Шехтер, Шломо
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗАГОЛОВОК= |СТАТЬ…») |
|||
Строка 17: | Строка 17: | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
}} | }} | ||
+ | {{Персона | ||
+ | |имя = Шломо Шехтер | ||
+ | |оригинал имени = שניאור זאלמאן שעכטער | ||
+ | |портрет = Solomon Schechter.jpg | ||
+ | |размер = 200px | ||
+ | |описание = Шломо Шехтер за изучением старинных документов | ||
+ | |имя при рождении = Шнеур Залман Шехтер | ||
+ | |род деятельности = ориенталист-гебраист, исследователь талмудической и раввинистической литературы, теолог | ||
+ | |дата рождения = 7.12.1847 | ||
+ | |место рождения = Фокшани, [[Румыния]] | ||
+ | |гражданство = [[США]] | ||
+ | |подданство = | ||
+ | |дата смерти = 19.11.1915 | ||
+ | |место смерти = [[Нью-Йорк]] | ||
+ | |отец = | ||
+ | |мать = | ||
+ | |супруг = | ||
+ | |супруга = | ||
+ | |дети = | ||
+ | |награды и премии = | ||
+ | |сайт = | ||
+ | |разное = | ||
+ | }} | ||
+ | <!-- | ||
+ | [[File:Solomon Schechter.jpg|thumb|right|Solomon Schechter]] | ||
+ | --> | ||
+ | Шехтер Шломо (Шнеур Залман; '''שניאור זלמן שכטר'''; Schechter, Solomon; 1847, Фокшани, ныне Румыния, – 1915, [[Нью-Йорк]]), ориенталист-гебраист, исследователь [[талмуд]]ической и [[раввин]]истической литературы, теолог, деятель [[Консервативный иудаизм|консервативного иудаизма]] в [[США]]. | ||
+ | == Ранние годы == | ||
+ | Родился в [[хасид]]ской семье приверженцев движения [[Хабад]]. Отец Шехтера был [[шохет]]ом (резником). В юности Шехтер уехал во Львов, где учился у выдающегося талмудиста рабби И. Ш. Натансона (1808–75). | ||
- | + | В 1871 г. переехал в Вену и вскоре поступил в семинарию Бейт hа-мидраш, где учился до 1879 г. у [[раввин]]а А. Я. Вейса (1815–1905) и [[раввин]]а М. Фридмана (1831–1910). Здесь он приобрел интерес к научному изучению [[талмуд]]ических и [[раввин]]истических источников и научному подходу к еврейской традиции. | |
- | + | Уже в семинарии он сформулировал одну из своих основных идей о еврейской общине, играющей решающую роль в образе жизни и мышлении евреев. С 1879 г. Шехтер учился в берлинской Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс (Высшая школа иудаистики), а также в Берлинском университете. | |
- | В 1882 г. Шехтер принял приглашение К. Д. Г. Монтефиоре и приехал в Лондон в качестве преподавателя языка иврит и раввинистической литературы. В Англии он приобрел известность как исследователь | + | == Научная и преподавательская работа == |
+ | В 1882 г. Шехтер принял приглашение [[Монтефиоре, Мозес|К. Д. Г. Монтефиоре]] и приехал в [[Лондон]] в качестве преподавателя языка [[иврит]] и раввинистической литературы. В Англии он приобрел известность как исследователь [[талмуд]]ической литературы, особенно после выхода в свет в 1887 г. его комментированного издания Авот де-рабби Натан (см. [[Талмуд]]. Малые трактаты). | ||
- | В | + | В 1890 г. Шехтер стал преподавать на кафедре [[Талмуд]]а в Кембриджском университете, в 1891 г. университет присвоил ему степень доктора «hонорис кауза» (за научные заслуги), а в 1892 г. он был принят в штат как лектор. В 1894 г. Шехтер начал читать курс по богословию в Лондонском университете. |
- | В | + | В мае 1896 г. он сделал сенсационное сообщение о том, что большая часть обнаруженного им неизвестного оригинала на [[иврит]]е апокрифической книги притч [[Бен-Сиры Премудрость|«Премудрость Бен-Сиры»]], по его мнению, происходит из [[Каирская гениза|генизы древней каирской синагоги «Бен-Эзра»]]. (Шехтер выпустил комментированное издание, Кембридж, 1899 г.) |
- | + | == Каирская гениза == | |
+ | В декабре 1896 г. Шехтер был командирован Кембриджским университетом в Каир для разбора материалов [[Каирская гениза|генизы синагоги «Бен-Эзра»]]. Шехтер, по сути, открыл для науки сокровища генизы — рукописи и документы VIII–XIX вв. Это открытие вызвало сенсацию в научном мире, оно оказало и продолжает оказывать значительное влияние на исследования по еврейской истории (в особенности средневековой — X–XIII вв.) и культуре. | ||
- | + | В 1897 г. Шехтер привез в Англию более ста тысяч манускриптов (около 140 тыс. фрагментов), которые он получил от еврейской общины Каира в дар для знаменитого университета (часть из них он приобрел у антикваров). Эту коллекцию Шехтер и руководитель Сен-Джон колледжа Ч. Тейлор (он финансировал поездку Шехтера для поиска и разбора рукописей) передали Кембриджскому университету. | |
- | + | Многие рукописи и документы генизы Шехтер опубликовал со своими комментариями (в том числе труды [[Саадия Гаон|Саадии Гаона]] и материалы о его жизни, источники, касающиеся жизни евреев в [[Страна Израиля|Страны Израиля]] в XI в., документы по истории еврейских сект и многое другое). В 1899 г. Шехтер был назначен профессором языка [[иврит]] в университетском колледже Лондона. | |
- | Одно из фундаментальных изданий памятников Каирской генизы носит название «Гинзей Шехтер» («Сокровищницы Шехтера»; тт. 1–3, 1928), а открытый в 1953 г. филиал Еврейской теологической семинарии в | + | == Работа в США == |
+ | В 1901 г. Шехтер принял предложение занять пост президента [[Еврейская теологическая семинария|Еврейской теологической семинарии]] в [[Нью-Йорк]]е. На этом посту он проработал с 1902 г. до последних дней жизни. Под его руководством семинария была реорганизована и получила академический статус. Она стала одним из ведущих в мире еврейских учебных заведений и важнейшим центром еврейского духовного возрождения в США. | ||
+ | |||
+ | По инициативе Шехтера в 1913 г. была создана [[Объединенная синагога Америки]] — основное учреждение [[Консервативный иудаизм|консервативного иудаизма]] в [[США]], включившее все консервативные конгрегации. Шехтер, по сути, заложил в США основы философии консервативного иудаизма. Еврейская национальная идея и [[сионизм]] — неотъемлемая часть его концепции [[Консервативный иудаизм|консервативного иудаизма]]. Он подчеркивал, что [[иудаизм]] является неделимым целым, в котором религиозное и национальное тесно связаны между собой. | ||
+ | |||
+ | == Участие в сионистском движении == | ||
+ | Шехтер не сразу присоединился к политическому [[сионизм]]у, так как считал его основателей недостаточно религиозными, «далекими от веры и души еврейского народа». Он утверждал, что [[Страна Израиля]] станет центром [[иудаизм]]а, а не «национальным домом». Шехтер в этом вопросе до некоторой степени разделял взгляды [[Ахад-hа-Ама]]. Тем не менее в 1905 г. он вошел в [[Федерация американских сионистов|Федерацию американских сионистов]], убедившись, что сионизм — «истинное проявление глубинного еврейского сознания». | ||
+ | |||
+ | Он провозгласил [[сионизм]] «важнейшим бастионом, противостоящим ассимиляции». Шехтер примыкал к религиозному течению в [[сионизм]]е, заявляя, что ему ближе всего взгляды представителей [[Мизрахи]]. Он энергично боролся с идеями [[территориализм]]а: | ||
+ | <blockquote> | ||
+ | «Сионизм с Палестиной — это идеал, ради которого стоит жить и умереть. Без Палестины сионизм не значит ничего. Любое автономное еврейское государство вне Палестины означает разрушение иудаизма и полный разрыв с нашими традициями». | ||
+ | </blockquote> | ||
+ | |||
+ | В 1913 г. Шехтер участвовал в [[Сионистские конгрессы|11-м Сионистском конгрессе]] в Вене. | ||
+ | |||
+ | == Теологические воззрения Шехтера == | ||
+ | Придерживаясь избранного им направления между [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксией]] и [[Реформистский иудаизм|реформизмом]], Шехтер сочетал научную объективность с глубокой верой, а также с гибкостью и новаторством в теории и практике [[иудаизм]]а. В то же время Шехтер возражал против твердой фиксации реформ в иудаизме, считая, что изменения должны происходить естественно, а не приниматься «неким синодом». | ||
+ | |||
+ | Перу Шехтера принадлежат работы, в которых излагается концепция американского [[Консервативный иудаизм|консервативного иудаизма]]: «Исследования по иудаизму» (тт. 1–3, 1896–1924), «Некоторые аспекты раввинистической теологии» (1909), «Выступления в семинарии и другие доклады» (1915). | ||
+ | |||
+ | == Память о Шломо Шехтере == | ||
+ | Одно из фундаментальных изданий памятников [[Каирская гениза|Каирской генизы]] носит название «Гинзей Шехтер» («Сокровищницы Шехтера»; тт. 1–3, 1928), а открытый в 1953 г. филиал [[Еврейская теологическая семинария|Еврейской теологической семинарии]] в [[Иерусалим]]е в память Шехтера назван «Неве Шехтер». | ||
== Источники == | == Источники == |
Версия 12:13, 11 ноября 2011
Источник: | ||||||||
|
Шломо Шехтер | |
שניאור זאלמאן שעכטער | |
Файл:Solomon Schechter.jpg | |
Шломо Шехтер за изучением старинных документов | |
---|---|
Имя при рождении: |
Шнеур Залман Шехтер |
Род деятельности: |
ориенталист-гебраист, исследователь талмудической и раввинистической литературы, теолог |
Дата рождения: |
7 декабря 1847 |
Место рождения: |
Фокшани, Румыния |
Гражданство: | |
Дата смерти: |
19 ноября 1915 (67 лет) |
Место смерти: |
Шехтер Шломо (Шнеур Залман; שניאור זלמן שכטר; Schechter, Solomon; 1847, Фокшани, ныне Румыния, – 1915, Нью-Йорк), ориенталист-гебраист, исследователь талмудической и раввинистической литературы, теолог, деятель консервативного иудаизма в США.
Содержание |
Ранние годы
Родился в хасидской семье приверженцев движения Хабад. Отец Шехтера был шохетом (резником). В юности Шехтер уехал во Львов, где учился у выдающегося талмудиста рабби И. Ш. Натансона (1808–75).
В 1871 г. переехал в Вену и вскоре поступил в семинарию Бейт hа-мидраш, где учился до 1879 г. у раввина А. Я. Вейса (1815–1905) и раввина М. Фридмана (1831–1910). Здесь он приобрел интерес к научному изучению талмудических и раввинистических источников и научному подходу к еврейской традиции.
Уже в семинарии он сформулировал одну из своих основных идей о еврейской общине, играющей решающую роль в образе жизни и мышлении евреев. С 1879 г. Шехтер учился в берлинской Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс (Высшая школа иудаистики), а также в Берлинском университете.
Научная и преподавательская работа
В 1882 г. Шехтер принял приглашение К. Д. Г. Монтефиоре и приехал в Лондон в качестве преподавателя языка иврит и раввинистической литературы. В Англии он приобрел известность как исследователь талмудической литературы, особенно после выхода в свет в 1887 г. его комментированного издания Авот де-рабби Натан (см. Талмуд. Малые трактаты).
В 1890 г. Шехтер стал преподавать на кафедре Талмуда в Кембриджском университете, в 1891 г. университет присвоил ему степень доктора «hонорис кауза» (за научные заслуги), а в 1892 г. он был принят в штат как лектор. В 1894 г. Шехтер начал читать курс по богословию в Лондонском университете.
В мае 1896 г. он сделал сенсационное сообщение о том, что большая часть обнаруженного им неизвестного оригинала на иврите апокрифической книги притч «Премудрость Бен-Сиры», по его мнению, происходит из генизы древней каирской синагоги «Бен-Эзра». (Шехтер выпустил комментированное издание, Кембридж, 1899 г.)
Каирская гениза
В декабре 1896 г. Шехтер был командирован Кембриджским университетом в Каир для разбора материалов генизы синагоги «Бен-Эзра». Шехтер, по сути, открыл для науки сокровища генизы — рукописи и документы VIII–XIX вв. Это открытие вызвало сенсацию в научном мире, оно оказало и продолжает оказывать значительное влияние на исследования по еврейской истории (в особенности средневековой — X–XIII вв.) и культуре.
В 1897 г. Шехтер привез в Англию более ста тысяч манускриптов (около 140 тыс. фрагментов), которые он получил от еврейской общины Каира в дар для знаменитого университета (часть из них он приобрел у антикваров). Эту коллекцию Шехтер и руководитель Сен-Джон колледжа Ч. Тейлор (он финансировал поездку Шехтера для поиска и разбора рукописей) передали Кембриджскому университету.
Многие рукописи и документы генизы Шехтер опубликовал со своими комментариями (в том числе труды Саадии Гаона и материалы о его жизни, источники, касающиеся жизни евреев в Страны Израиля в XI в., документы по истории еврейских сект и многое другое). В 1899 г. Шехтер был назначен профессором языка иврит в университетском колледже Лондона.
Работа в США
В 1901 г. Шехтер принял предложение занять пост президента Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорке. На этом посту он проработал с 1902 г. до последних дней жизни. Под его руководством семинария была реорганизована и получила академический статус. Она стала одним из ведущих в мире еврейских учебных заведений и важнейшим центром еврейского духовного возрождения в США.
По инициативе Шехтера в 1913 г. была создана Объединенная синагога Америки — основное учреждение консервативного иудаизма в США, включившее все консервативные конгрегации. Шехтер, по сути, заложил в США основы философии консервативного иудаизма. Еврейская национальная идея и сионизм — неотъемлемая часть его концепции консервативного иудаизма. Он подчеркивал, что иудаизм является неделимым целым, в котором религиозное и национальное тесно связаны между собой.
Участие в сионистском движении
Шехтер не сразу присоединился к политическому сионизму, так как считал его основателей недостаточно религиозными, «далекими от веры и души еврейского народа». Он утверждал, что Страна Израиля станет центром иудаизма, а не «национальным домом». Шехтер в этом вопросе до некоторой степени разделял взгляды Ахад-hа-Ама. Тем не менее в 1905 г. он вошел в Федерацию американских сионистов, убедившись, что сионизм — «истинное проявление глубинного еврейского сознания».
Он провозгласил сионизм «важнейшим бастионом, противостоящим ассимиляции». Шехтер примыкал к религиозному течению в сионизме, заявляя, что ему ближе всего взгляды представителей Мизрахи. Он энергично боролся с идеями территориализма:
«Сионизм с Палестиной — это идеал, ради которого стоит жить и умереть. Без Палестины сионизм не значит ничего. Любое автономное еврейское государство вне Палестины означает разрушение иудаизма и полный разрыв с нашими традициями».
В 1913 г. Шехтер участвовал в 11-м Сионистском конгрессе в Вене.
Теологические воззрения Шехтера
Придерживаясь избранного им направления между ортодоксией и реформизмом, Шехтер сочетал научную объективность с глубокой верой, а также с гибкостью и новаторством в теории и практике иудаизма. В то же время Шехтер возражал против твердой фиксации реформ в иудаизме, считая, что изменения должны происходить естественно, а не приниматься «неким синодом».
Перу Шехтера принадлежат работы, в которых излагается концепция американского консервативного иудаизма: «Исследования по иудаизму» (тт. 1–3, 1896–1924), «Некоторые аспекты раввинистической теологии» (1909), «Выступления в семинарии и другие доклады» (1915).
Память о Шломо Шехтере
Одно из фундаментальных изданий памятников Каирской генизы носит название «Гинзей Шехтер» («Сокровищницы Шехтера»; тт. 1–3, 1928), а открытый в 1953 г. филиал Еврейской теологической семинарии в Иерусалиме в память Шехтера назван «Неве Шехтер».
Источники
- КЕЭ, том 10, кол. 186–188
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Шехтер Шломо в ЭЕЭ