Ересь
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenConsolidate| or Ересь жидовствующих or Ересь жидовствующих or Ересь жидовствующих or [[Ер…»)
Следующая правка →
Версия 14:19, 14 ноября 2011
Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей: or Ересь жидовствующих or Ересь жидовствующих or Ересь жидовствующих or Ересь жидовствующих
Источник: | ||||||||
|
Ересь, исповедывание религиозных идей, противоречащих мнению общепризнанных в данной религии авторитетов. Определение ереси в иудаизме затруднено отсутствием в нем официально сформулированных догматов и центральной инстанции, обладающей признанным авторитетом в религиозных вопросах. Ересь следует отличать от отступничества, поскольку еретик не отвергает еврейской религии целиком и зачастую считает себя самым верным ее последователем.
Хотя Библия не знает специального термина для обозначения ереси, «пророк» или «сновидец», говорящий «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им» (Втор. 13:2–3), по существу, может рассматриваться как еретик. Библия предписывает побить камнями всякого, кто будет призывать к идолопоклонству (Втор. 13:7–12).
В талмудической литературе (см. Талмуд) для обозначения еретиков применяется ряд терминов: мин, эпикорос, кофер и мумар, значение которых толкуется по-разному. Некоторые отождествляют миним с иудеохристианскими сектами; другие — с различными группами евреев, отрицавших авторитет раввинов или веру в приход Мессии. Название эпикорос произошло от слова «эпикуреец» (последователь греческого философа Эпикура). Эпикурейцы отрицали веру в провидение и воздаяние, являющуюся существенным элементом еврейского религиозного мировоззрения. Кофер (буквально `отрицающий`) в трактате Санхедрин определяется как человек, задающий каверзные вопросы и изыскивающий противоречия в библейских текстах (39а-б). Термин кофер бе-иккар в раввинистической литературе применяется к тем, кто отрицает основной догмат (иккар) религии. Мумар (буквально `тот, кто изменяет`) обозначает отступника, однако в талмудической литературе это название относится и к еретику, в частности к тому, кто отвергает лишь одну из заповедей Торы (Хор. 11а). Поскольку еретик продолжает оставаться евреем, в раввинистической литературе разбираются галахические вопросы, касающиеся его отношения к еврейской общине: может ли еретик совершать жертвоприношение, быть в числе лиц, составляющих миньян, или выступать свидетелем в суде (Хул. 13а; Ш. Ар. О. Х. 55:11–12; Ш. Ар. Х. М. 34:22).
В Талмуде отражены различные точки зрения на ересь и различное отношение к еретикам: некоторые тексты сообщают о законоучителе, разделявшем трапезу с еретиком и приветливо беседовавшем с ним, другие же запрещают употребление пищи и вина, принадлежащих еретику, требуют уничтожения свитков Торы или тфиллин, написанных еретиком, и даже утверждают, что ради спасения жизни еретика не следует рисковать своей жизнью, так же как не следует принимать лекарства, назначенного врачом-еретиком (Хул. 13а-б; Гит. 45б; Ав. Зар. 26б; Тосеф. Хул. 2:20–21).
Отношение евреев к ереси всегда было тесно связано с заботой о внутренней устойчивости общины и ее отношениях с внешним миром. Еретики представляли собой не только духовную, но и политическую опасность, поскольку они могли навлечь гнев властей на всех евреев. Преследование еретиков обычно оправдывалось необходимостью оградить еврейский народ от пагубного влияния тех, кто высмеивает Тору и мнения законоучителей. Однако принятию энергичных мер против еретиков часто препятствовало стремление не допускать раскола среди еврейского народа. Примером борьбы с ересью может служить энергичная полемика Саадии Гаона против караимов. Ввиду отсутствия в еврействе центрального авторитета, который определил бы понятие «ересь» и меры, направленные против ее носителей, виновность в ереси устанавливалась в средние века отдельным раввином, общиной или группой общин. Мерой борьбы с ересью был херем (отлучение), запрещавший общение с еретиком, брак с ним, а также лишавший его права на погребение согласно еврейскому обряду. Поскольку херем имел силу лишь в пределах налагавшей его общины или области, находившейся под юрисдикцией объявившего его раввина, после провозглашения херема текст обвинения рассылался выдающимся религиозным авторитетам с просьбой утвердить его. Раввины, не причастные к событиям и зачастую находившиеся вдали от места провозглашения херема, могли счесть обвинения в ереси недостаточно обоснованными или предпочесть сохранение мира в общине преследованию еретиков. Даже в тех случаях, когда отлучение какой-либо группы (например, караимов) формально одобрялось всеми, общины практически игнорировали херем и сохраняли мирные отношения с отлученными.
К числу сект или учений, признанных еретическими, относятся самаритяне, иудеохристиане, караимы, саббатианцы (см. Саббатай Цви), франкисты (см. Яаков Франк). В ереси обвинялись и определенные сочинения. Моше Мендельсон в книге «Иерусалим» высказал революционное для своей эпохи мнение, что община не имеет законной власти над взглядами состоящих в ней членов. Либеральные еврейские мыслители 19–20 вв. выступали против всяких попыток ограничить свободу мысли в еврействе. Для сторонников ортодоксального иудаизма термин «ересь» до сих пор не утратил своего смысла.