Виленский, Моше
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{ElevenConsolidate| or Виленский, Борис Соломонович or Виленский, Борис Соломонович or [[Виленски…»)
Текущая версия на 11:22, 14 ноября 2011
{{ElevenConsolidate| or Виленский, Борис Соломонович or Виленский, Борис Соломонович or Виленский, Борис Соломонович or Виленский, Борис Соломонович or Виленский, Олег Григорьевич or Виленский, Олег Григорьевич or Виленский, Олег Григорьевич or Виленский, Олег Григорьевич or Виленский, Эзра Самойлович or Виленский, Эзра Самойлович or [[Виленский, Эзр}}
Источник: | ||||||||
|
Виленский, Моше (Макс; Moshe Wilensky; 1910, Варшава, – 1997, Тель-Авив), израильский композитор, аранжировщик, дирижер и пианист. В 1923 г., увлекшись сионистскими идеями, Виленский вступил в движение hа-Шомер hа-цаир. Благодаря руководителю хора варшавского отделения hа-Шомер hа-цаир, композитору и аранжировщику И. Эделю (1896–1973), который стал первым учителем Виленского, познакомился с музыкой, создававшейся в Эрец-Исраэль. После окончания гимназии в 1928 г. Виленский по рекомендации И. Эделя поступил в Варшавскую консерваторию на отделение композиции. Завершив обучение, в 1932 г. уехал в Эрец-Исраэль.
Начал работать в театре «Мат’атэ» (см. Театр. Театр в Израиле. Театр на иврите до основания государства) в качестве пианиста и композитора, параллельно сочинял музыку для документальных киножурналов студии «Кармел», затем писал музыку для театра А. Шлёнского «Кол hа-рухот». В 1944 г. Виленский был приглашен на должность музыкального руководителя в театр-ревю «Ли-Ла-Ло», для спектаклей которого в содружестве с Н. Альтерманом написал множество песен, в том числе «Калланийот» («Анемоны»), «Ани ми-Цфат» («Я из Цфата»), «Шуламит», «Бе-хол зот еш ла машеху» («Всё же в ней что-то есть»). В начале Войны за независимость Виленский познакомился с поэтом Х. Хефером, с которым писал песни для армейского ансамбля «Чизбатрон» (см. Театр. Театр в Израиле. После провозглашения государства), в том числе «hа-чизбат», «Хаю зманим» («Были времена»), «Бат-Шева», «Зе hа-кол иньян шел офи» («Все зависит от характера»), «hа-крав hа-ахарон» («Последний бой»).
С 1930-х гг. Виленский проявлял интерес к музыке восточных еврейских общин. В первые годы жизни в стране создал ряд песен для певицы Эстер Гамлиэлит (родилась в 1919 г.), среди которых наиболее известна «hа-тендер носеа» («Едет автофургон»); в период работы в «Ли-Ла-Ло» начал сотрудничать с Шошанной Дамари (1923–2006; как и Эстер Гамлиэлит, представительница йеменской еврейской общины), с которой выступал в военных частях во время Войны за независимость и в своем первом гастрольном турне по США (1949–50).
В 1950 г. Виленский записал несколько авторских программ для радиостанции «Кол Исраэль». В 1953 г. в качестве композитора, аранжировщика и дирижера участвовал в постановке израильского ревю «Счастливая страна» в «Радио-сити мюзик-холл» в Нью-Йорке. В 1950-е гг. сочинил ряд песен для ансамбля «Лахакат hа-Нахал», среди которых наиболее популярными стали «Шир ле-кита алмонит» («Песня неизвестного отряда»), «Хора мамтера» («Хора-поливалка»), «Мул хар Синай» («Напротив горы Синай»). В конце 1950-х гг. создал мюзиклы «Шуламит» (по пьесе И. Мосинзона, 1957), «Фишке» (по мотивам произведений Менделе Мохер Сфарима и «Самеах ба-намал» («Весело в порту», по произведениям Д. Алмагора).
Виленский много работал на радио и телевидении: писал музыку для телевизионных программ компаний Си-би-эс (США) и Би-би-си (Великобритания), был продюсером и музыкальным руководителем варьете-шоу радиостанции «Кол Исраэль», получившего первый приз на Международном конкурсе радиопрограмм в Монте-Карло, с 1961 г. возглавлял редакцию легкой музыки «Кол Исраэль». Дирижировал оркестрами радио и телевидения в Израиле (ныне — Иерусалимский симфонический оркестр), США и других странах. Виленский — автор аранжировок и дирижер ряда звукозаписей, в том числе «Трехгрошовой оперы» К. Вейля.
Виленский — один из крупнейших израильских композиторов-песенников, создавший более 500 песен. Некоторые песни Виленского приобрели популярность за пределами Израиля и вошли в репертуар зарубежных исполнителей. Песни «Став» («Осень») и «Лайла ве-ашан» («Ночь и дым») были удостоены призов на эстрадном фестивале в Сопоте (Польша) в 1962 г. и 1963 г. Виленский написал также музыку к ряду художественных фильмов, несколько пьес для оркестра и музыкально-хореографических композиций, аранжировал множество средиземноморских фольклорных мелодий.
Виленский был одним из основателей ассоциации израильских музыкантов и литераторов АКУМ (1936). Лауреат Государственной премии Израиля (1983).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ВИЛЕНСКИЙ Моше в ЭЕЭ