Спилберг, Стивен (ЭЕЭ)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenConsolidate| or Спилберг, Стивен}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРО…»)
Текущая версия на 07:53, 23 ноября 2011
Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей: or Спилберг, Стивен
Источник: | ||||||||
|
Спилберг, Стивен (Spielberg, Steven Allan; родился в 1946 г., Цинциннати, США), американский кинорежиссер и продюсер. Образование получил в колледже штата Калифорния. Уже в возрасте 13 лет поставил 40-минутный фильм о войне «Бегство в никуда», а в 1963 г. — любительский фильм «Свет от камина». В 1969 г. на кинофестивале в Атланте Спилберг представил свой первый профессиональный короткометражный фильм «Иноходь».
В 1971 г. Спилберг начал работать для телевидения. Его первый полнометражный телефильм «Дуэль» (1971) о поединке между огромным грузовиком и легковой машиной, символизирующем мир насилия, продемонстрировал умение режиссера достичь драматического эффекта с помощью лаконичных средств. Завоевал популярность фильм Спилберга «Шугерлэнд-экспресс» (1974, премия международного фестиваля в Канне) о молодых супругах, пытающихся вернуть отнятого у них по приговору суда ребенка.
Большой финансовый успех принес Спилбергу фильм «Челюсти» (1975) об огромной акуле, пожирающей людей (тема восходит к классическому роману Г. Мелвилла «Моби Дик»). Успех фильма повлек за собой появление нескольких фильмов-подражаний, поставленных другими режиссерами. В творчестве Спилберга проявляется стремление к визуальным эффектам, достигаемым с помощью трюков и макетов, производящих впечатление живых существ. Модной «космической» фантастике Спилберг отдал дань в фильме «Близкие контакты третьего вида» (1977), рассказывающем о посещении Земли инопланетянами. Комедия «1941» (1979) в сатирическом духе изображала Голливуд, подвергшийся нападению японской подводной лодки во время Второй мировой войны.
В фильме «Инопланетянин» («И. Ти», 1982) жестокому и корыстному миру взрослых противопоставлена трогательная дружба десятилетнего мальчика с разумным существом с другой планеты.
Вместе с режиссером Дж. Лукасом Спилберг поставил кинотрилогию о приключениях профессора-археолога Индианы Джонса: «Искатели потерянного ковчега» (1981); «Индиана Джонс и храм Страшного Суда» (1984); «Индиана Джонс и святой Грааль» (1989). Фильмы построены по одной схеме: неуязвимый Индиана Джонс разрушает козни злодеев и спасает чудодейственные реликвии (в том числе Ковчег Завета).
В 1986 г. Спилберг поставил реалистический фильм «Пурпурный цвет» по роману Э. Уокер — о жизни чернокожей девочки на юге США в первой половине 20 в. В фильме «Империя Солнца» (1987) события Второй мировой войны показаны через восприятие английского мальчика, оказавшегося в оккупированном японцами Шанхае (см. Китай). Превратности войны смещают в представлениях юного героя критерии добра и зла. В 1990 г. Спилберг поставил фильм «Хук»; в нем сказочный герой — мальчик Питер Пен — превращается во взрослого мужчину, отца двоих детей, которых похищает злодей.
Приемы, испробованные в фильме «Челюсти», Спилберг успешно применил в фильме «Парк юрского периода» (1993), где зрителя поражают искусно сделанные движущиеся макеты гигантских динозавров. В фильме содержится предостережение об опасностях, таящихся в генной инженерии.
Особое место в творчестве Спилберга занимает тема Катастрофы, к которой он обратился в фильме «Список Шиндлера» (1993). За этот фильм Спилбергу была присуждена премия «Оскар». В 1994 г. Спилберг основал общество, целью которого является создание всеобъемлющего архива запечатленных визуальными средствами свидетельств лиц, переживших Катастрофу.
Спилберг как продюсер успешно сотрудничал с режиссерами Дж. Данте («Гремлины», 1984; «Гремлины II», 1990), Д. Блутом, поставившим на студии У. Диснея рисованный фильм «Американский хвост» (1987), в котором затронута тема иммиграции евреев в США в конце 19 в., и с Б. Зильберлингом («Каспер», 1994).
Некоторые критики упрекают Спилберга в бессодержательности и погоне за чисто коммерческим эффектом, однако в каждом фильме Спилберг демонстрирует мастерское владение языком кино, техническое новаторство, умение увлечь зрителя.
В 1990 г. Американская академия кинематографических искусств и наук (Американская киноакадемия) присудила Спилбергу премию И. Талберга за выдающееся мастерство и важный вклад в киноискусство.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СПИЛБЕРГ Стивен в ЭЕЭ