Сойер (братья художники)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →
Версия 07:50, 23 ноября 2011
Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана
Источник: | ||||||||
|
Сойер (Soyer), братья, американские художники. Сыновья Аврахама Сойера (Шоара; 1867–1940), учителя еврейской истории и литературы и литератора, писавшего на иврите и на идиш.
Рафаэл Сойер (Raphael Soyer; 1899, Борисоглебск, Воронежская губерния, – 1987, Нью-Йорк), живописец, рисовальщик и график. В 1912 г. семья Сойеров переехала в США и поселилась в Нью-Йорке, в районе Бронкс. С 1918 г. Рафаэл Сойер учился в Национальной академии рисунка в Нью-Йорке, а затем в Художественной студенческой лиге. В 1929 г. состоялась его первая персональная выставка. Рафаэл Сойер вступил в Джон-Рид-клуб — объединение деятелей культуры, придерживавшихся левых взглядов. Тогда же начал преподавать искусство в учебных заведениях и студиях Нью-Йорка. Участвовал в Федеральном художественном проекте в рамках программ Ф. Д. Рузвельта. Член Национальной академии рисунка (1951) и Американского института искусств и литературы (1958). Неоднократно посещал Европу, бывал в Советском Союзе (1935 и 1963 гг.). В 1968 г. приезжал в Израиль, где встречался с Р. Рубином, Анной Тихо и Ш. И. Агноном.
Художественный почерк Рафаэла Сойера не менялся в течение всей его творческой жизни, он оставался верным своим эстетическим принципам («Я выбрал путь реалиста и гуманиста в искусстве», — писал он). У Рафаэла Сойера нет четкого деления на жанры: он помещает автопортреты и портреты своих близких в жанровые композиции, часто трактует портреты как бытовые сцены; одни и те же модели позируют и для обнаженной натуры, и для жанровых картин. Художник изображает, как правило, знакомый ему до мельчайших подробностей Бронкс.
Искусство Рафаэла Сойера интимно и лирично, художник обычно изображает состояние, а не действие; его образы задумчивы, погружены в себя («Интимный интерьер», около 1933 г., частное собрание, США; «Железная койка», 1972, собрание семьи художника, Нью-Йорк).
На портретах Рафаэла Сойера чаще всего его близкие, друзья, коллеги по искусству, он их изображает без тени идеализации, но с большой теплотой («Давид и Маруся Бурлюки», 1943, частное собрание, США; «Портрет жены», собрание семьи художника, Нью-Йорк). Рафаэл Сойер создал большое количество автопортретов — живописных, рисованных, литографий, офортов («Автопортрет с рукой, прикасающейся ко рту», около 1942 г., частное собрание, США; «Автопортрет восьмидесятилетнего», 1980, собрание Тиссен-Борнемисса, Лугано; «Прощание с Линкольн-Сквэр», 1959, фонд Хиршхорна, Нью-Йорк, где художник изобразил себя в жанровой сцене).
Бытовые картины не обладают выраженным сюжетом — это служащие, спешащие на работу, старики и безработные, сидящие в сквере, молодежь, фланирующая по улицам («Девушки из офиса», 1936, Музей Уитни, Нью-Йорк; «Уличная сцена в Виллидж-Ист», 1965, частное собрание, США). Иногда в этих скромных сценах содержится критика действительности, как в картинах «Временные постояльцы» (1936, Художественный музей Аллентаун) или «Дети города» (около 1952 г., частное собрание, США).
Рафаэл Сойер — тонкий колорист, его живопись богата оттенками. Живописи, рисункам, литографиям и офортам Рафаэла Сойера присуща основательность старых мастеров, преемником которых ощущал себя художник; недаром он изобразил себя в их окружении («Автопортрет с Коро, Дега и Рембрандтом», частное собрание, США).
Картина «Дань уважения Томасу Икинсу» (фонд Хиршхорна, 1963–65, Нью-Йорк) вдохновлена произведениями А. Фантен-Латура и М. Дени на подобные темы; картина «Художники и модели» (1948, Институт американского искусства Батлера, Нью-Йорк) навеяна «Мастерской» Г. Курбе.
Мозес Сойер (Moses Soyer; 1899, Борисоглебск, Воронежская губерния, – 1974, Нью-Йорк), живописец. Брат-близнец Рафаэла Сойера. С 1912 г. жил в Бронксе. С 1918 г. учился в Нью-Йорке в Художественном училище Национальной академии рисунка, затем в художественной школе Феррер и в художественной школе Союза воспитателей. В 1926 г. путешествовал по Европе, с 1927 г. преподавал в различных художественных школах. В 1929 г. состоялась первая персональная выставка Мозеса Сойера. В 1935 г. участвовал в мероприятиях Федерального художественного проекта (см. выше), делал стенные росписи. С 1963 г. был членом Национальной академии рисунка, с 1966 г. — Американского института искусств и литературы.
Живопись Мозеса Сойера отличается свободной манерой, изысканной колористической гаммой. В пластике фигур, в ритмическом построении композиции, в понимании женской красоты, воспеванию которой посвящены его картины, Мозес Сойер, формировавшийся под влиянием импрессионистов и постимпрессионистов, остается самостоятельным художником. Особое место в его искусстве занимает портрет. В портрете Кина Воллара — поэта и переводчика — воссоздан образ человека, близкого художнику и поэтому особенно тонко понятого им; работы «Марсия в черном» (1958, Галерея АСА, Нью-Йорк), «Джулия Эвергуд» (1962, Музей Уитни, Нью-Йорк), «Беременная» (1965, Галерея АСА, Нью-Йорк) относятся к лучшим американским произведениям этого жанра своего времени.
Айзек Сойер (Isaac Soyer; 1907, Тамбов, – 1981, Нью-Йорк), живописец. Учился живописи в художественных студиях Парижа и Мадрида. Художник реалистического направления, писал жанровые сцены и пейзажи.
См. также Искусства пластические. 20 век.