Сефер-хасидим
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →
Версия 07:52, 23 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
«Сефер-Хасидим» (סֵפֶר חֲסִידִים, `Книга благочестивых`), этическое произведение, излагающее учение Хасидей Ашкеназ. Приписывается Иехуде бен Шмуэлю хе-Хасиду из Регенсбурга. «Сефер-хасидим» была впервые напечатана в 1538 г. в Болонье по Иерусалимской, наиболее достоверной рукописи. Фрагменты еще одной достоверной рукописи находятся в Оксфорде.
«Сефер-хасидим» состоит из пяти отдельных сочинений: «Сефер hа-ир’а» («Книга благоговения») — трактат педагогического, нравоучительного характера; «Сефер hа-тшува» («Книга покаяния»), посвященная вопросам искупления грехов, как отмечено в главе 68, параграф 13: «...и если ты согрешил, взвесь, какое раскаяние долженствует твоему греху...»; собственно «Сефер-хасидим» — основное сочинение, по имени которого назван весь сборник (болонское издание начинается с этой книги); книга без названия; «Сефер-хасидим бе-Мишлей Шломо» («Книга благочестивых о Соломоновых притчах»), содержащая толкования Притчей Соломоновых книги.
В «Сефер-хасидим» обсуждаются также реальные события, происходившие в средневековой Германии: упоминаются экономические связи и религиозные отношения между евреями и местным населением, погромы, учиненные крестоносцами в Германии и во Франции (см. Крестовые походы). В «Сефер-хасидим» обсуждаются не только вопросы касательно соблюдения мицвот, но также и конкретные вопросы этики: похвальные стороны воздержания от соблазнов и избежание любых ситуаций, могущих привести к совершению греха. Все в поступках и поведении праведного еврея должно соответствовать религиозной этике: одежда, разговор, молитва, работа, отношения с женой и друзьями, учителями, раввинами. Обсуждаются также вопросы этики, которые могут возникнуть при чрезвычайных обстоятельствах.
Исследователи «Сефер-хасидим» доказали, что в написании сборника участвовали несколько авторов. Наиболее явным подтверждением этого служат противоречия, встречающиеся в книге (например, в одном месте сказано, что если богатый человек скуп до такой степени, что голодает сам и допускает, чтобы голодала его жена, то сыну разрешается обмануть его и на отцовские деньги купить необходимые продукты родителям; однако в другом месте подобное поведение сына запрещается, и вместо этого ему предписывается содержать родителей за свой счет, проявляя таким образом уважение к воле отца).
Есть несколько разных мнений о происхождении и составе книги. Одно мнение предполагает, что «Сефер-хасидим» состояла из трех основных сочинений, происходящих от общего оригинала — древней «Сефер-хасидим», сочиненной Иехудой бен Шмуэлем; другое — что сборник «Сефер-хасидим» составлен неизвестным автором, но был обработан и дополнен учениками Иехуды бен Шмуэля; третье — что основной текст «Сефер-хасидим» был составлен Иехудой бен Шмуэлем и дополнен его учениками.
В новое время издание «Сефер-хасидим» осуществили И. Вистинецкий и И. Фрайман по Пармской рукописи (Берлин, 1891–94; 2-е изд. — Франкфурт, 1924; считается наилучшим); Болонское издание (см. выше) переиздал Р. Марголиот (Иер., 1957).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья «СЕФЕР-ХАСИДИМ» в ЭЕЭ