Гроссман, Василий Семенович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Arielybot (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Гроссман, Василий Семёнович» в «Гроссман, Василий Семенович»: Замена текста — «ё» на «е») |
MyBot (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{ElevenConsolidate| or [[Гроссман, Василий Семёнович]] or [[Гроссман, Василий Семёнович]] or [[Гроссман, Василий Семёнович]] or [[Гроссман, Василий Семёнович]] or [[Гроссман, Давид]] or [[Гроссман, Давид]] or [[Гроссман, Давид]] or [[Гроссман, Давид]] or [[Гроссман, Марсель]] or [[Гроссман, Марсель]] or [[Гроссман, Марсель]] or [[Гроссман, Марсель]] or [[Гроссман, Меир]] or [[Гроссман, Меир]] or [[Гроссман, Меир]] or [[Гроссман, Меир]]}}{{Остатье\ЭЕЭ |
- | + | |ТИП СТАТЬИ=1 | |
- | + | |СУПЕРВАЙЗЕР= | |
- | + | |КАЧЕСТВО= | |
- | + | |УРОВЕНЬ= | |
- | + | |НАЗВАНИЕ= | |
- | + | |ПОДЗАГОЛОВОК= | |
- | + | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ= | |
- | + | |АВТОР2= | |
- | + | |ТЕМА= | |
- | + | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА= | |
- | + | |ИЗ ЦИКЛА= | |
- | }} | + | |ПУБЛИКАЦИИ= |
- | | | + | |ДАТА СОЗДАНИЯ= |
- | | | + | |ВИКИПЕДИЯ= |
- | | | + | |ИСТОЧНИК= |
- | | | + | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= |
- | | | + | }} |
- | | | + | |
- | | | + | |
- | | | + | |
- | | | + | |
- | | | + | |
- | | | + | |
- | | | + | |
- | | | + | |
- | | | + | |
- | | | + | |
- | | | + | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | }} | + | |
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | + | [[Файл: 11314_L.jpg|thumb|250px|left|[[Гроссман, Василий Семенович]] В. Гроссман.]] | |
- | |||
- | + | '''Гроссман, Василий Семенович''' (настоящее имя — Иосиф Соломонович; 1905, Бердичев, – 1964, Москва), русский писатель. Рос в ассимилированной (см. [[Ассимиляция]]) семье. В 1929 г. окончил физико-математический факультет Московского университета, до 1932 г. работал инженером в Донбассе. Первый опубликованный Гроссманом рассказ «В городе Бердичеве» (1934) — картина смятения евреев при частых переменах местной власти в ходе гражданской войны. В том же году вышла повесть Гроссмана из жизни шахтеров «Глюкауф». В роман «Степан Кольчугин» (части 1–4, 1937–40, не окончен), посвященный описанию прихода рабочего парня к большевизму, включены любовно написанные сцены местечкового быта в период Первой мировой войны, а в числе персонажей действуют многие евреи (большевик, анархист, добросердечный врач и т. д.). В годы Второй мировой войны Гроссман был фронтовым корреспондентом газеты советской армии «Красная звезда», где была напечатана его повесть «Народ бессмертен» (1942) — первое в советской литературе серьезное художественное произведение о начале войны. В творчестве Гроссмана антифашистская тема (очерк «Направление главного удара») тесно сплетается с мотивами борьбы евреев против нацизма, трагедии еврейского народа (новелла «Старый учитель», 1943; очерк «Треблинский ад», 1945, и др.). С конца 1943 г. и до конца 1945 г. вместе с [[Эренбург, Илья Григорьевич|И. Эренбургом]] Гроссман работал над «Черной книгой» — сборником материалов, показаний очевидцев и документов об уничтожении нацистами евреев на территории Советского Союза и Польши. Книга со вступительной статьей Гроссмана была набрана, но уничтожена в 1948 г. при ликвидации [[Еврейский Антифашистский Комитет|Еврейского антифашистского комитета]]. Сохранившаяся рукопись книги издана в Иерусалиме (1980). [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофе]] европейского еврейства был посвящен также переведенный на идиш очерк Гроссмана «Украина без евреев» (газета «Эйникайт», 1943, 25.11 и 2.12), публикация которого, возможно, была прекращена из-за косвенных обвинений в адрес местного украинского населения, причастного к убийствам евреев (на языке оригинала очерк не опубликован). | |
- | + | После окончания войны Гроссман был подвергнут резкой критике за якобы ложное понимание истории как повторения жизненных коллизий в пьесе «Если верить пифагорейцам» (1946). Критика Гроссмана переросла в травлю после того, как он в 1952 г. начал печатать роман-эпопею «За правое дело» (отдельное издание — части 1–3, 1954), в котором автор стремится осмыслить причины и ход Второй мировой войны. Роман и его автор подверглись жестоким нападкам советской критики. Еврейская тема, явственно звучавшая в опубликованных частях эпопеи, усиливалась в последующих частях (конфискованных КГБ в 1961 г.), о чем можно судить по их фрагментам, попавшим на Запад и изданным под названием «Жизнь и судьба» (1980). С 1956 г. до самой смерти Гроссман работал над публицистической повестью «Все течет...». Эта книга — одно из самых значительных произведений в современной русской литературе, написанное без какой-либо оглядки на цензуру и продиктованное стремлением сказать то, что автор думает о пережитом. Повесть — не только трагический рассказ о сталинском времени, о голоде 1933 г., об антиеврейской кампании конца 40-х гг., ведшей к подавлению свободной мысли и уничтожению интеллигенции, к вытеснению из науки и общественной жизни ярких индивидуальностей и замене их так называемыми национальными кадрами — бесцветными и угодливыми чиновниками от науки. Это повесть, помогающая понять исторический смысл общественных процессов, происходивших в Советском Союзе в 1930–50-х гг. В 1960-х гг. она распространялась в [[Самиздат|самиздате]], а в 1970 г. была опубликована на русском языке в Германии и переведена на многие языки. | |
- | + | В 1967 г. в Советском Союзе был опубликован со значительными цензурными купюрами лирический дневник-очерк Гроссмана о поездке в Армению «Добро вам!» (1965; журнальный вариант), в котором явственно звучит тема [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] европейского еврейства. | |
- | + | {{ElevenCopyRight|11314|ГРОССМАН Василий Семенович}} | |
- | |||
- | + | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]] | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Версия 14:07, 14 ноября 2011
Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей: or Гроссман, Василий Семёнович or Гроссман, Василий Семёнович or Гроссман, Василий Семёнович or Гроссман, Василий Семёнович or Гроссман, Давид or Гроссман, Давид or Гроссман, Давид or Гроссман, Давид or Гроссман, Марсель or Гроссман, Марсель or Гроссман, Марсель or Гроссман, Марсель or Гроссман, Меир or Гроссман, Меир or Гроссман, Меир or Гроссман, Меир
Источник: | ||||||||
|
Гроссман, Василий Семенович (настоящее имя — Иосиф Соломонович; 1905, Бердичев, – 1964, Москва), русский писатель. Рос в ассимилированной (см. Ассимиляция) семье. В 1929 г. окончил физико-математический факультет Московского университета, до 1932 г. работал инженером в Донбассе. Первый опубликованный Гроссманом рассказ «В городе Бердичеве» (1934) — картина смятения евреев при частых переменах местной власти в ходе гражданской войны. В том же году вышла повесть Гроссмана из жизни шахтеров «Глюкауф». В роман «Степан Кольчугин» (части 1–4, 1937–40, не окончен), посвященный описанию прихода рабочего парня к большевизму, включены любовно написанные сцены местечкового быта в период Первой мировой войны, а в числе персонажей действуют многие евреи (большевик, анархист, добросердечный врач и т. д.). В годы Второй мировой войны Гроссман был фронтовым корреспондентом газеты советской армии «Красная звезда», где была напечатана его повесть «Народ бессмертен» (1942) — первое в советской литературе серьезное художественное произведение о начале войны. В творчестве Гроссмана антифашистская тема (очерк «Направление главного удара») тесно сплетается с мотивами борьбы евреев против нацизма, трагедии еврейского народа (новелла «Старый учитель», 1943; очерк «Треблинский ад», 1945, и др.). С конца 1943 г. и до конца 1945 г. вместе с И. Эренбургом Гроссман работал над «Черной книгой» — сборником материалов, показаний очевидцев и документов об уничтожении нацистами евреев на территории Советского Союза и Польши. Книга со вступительной статьей Гроссмана была набрана, но уничтожена в 1948 г. при ликвидации Еврейского антифашистского комитета. Сохранившаяся рукопись книги издана в Иерусалиме (1980). Катастрофе европейского еврейства был посвящен также переведенный на идиш очерк Гроссмана «Украина без евреев» (газета «Эйникайт», 1943, 25.11 и 2.12), публикация которого, возможно, была прекращена из-за косвенных обвинений в адрес местного украинского населения, причастного к убийствам евреев (на языке оригинала очерк не опубликован).
После окончания войны Гроссман был подвергнут резкой критике за якобы ложное понимание истории как повторения жизненных коллизий в пьесе «Если верить пифагорейцам» (1946). Критика Гроссмана переросла в травлю после того, как он в 1952 г. начал печатать роман-эпопею «За правое дело» (отдельное издание — части 1–3, 1954), в котором автор стремится осмыслить причины и ход Второй мировой войны. Роман и его автор подверглись жестоким нападкам советской критики. Еврейская тема, явственно звучавшая в опубликованных частях эпопеи, усиливалась в последующих частях (конфискованных КГБ в 1961 г.), о чем можно судить по их фрагментам, попавшим на Запад и изданным под названием «Жизнь и судьба» (1980). С 1956 г. до самой смерти Гроссман работал над публицистической повестью «Все течет...». Эта книга — одно из самых значительных произведений в современной русской литературе, написанное без какой-либо оглядки на цензуру и продиктованное стремлением сказать то, что автор думает о пережитом. Повесть — не только трагический рассказ о сталинском времени, о голоде 1933 г., об антиеврейской кампании конца 40-х гг., ведшей к подавлению свободной мысли и уничтожению интеллигенции, к вытеснению из науки и общественной жизни ярких индивидуальностей и замене их так называемыми национальными кадрами — бесцветными и угодливыми чиновниками от науки. Это повесть, помогающая понять исторический смысл общественных процессов, происходивших в Советском Союзе в 1930–50-х гг. В 1960-х гг. она распространялась в самиздате, а в 1970 г. была опубликована на русском языке в Германии и переведена на многие языки.
В 1967 г. в Советском Союзе был опубликован со значительными цензурными купюрами лирический дневник-очерк Гроссмана о поездке в Армению «Добро вам!» (1965; журнальный вариант), в котором явственно звучит тема Катастрофы европейского еврейства.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГРОССМАН Василий Семенович в ЭЕЭ