Гольдфаден, Аврахам

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{ElevenConsolidate| or Гольдфаден or Гольдфаден or Гольдфаден or Гольдфаден or [[Гольдфаден, Ав…»)
(Перенаправление на Гольдфаден, Авром)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenConsolidate| or [[Гольдфаден]] or [[Гольдфаден]] or [[Гольдфаден]] or [[Гольдфаден]] or [[Гольдфаден, Авраhам]] or [[Гольдфаден, Авраhам]] or [[Гольдфаден, Авраhам]] or [[Гольдфаден, Авраhам]] or [[Гольдфаден, Авром]] or [[Гольдфаден, Авром]] or [[Гольдфаден, Авром]] or [[Гольдфаден, Авром]]}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#REDIRECT [[Гольдфаден, Авром]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Файл: 11248_L.jpg|thumb|250px|left|[[Гольдфаден, Аврахам]] Афиша к спектаклю по пьесе А. Гольдфадена «Бар-Кохба». Нью-Йорк]]
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Гольдфаден, Аврахам''' (Goldfaden, Abraham; настоящая фамилия Голденфодим; 1840, Староконстантинов, Хмельницкая область, Украина, – 1908, Нью-Йорк), основатель профессионального театра на идиш, драматург и поэт. Сын часовщика, приверженца [[Хаскала|Хаскалы]], Гольдфаден получил традиционное еврейское и светское образование, владел русским и немецким языками. В 1857–66 гг. учился в Житомирском раввинском училище, получил звание учителя и до 1875 г. преподавал в казенных училищах Симферополя и Одессы. Еще в Житомире Гольдфаден под влиянием своего земляка и наставника [[Готлобер, Аврахам Бер|А. Б. Готлобера]] стал писать стихотворения на иврите, вошедшие в сборник «Цицим у-фрахим» («Ростки и цветы», 1865). Но как поэт Гольдфаден стал известен после выхода в свет сборников его стихотворений на идиш «Дос иделе» («Еврей», 1866) и «Ди идене» («Еврейка», 1869). Многие из этих стихотворений очень скоро стали популярными народными песнями. После неудач с изданием еженедельника «Исролик» (Львов, 1875) и газеты «Буковинер израелитишер фолксблат» (Черновицы, 1876) Гольдфаден переехал в Яссы. Встреча с «бродеровскими певцами» (см. [[Бродер|Б. Бродер]]), исполнявшими еврейские песни (в том числе и сочинения Гольдфадена) как сценические миниатюры, навела Гольдфадена на мысль создать с их участием спектакль, перемежая песни занимательными диалогами. Постановка в октябре 1876 г. первой пьесы Гольдфадена «Ди бобе мит дем эйникл» («Бабушка и внучек»), восторженно встреченной зрителем, считается рождением профессионального театра на идиш. Это был странствующий театр «блуждающих звезд», по образцу которого вскоре возникли многие новые труппы. Обычно их руководитель был, как и Гольдфаден, режиссером, оформителем спектаклей и автором всего репертуара. Из-за запрета русским правительством спектаклей на идиш труппа Гольдфадена после триумфального турне по Румынии и России (с 1879 г.) в 1883 г. прекратила существование. Гольдфаден выехал в Варшаву, где создал новую труппу под названием «немецкой» (играла до середины 1886 г.). В 1887–89 гг. Гольдфаден жил в Нью-Йорке, издавал газету «Ньюйоркер илустрирте цайтунг», затем ставил свои пьесы в Париже и Львове. В 1900 г. был делегатом от Парижа на Сионистском конгрессе в Лондоне. С 1903 г. жил в Нью-Йорке.
+
-
 
+
-
Свои спектакли Гольдфаден адресовал широким кругам еврейского общества, так как видел в театре действенное средство воспитания и просвещения народа. Поэтому Гольдфаден завершал свои пьесы нравоучительным финалом, во имя доступности прямолинейно делил героев на положительных и отрицательных, нередко ради успеха у невзыскательной публики перемежал в диалогах истинные блестки народного юмора пошловатым балагурством. Это не могло не сказаться на литературном качестве драматургических произведений Гольдфадена. Тем не менее многие из его пьес (около шестидесяти; не все изданы) и поныне не сходят со сцены театра на идиш, подвергаясь последующим обработкам. Особенно популярны его водевили «Шмендрик» («Ничтожный человечек», 1877), «Дер фанатик, одер цвей Куни-Лемлех» («Фанатик, или два простофили», 1880), музыкальные драмы «Шуламис» («Суламифь», 1880), «Ди кишефмахерин» («Колдунья», около 1879) и другие Реакцией на погромы в 1881 г. явилась пьеса Гольдфадена «Доктор Алмасадо» (1882), в которой события в Палермо 14 в. явственно намекали на русскую действительность, на тяжелое положение евреев России. Народно-героической драмой «Бар-Кохба» (1882) Гольдфаден, приверженец [[Ховевей Цион]], стремился пробудить у зрителя чувство национальной гордости и сознание таящихся в народе сил для сопротивления произволу.
+
-
 
+
-
Не умея записывать музыку и играть на каком-либо музыкальном инструменте, Гольдфаден, тем не менее, создавал мелодии для спектаклей. Черпая из еврейских народных песен, синагогальных напевов, народной и популярной музыки других европейских народов, в том числе из итальянских и французских оперных арий, Гольдфаден преобразовывал их, приспосабливая к ритму и настроению своих песенных текстов, входивших в пьесы. Многие песни Гольдфадена стали народными еще до того, как он включил их в свои пьесы, другие получили распространение благодаря спектаклям его труппы. Ряд пьес Гольдфадена ставился с большим успехом в Израиле в переводе на иврит.
+
-
 
+
-
Гольдфаден заслуженно был назван «отцом еврейского театра». Он внес крупный вклад в становление и развитие национального сценического искусства как драматург, создатель устойчивого репертуара и воспитатель первого поколения профессиональных еврейских актеров, из числа которых многие вскоре стали руководителями театральных трупп, игравших на идиш в ряде стран.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11248|ГОЛЬДФАДЕН Аврахам}}
+
-
 
+
[[Категория:ФОЛЬКЛОР.  ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]]   
[[Категория:ФОЛЬКЛОР.  ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]]   
-
 
[[Категория:Театр. Эстрада. Кино]]
[[Категория:Театр. Эстрада. Кино]]
 +
<!-- Слита со статьёй Гольдфаден, Авром -->

Версия 20:00, 17 ноября 2011

  1. REDIRECT Гольдфаден, Авром
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация