Акко (ЭЕЭ)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗАГОЛОВОК= |…»)
Следующая правка →
Версия 19:47, 1 ноября 2011
Источник: | ||||||||
|
Акко (עַכּוֹ; Акка), приморский город в 23 км к северу от Хайфы. Впервые упоминается в египетских источниках, относящихся приблизительно к 1800 г. до н. э. Все армии, воевавшие в этом районе, стремились овладеть городом, который занимает очень выгодное в военном отношении положение. Номинально Акко принадлежал колену Ашера, но фактически он платил ему дань, оставаясь финикийским городом. В 701 г. до н. э. Акко был покорен ассирийским царем Санхеривом. Население Акко восстало против его внука Ашшурбанипала, который, однако, снова овладел Акко приблизительно в 650 г. В период персидского владычества Акко стал военно-морской базой, игравшей важную роль в войне против Египта. Завоевание Сирии Александром Македонским и падение Тира в 332 г. до н. э. упрочили положение Акко, но в 312 г. Птолемей I снес его укрепления. В эллинистический и римский периоды город назывался Птолемаидой; в это же время здесь, очевидно, появилась небольшая еврейская община. Находясь под властью Селевкидов, Акко неоднократно служил базой для военных действий против Иудеи. Здесь в 143 г. до н. э. были предательски убиты первосвященник Ионатан (см. Ионатан Хасмоней) и сопровождавшие его воины (I Макк. 12:42–48).
После смерти Антиоха VII Сидета Акко стал фактически независимым. Александр Яннай не сумел завоевать город, хотя ему и удалось захватить район Кармела. Акко переходил от одного эллинистического правителя к другому, а при Помпее он был присоединен к Римской империи. В 48–47 гг. до н. э. в Акко высадился Юлий Цезарь. В 39 г. до н. э. Ирод I использовал Акко как опорный пункт в своих военных действиях против Антигона II. Когда началась Иудейская война I, жители Акко вырезали две тысячи евреев. В 67 г. н. э. из Акко Веспасиан предпринял поход против восставшей Галилеи. Значение гавани Акко уменьшилось после того, как Ирод I построил порт в Кесарии. В римский период Акко значительно перерос границы Старого города. Еврейский и самаритянский (см. Самаритяне) кварталы располагались около старого порта. В соответствии с Галахой Акко считался расположенным вне границ Святой земли. Поэтому евреи хоронили покойников вне города — у подножья горы Кармел (позднее, до 19 в., в деревне Кфар-Яссиф). В Акко был очень развит рыбный промысел. Иосиф Флавий и Плиний сообщают, что в окрестностях Акко было открыто стекло — во всяком случае в древности на протяжении длительного времени Акко был центром производства изделий из стекла.
В византийскую эпоху Акко был центром епархии и местонахождением архиепископа Тирского. Самаритянская община значительно выросла, и город стал называться Самаритики. После арабского завоевания было восстановлено прежнее название. Согласно одному из источников, евреи в 614 г., присоединившись к персидским войскам, воевавшим с Византией, участвовали в завоевании Акко. В 628 г. власть Византии в Акко была восстановлена. В 636 г. город был взят арабами. Имеются данные о существовании еврейской общины в Акко на протяжении всего раннего средневековья.
В 1104 г. Акко был завоеван крестоносцами (см. Крестовые походы), а в 1187 г. — Саладином. В 1191 г. крестоносцы вновь овладели Акко и сделали его своей столицей, переименовав в Сен-Жан-д’Акр. Вопреки своей обычной практике, крестоносцы позволяли евреям селиться в городе. В 1165 г. Акко посетил Маймонид. В 1170 г. Биньямин из Туделы нашел в Акко 200 евреев. В 1211 г. в Акко прибыли 300 раввинов из Франции и Англии. Среди обосновавшихся в городе был видный ученый Шимшон бен Аврахам из Санса. В 1260 г. Иехиэль бен Иосеф из Парижа, его сын и 300 его учеников основали в Акко иешиву. Город стал центром еврейской учености, привлекавшим многих. Здесь жил рабби Аврахам Абулафия. Нахманид, который сперва поселился в Иерусалиме, переехал в Акко и умер там в 1270 г.
В 1291 г. египетские мамлюки разрушили Акко и вырезали большую часть его христианского и еврейского населения. Город был восстановлен лишь в середине 14 в., тогда же здесь вновь возникла еврейская община. После присоединения к Османской империи (1517) Акко снова стал важным портом. В середине 16 в. еврейская община в Акко была маленькой и бедной. В одном письме, датированном 1741 г., говорится, что в Акко насчитывалось 100 еврейских семейств. Моше Хаим Луццатто умер от чумы в Акко в 1747 г. Паша Ахмад ал-Джаззар сделал Акко центром сидонского вилайета. В его правление была возведена большая мечеть, восстановлены городские стены, построен акведук, подводящий воду от источников Кабри, сооружены здания общественного назначения, в том числе бани и крытые базары. 18 марта 1799 г. к стенам Акко подошла французская армия под командованием Наполеона Бонапарта, выступившая из Каира в поход в Сирию. 62 дня длилась осада Акко. Обороной города по поручению паши руководил французский офицер-эмигрант Ле Пика де Фелиппо. Английский флот снабжал осажденную крепость подкреплением и продовольствием. Французская армия понесла большие потери и почти без артиллерии вынуждена была 21 мая начать отступление. Наполеону так и не удалось взять город.
Согласно сообщению путешественника Дж. С. Бекингема, в 1816 г. евреи составляли четверть населения Акко, и в городе действовали две синагоги. Фактически сидонским вилайетом управлял Хаим Фархи (см. Фархи, семья), приближенный правителей вилайета (сначала Сулеймана, а затем Абдаллаха). Однако в 1820 г. по приказу Абдаллаха, опасавшегося усиления влияния Фархи, последний был убит. Еврейское население Акко стало уменьшаться: в 1839 г. здесь жили 233 еврея, в 1849 г. — 181 еврей, в 1856 г. — 120 евреев, в 1886 г. — 140 евреев. В середине 19 в. евреи Акко были главным образом мелкими торговцами и ремесленниками, но многие не имели средств к существованию. В начале 20 в. турки разрешили строительство нового квартала вне стен Старого города, однако новый Акко стал развиваться уже под британской властью.
В 1918 г. город был взят английской армией и превращен в административный центр северного округа подмандатной Палестины. После войны развитие Акко ускорилось, но частые нападения арабов вынудили еврейское население (350 человек) покинуть город в 1936 г. В период британского мандата крепость ал-Джаззар в Акко служила тюрьмой, в которой отбывали наказание и политические заключенные, среди них В. Жаботинский (1920), М. Даян (1939) и много других деятелей Хаганы, Иргун цваи леумми и Лохамей херут Исраэль. Здесь были казнены члены Иргун цваи леумми (первым из них был Ш. Бен-Иосеф) и арабские мятежники. В 1947 г. Иргун цваи леумми предпринял нападение на крепость, в результате которого был освобожден из плена 41 узник. Однако в ходе отступления часть участников атаки и освобожденных были убиты.
В начале Войны за независимость Акко служил базой арабских войск, действовавших против северных еврейских поселений и готовивших нападение на Хайфу. 13 мая 1948 г. Акко был взят войсками Хаганы. С конца 1948 г. евреи, в основном новоприбывшие, снова стали селиться в Акко. В это время в городе жили четыре тысячи человек, в том числе девятьсот евреев. В 1953–55 гг. население Акко достигло двенадцати тысяч человек, к концу 1974 г. — 34,8 тыс. человек (из них свыше восьми тысяч неевреев). Вскоре после окончания Войны за независимость был построен второй новый квартал к востоку от Старого города. К югу от Старого города была создана промышленная зона, включающая электрохимический, металлургический, фарфоровый, кожевенный заводы и другие предприятия. Здесь находится государственная опытная сельскохозяйственная станция.
Акко является торговым и административным центром Западной Галилеи. В Акко расположены школа морских офицеров, а также учебный центр «Кфар Филадельфия», входящий в систему воспитательных учреждений алии молодежной. Здесь есть пристань для морских яхт и специально оборудованный участок побережья для виндсёрфинга. К югу от Акко расположен природный заповедник с эвкалиптовой рощей и колонией цапель разных видов. В городе функционируют филиал Хайфского университета, колледж Западной Галилеи «Яд Натан» и другие учебные и культурные учреждения.
В 1994 г. в городе насчитывалось 44,2 тыс. жителей, в том числе 10,3 тыс. арабов. В начале 1990-х гг. в Акко поселилось значительное количество репатриантов из СССР/СНГ и Эфиопии. В 2000 г. репатрианты из бывшего Советского Союза составляли 24% всего населения города. В начале 2003 г. население Акко составляло около сорока шести тысяч человек, в том числе около одиннадцати тысяч арабов, преимущественно мусульман. Одна из главных проблем города — проблема занятости населения. Уровень безработицы в Акко выше, чем в среднем по стране, и в 2002 г. составлял 10,9% от всего самодеятельного населения.
Акко неизменно привлекает тысячи туристов благодаря своим многочисленным достопримечательностям. Мечеть ал-Джаззара, или Большая мечеть, один из лучших образцов османской культовой архитектуры в Эрец-Исраэль (строительство завершено в 1781 г.). Близ мечети расположен живописный восточный базар. В Акко находятся четыре старинных постоялых двора (хан), среди которых выделяется хан эль-Умдан у входа в порт, замечательный своими иродианскими колоннами. Сохранились остатки порта времен крестоносцев, руины волнолома и маяка. Раскопана и превращена в подземный музей так называемая крипта Сент-Джон, часть построек города крестоносцев 12 в. Начаты раскопки городища ханаанейского периода (тель к востоку от современного Акко).
Ежегодно в Акко проводится фестиваль нетрадиционного театра («Театрон ахер»). Он был задуман в 1980 г. по инициативе О. Котлера, Леи Порат и И. Фроста по модели международных театральных празднеств в Эдинбурге. Фестиваль проходит в праздник Суккот в течение четырех дней (дают, как правило, около ста спектаклей). В конкурсе участвуют только израильские режиссеры и актеры евреи и арабы. Объединение «Омманут ла-ам» («Искусство для народа») и муниципалитет Акко проводят этот фестиваль в отреставрированных залах времен крестоносцев. Уже само это естественное оформление диктует режиссерам и сценографам необычные решения спектаклей. На фестивале начинали свой творческий путь известные мастера: Ш. Асфари, Рина Иерушалми, Д. Маян, Р. Хойбергер, Шули Ранд и другие. Многие маститые актеры играют вместе с начинающими в спектаклях молодых режиссеров. Такие спектакли, как «Хуппа шхора» («Черная свадьба»), «Ташмад» (один из возможных переводов «Год 5744 [1984]»), «Гамлет» по У. Шекспиру, «Арбайт махт фрай» и другие, стали событиями в театральной жизни страны.
Фестиваль в Акко нередко подвергается критике за политизацию, антирелигиозный эпатаж; отмечается низкий уровень отдельных спектаклей и даже некоторых фестивальных программ. Однако все критики признают, что театральное празднество в Акко оказывает большое влияние на израильскую театральную жизнь.