Пасманик, Даниил Самойлович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Karkaix (Обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
Karkaix (Обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
||
Строка 59: | Строка 59: | ||
# «Революционные годы в Крыму», мемуары (1926). | # «Революционные годы в Крыму», мемуары (1926). | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
- | * | + | * [http://www.lechaim.ru/ARHIV/170/zhabot.htm Некролог Владимира Жаботинского Д. С. Пасманик, опубликованный в журнале «Рассвет», 13 июля 1930 года]. |
+ | |||
{{ElevenCopyRight|13157|ПАСМАНИК Даниил Самойлович}} | {{ElevenCopyRight|13157|ПАСМАНИК Даниил Самойлович}} | ||
[[Категория: Персоналии по алфавиту]] | [[Категория: Персоналии по алфавиту]] |
Версия 19:05, 18 ноября 2011
Источник: | ||||||||
|
Пасманик, Даниил Самойлович (Даниэль Гдальяху; 1869, Гадяч, Полтавская губерния, — 1930, Париж), русско-еврейский публицист и общественный деятель.
Содержание |
Биография
Сын меламеда. После окончания гимназии в Полтаве в 1887 году поступил на медицинский факультет Цюрихского университета (окончил в 1892 году).
В 1892—1899 гг. работал врачом в Болгарии, принимал активное участие в местной прессе (полемика с марксистом Х. Раковским).
В 1899—1905 гг. был приват-доцентом медицинского факультета Женевского университета.
С 1900 года примкнул к сионистскому (см. Сионизм) движению и вскоре стал одним из его виднейших публицистов и теоретиков (сотрудничал в «Ди вельт», в «Будущности», с 1904 года — член редколлегии журнала «Еврейская жизнь», а затем сменившего его «Рассвета»).
В конце 1905 года вернулся в Россию, сдал в Москве экзамен на звание врача, так как в Российской империи не признавали иностранные дипломы. Был сторонником так называемого синтетического сионизма (см. Гельсингфорсская программа), вел борьбу за гражданские права еврейства России, выступал против Бунда, полемизировал с Ахад hа-Амом, одним из первых разработал теорию движения Поалей Цион («Критика «теорий» Бунда»; «Национальный вопрос перед судом социал-демократии»; «Теория и практика поалейционизма» — все в 1906 года).
В 1906—1917 гг. Пасманик был членом ЦК Сионистской организации России. Печатался (иногда под псевдоним Даниэль бен Шмуэль) в органе Сионистской организации «Дос идише фолк» (Вильна), а также в сионистских журналах и альманахах на иврите, немецком, польском, сербском языках, участвовал в журнале «Еврейский мир», сотрудничал в «Еврейской энциклопедии» (см. Энциклопедии), выступал с лекциями о сионизме в разных городах России.
В 1908—1910 гг. Пасманик жил в Женеве, с 1910 года в Петербурге. Объявление войны 1914 года застало Пасманика в Женеве (где жила его семья), и он с трудом добрался до России, чтобы вступить в армию. Служил в полевых госпиталях до февраля 1917 года, когда из-за тяжелой болезни был помещен в лазарет в Ялте.
В период мировой войны Пасманик принимал участие в сионистских изданиях, в 1914 году выпустил брошюру «Война и Палестина», в которой предсказывал, что после победы союзников страна Израиля будет передана еврейскому народу, в 1915 г. участвовал в нелегальном съезде сионистов в Москве.
После февральской революции 1917 года
1917 год — Пасманик вступил в партию конституционных демократов (кадетов). В 1917—1919 гг. был редактором газеты «Ялтинский голос» и кадетского издания «Таврический голос» (Симферополь), в которых выступал в защиту генерала Л. Корнилова и белого движения, боролся против большевиков и социалистических партий. В 1918—1919 гг. Пасманик принимал участие в краевом правительстве в Крыму, которое опиралось на Добровольческую армию и англо-французские войска. Его правые взгляды, а также обмен рукопожатиями с лидером черносотенцев В. Пуришкевичем, увидевшем в нем единомышленника, вызвали возмущение в еврейской и русской демократической среде. Однако в 1918 году Пасманик был избран председателем Союза еврейских общин Крыма.
В 1919 году Пасманик эмигрировал во Францию, где в 1920—1922 гг. в Париже совместно с В. Бурцевым редактировал белоэмигрантскую газету «Общее дело».
В 1924 году совместно с группой еврейских деятелей правого направления участвовал в берлинском сборнике «Россия и евреи» (статья «Чего же мы добиваемся?»). Связь с правыми кругами русской эмиграции (в том числе и монархистскими) отдалила Пасманика от сионистского движения, которое официально отреклось от него. Тем не менее В. Жаботинский в некрологе Пасманика («Рассвет», 1930, № 28) отметил его большие заслуги перед сионизмом.
Перу Пасманика принадлежат сотни публикаций и десятки книг.
Пасманик также публиковал работы по медицине в специальных изданиях на немецком и французском языке.
Библиография (основные работы)
- «Экономическое положение евреев в России» (1906).
- «Чартер и концессии» (1906).
- «Теория еврейского сейма» (1907).
- «История эмансипации евреев в Швейцарии» (1907).
- «Странствующий Израиль. Психология еврейства в рассеянии» (1910, перевод на немецкий язык — 1911, на идиш — 1918).
- «Судьбы еврейского народа. Проблемы еврейской общественности» (1917).
- «Русская революция и еврейство. Большевизм и иудаизм» (1923).
- «Что такое иудаизм?» (французское издание, 1930).
- Д. Мирон Пасманик (псевдоним) «История еврейского интеллигента», автобиографический роман, был опубликован в «Еврейской жизни» (1905–1906).
- «Революционные годы в Крыму», мемуары (1926).
Ссылки
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПАСМАНИК Даниил Самойлович в ЭЕЭ