Самбатион (река)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenConsolidate| or Самбатион or Самбатион or Самбатион or Самбатион or Самбатион, Моше or […»)
Следующая правка →
Версия 12:49, 14 ноября 2011
Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей: or Самбатион or Самбатион or Самбатион or Самбатион or Самбатион, Моше or Самбатион, Моше or Самбатион, Моше or Самбатион, Моше
Источник: | ||||||||
|
Самбатион (סַמְבַּטְיוֹן; также Санбатион и Саббатион), легендарная река, которая в будни бурлит и кипит, а по субботам покоится. За Самбатион была уведена ассирийцами (см. Пленение ассирийское) часть из колен исчезнувших. Самбатион упоминается в Псевдоионатановском Таргуме (Исх. 34:10). Упоминание о чуде Самбатиона содержится в Талмуде (Санх. 65б). В будние дни Самбатион течет столь бурным потоком, что увлекает за собой камни, и потому его невозможно переплыть (Быт. Р. 11:5). По этой причине десять исчезнувших колен (см. также Колена Израилевы) не могут вернуться из изгнания, так как переход в субботу был бы нарушением Закона. В «Естественной истории» Плиния Старшего (середина 1 в.) описание реки согласуется с раввинистическими источниками. Иосиф Флавий дает прямо противоположное описание — Самбатион течет бурным потоком только по субботам, а в остальные дни ложе реки высыхает (Война 7:96–99).
В послеталмудической литературе растет число легенд о Самбатионе, как и об исчезнувших коленах. В Аггаде говорится, что с приходом Мессии Самбатион можно будет перейти, и все евреи смогут вновь воссоединиться. По этой причине, начиная со средних веков, путешественники искали Самбатион, полагая, что он течет где-то в Азии или Южной Америке. В 12 в. еврейский путешественник Птахия из Регенсбурга сообщал об источнике в Явне, который перестает течь по субботам. Наиболее пространное описание реки и ее местонахождения даны Нахманидом (комментарий к Втор. 32:26), который отождествляет Самбатион с библейской рекой Гозан (II Ц. 17:6 и в других местах) и производит его название от шаббат (`суббота`).
Интерес к Самбатиону возродился в 17 в. с появлением книги «Надежда Израиля» (1650) Менашше бен Исраэля о якобы найденных в Южной Америке исчезнувших коленах. Самбатион упоминается также в трудах каббалистов (см. Каббала). После смерти Саббатая Цви ученики Натана из Газы распространяли легенду о том, что Саббатай отправился к десяти исчезнувшим коленам за Самбатион, где женился на дочери Моисея; последователи Саббатая должны ждать его возвращения после окончания семидневной свадебной церемонии.