Симферополь (ЭЕЭ)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
MyBot (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗА…»)
Следующая правка →

Версия 07:49, 23 ноября 2011


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Симферополь, город на Украине, административный центр Автономной Республики Крым (см. Крым). Вскоре после основания Симферополя (1784) в нем начали селиться крымчаки и ашкеназы. В 1791 г. Симферополь, как и весь Крым, был включен в перечень территорий, где разрешалось постоянное проживание евреев (см. Черта оседлости). В списке налогоплательщиков города, составленном в 1803 г., было 448 евреев-мещан и 23 купца. В 1847 г. в Симферопольское еврейское общество входили общины собственно Симферополя (431 человек), а также Ялты (87 человек) и Евпатории (30 человек). После Крымской войны 1853–56 гг. приток ашкеназов в Симферополь существенно возрос, и к 1897 г. в городе проживал 8951 еврей-раббанит (18,2% всего населения), в том числе около 500 крымчаков; в городе насчитывалось около тысячи караимов. В 1880-х гг. в Симферополе возникли кружки Ховевей Цион, в конце 1890-х гг. – начале 1900-х гг. — сионистские группы (см. Сионизм); уполномоченным всемирной Сионистской организации в Симферопольском округе был В. Якобсон.

В начале 20 в. в Симферополе жили примерно 9300 евреев (15% всего населения города); они занимались главным образом торговлей и ремеслами. Еврейским предпринимателям принадлежали несколько табачных фабрик и типографий. В Симферополе работали две школы талмуд-тора (для ашкеназов и крымчаков; объединились в 1910 г.), мужское и женское еврейское начальное училища (первое с ремесленным отделением), еврейская больница (основана в 1853 г.), Общество помощи бедным евреям, созданное в 1898 г. В Симферополе действовали ячейки Бунда, Поалей Цион, Цеирей Цион; члены Поалей Цион в 1906 г. выпускали газету «Молот». В октябре 1905 г. в Симферополе произошел погром, во время которого было убито более 40 евреев.

В годы Первой мировой войны и гражданской войны в Симферополь прибыло значительное число беженцев с Украины, из Белоруссии, Литвы, а позднее — и из центральных и южных районов России. После февральской революции 1917 г. представители еврейских партий вошли в состав симферопольского совета; евреев избирали в него и по спискам большевиков и других политических организаций. Для предотвращения погромов в Симферополе был сформирован еврейский батальон, однако в январе 1918 г. большевики, захватившие власть в городе, распустили батальон и вывели из городского совета депутатов от еврейских партий.

В сентябре 1918 г. в Симферополе состоялся съезд еврейских общин Крыма; на нем был создан краевой комитет этих общин, во главе которого встал Д. Пасманик. В конце 1918 г. вышло несколько номеров газеты «Еврейская община». В ноябре 1918 г. – апреле 1919 г. в Симферополе действовало «краевое правительство», премьер-министром которого был караим С. Крым, министром внешних сношений М. Винавер. В этот период небольшие группы евреев (в основном члены молодежных сионистских организаций) начали переселяться из Симферополя в Эрец-Исраэль; с лета 1919 г. работу по организации алии возглавило открывшееся в городе Палестинское эмиграционное бюро. В 1919–21 гг. в Симферополе находились центральные органы объединения еврейских кооперативов «Ахва».

С восстановлением в Симферополе советской власти (ноябрь 1920 г.) началась постепенная ликвидация еврейских учреждений и организаций. К середине 1920-х гг. были уничтожены все сионистские объединения; подпольная ячейка hа-Шомер hа-цаир просуществовала в Симферополе до 1927 г. В первой половине 1920-х гг. в окрестностях Симферополя создавались еврейские сельскохозяйственные поселения (в том числе халуцианские коммуны; см. Халуцим), в конце 1920-х гг. – начале 1930-х гг. — еврейские колхозы. В 1926 г. в Симферополе жили 19 869 евреев. 31 октября 1941 г. Симферополь заняли германские войска; все евреи, не сумевшие к этому времени эвакуироваться (около четырнадцати тысяч человек), были расстреляны 11–14 декабря того же года. Всего в Симферополе и его окрестностях нацисты уничтожили 23 325 евреев.

После войны часть эвакуированных из Симферополя евреев вернулась в город; была восстановлена община. По данным переписей, в 1959 г. численность еврейского населения Симферополя составляла 11 040 человек, в 1970 г. — 10 948, в 1979 г. — 10 335, в 1989 г. — 8362 человека; евреи жили также в колхозах, расположенных недалеко от города. В конце 1960-х гг. в Симферополе оставалась одна синагога; власти разрешали выпечку маццы. В 1970–80-х гг. Симферополь стал одним из основных центров нелегальной и полулегальной работы по изучению истории и культуры караимов и крымчаков; организатором и активным участником этой работы был Л. И. Кая (1912–88).

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в Симферополе начали легально действовать различные еврейские организации — Крымское общество еврейской культуры «Зибн лихт» (основано в июне 1989 г.), молодежный культурный центр, музыкальный ансамбль «Хаверим». Были образованы кружки по изучению иврита и идиш. С октября 1990 г. стала выходить газета «Шолэм». В мае 1991 г. в Симферополе прошли дни еврейской культуры в Крыму. В декабре 1992 г. в городе была основана Еврейская община Крыма.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья СИМФЕРОПОЛЬ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация