Антокольский, Марк

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
MyBot (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{ElevenConsolidate| or Антокольский or Антокольский or Антокольский or Антокольский or [[Анток…»)

Текущая версия на 18:13, 13 ноября 2011

{{ElevenConsolidate| or Антокольский or Антокольский or Антокольский or Антокольский or Антокольский, Лейба Мовшевич or Антокольский, Лейба Мовшевич or Антокольский, Лейба Мовшевич or Антокольский, Лейба Мовшевич or Антокольский, Марк Матвеевич or Антокольский, Марк Матвеевич or Антокольский, Марк Матвеевич or [[Антокольский, Марк Матве�%}}

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Антокольский, Марк М. Антокольский. Под портретом – автограф скульптора. Еврейская энциклопедия (СПб.


Антокольский, Марк (Мордехай) Матвеевич (1843, Вильна, – 1902, Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ, Германия), российский скульптор. Ребенком учился в хедере, позже отдан в учение к резчику по дереву. В 1862 г. поступил в Академию художеств в Петербурге. В 1864 г. получил вторую серебряную медаль за свой горельеф «Еврей-портной» (дерево); в 1865 г. — первую серебряную медаль и стипендию за вырезанного из слоновой кости и дерева «Скупого». Внимание критиков и ценителей искусства (в частности, В. Стасова и великой княгини Марии Николаевны) привлекли ранние работы Антокольского «Спор о Талмуде», «Поцелуй Иуды Искариота», и «Нападение инквизиции на евреев». Вызвавший восхищение Стасова этюд «Натан Мудрый» навлек на Антокольского гнев профессоров Академии. После непродолжительного пребывания в Берлинской академии, разочаровавшей скульптора, Антокольский вернулся в Петербург, где продолжал работать над «Инквизицией», которой заканчивается у Антокольского период еврейских сюжетов. Из задуманных позже еврейских типов и сцен («Моисей», «Шейлок», «Самсон», «Дебора», «Иеремия», «Спиноза»), Антокольский выполнил только последнюю статую (1881, мрамор, по заказу барона Г. О. Гинцбурга /см. Гинцбург, семья/), да в конце жизни вернулся к «Инквизиции». Статуя «Иван Грозный» (1871, бронза), которой Антокольский начал цикл работ, навеянных русской историей, принесла художнику всеобщее признание: Стасов и Тургенев написали восторженные отзывы о ней, император Александр II посетил мастерскую Антокольского и приобрел статую для Эрмитажа, а совет Академии присудил Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика. Из Италии, куда Антокольского вынудила уехать болезнь легких, он прислал в Петербург статую Петра I (1872, мрамор). За нею последовали «Ярослав Мудрый», «Дмитрий Донской», «Иоанн Третий» и «Христос перед судом народа» (1874, бронза; 1876, мрамор). В 1875 г. Антокольский, возвратившись в Россию, стал работать над бюстами членов императорской семьи, И. Тургенева, Л. Толстого, С. Боткина и других. Среди скульптур этого периода примечательны «Мефистофель», «Надгробный памятник княгини Оболенской» (1875), «Смерть Сократа» (1877), горельеф «Последний вздох» и барельеф «Безвозвратная потеря». Международная слава пришла к Антокольскому на парижской Всемирной выставке 1878 г., где ему была присуждена высшая награда и орден Почетного Легиона. Среди наиболее выдающихся скульптур, изваянных Антокольским в 1881–91 гг., — «Ермак» (бронза) и «Нестор-летописец» (мрамор). Большинство его работ было выставлено в московской Третьяковской галерее и петербургском Музее Александра III (ныне Русский музей).

Уже в ранних работах Антокольский отошел от устарелого официального академизма в трактовке исторических и жанровых тем, приблизившись к принципам таких представителей школы передвижников, как И. Крамской, с которым Антокольского объединяет стремление выразить в художественных образах вечный историческо-религиозный идеал одинокого героя и мученика. Выработав новые пути для выражения в скульптуре душевных движений, Антокольский стал родоначальником целой плеяды еврейских скульпторов 20 века.

Во время антисемитской кампании, ознаменовавшей годы правления Александра III, русская шовинистическая печать выступила с резкими выпадами в адрес скульптора-еврея, осмелившегося изображать героев русской истории, христианского Мессию, святых православного пантеона. Всемирную славу Антокольского шовинистическая пресса относила за счет влияния «еврейских банкиров». Только критик В. Стасов имел смелость встать на защиту художника в эти тяжелые годы.

Удрученный травлей, больной Антокольский навсегда оставил Россию после выставки 1893 г. и поселился в Париже, где его последние работы были отмечены высшей наградой на Всемирной выставке 1900 г. и командорским крестом Почетного Легиона.

Антокольский с детства был верующим евреем и до конца жизни соблюдал еврейские религиозные традиции. Письмо к Тургеневу и другим русским деятелям по поводу погромов свидетельствует о том, что горькая судьба соплеменников глубоко волновала скульптора. Поддерживая молодых художников-евреев, Антокольский заботился о распространении среди русских евреев художественно-промышленного образования и мечтал о создании в Европе еврейской художественной школы со своим обликом, стилем и настроением.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья АНТОКОЛЬСКИЙ Марк в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация