонстрации под антисемитскими лозунгами. Так, 3 апреля 2002 г. во время демонстрации, организованной АЕЛ, ее участники выкрикивали «Смерть евреям!». Группа молодых демонстрантов ворвалась в квартал, где в основном проживают евреи, и стала бить окна в магазинах еврейских торговцев. Через несколько дней трое еврейских юношей были атакованы толпой арабов около одной из синагог города, один из них был тяжело ранен.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья АНТВЕРПЕН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация