Овадья (Овадия), библейская книга
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) (→Время написания) |
Architect (Обсуждение | вклад) (→Исторический Овадия) |
||
Строка 27: | Строка 27: | ||
== Исторический Овадия == | == Исторический Овадия == | ||
- | В [[Раввинистическая литература|раввинистической литературе]] Овадия отождествляется с упоминаемым в [[Танах]]е (I Ц. 18:3–16) Овадией, управителем царского дворца при [[Ахав]]е, и считается [[прозелит]]ом из [[Эдом]]а (Санх. 39б) | + | В [[Раввинистическая литература|раввинистической литературе]] Овадия отождествляется с упоминаемым в [[Танах]]е (I Ц. 18:3–16) Овадией, управителем царского дворца при [[Ахав]]е, и считается [[прозелит]]ом ([[гер]]ом) из [[Эдом]]а (идумеев) (Санх. 39б). |
- | + | ||
- | + | ||
== Идея книги == | == Идея книги == |
Версия 15:18, 1 ноября 2011
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
|
Септуагинта • Вульгата |
Библейская хронология |
Интерпретации
Герменевтика • Экзегетика |
Мессия • Вечная жизнь |
Сотворение мира • Грехопадение |
Ов́адия (עוֹבַדְיָה, עֹבַדְיָה; в русской традиции Авдий), пророк, автор четвертой из книг Малых Пророков, названной его именем.
Имя пророка означает «слуга Господа».
Содержание |
Характеристика книги
Книга Овадии — наиболее краткая как среди книг Малых Пророков, так и в Библии в целом и содержит всего одну главу (21 стих).
Во вступительных словах сказано: «Видение Овадии». В книге не сообщается никаких подробностей жизни пророка и ничего не говорится о том, где и когда он родился и к какому колену принадлежал.
Исторический Овадия
В раввинистической литературе Овадия отождествляется с упоминаемым в Танахе (I Ц. 18:3–16) Овадией, управителем царского дворца при Ахаве, и считается прозелитом (гером) из Эдома (идумеев) (Санх. 39б).
Идея книги
Книга порицает эдомитян (потомков Эсава - народ, родственный евреям) за то, что эдомитяне заключили союз с врагами евреев. В книге в частности говорится: «В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них» (Авд.11).
Многие стихи книги параллельны сказанному у Иеремии (XLIX, 7—16).
Пророчество Овадии
Тема пророчества Овадии — кара, ожидающая Эдом (1:1) за открытое проявление враждебности к Иудее во время вавилонского вторжения, осады и падения Иерусалима в 586 г. до н. э.
Пророк укоряет «дом Исава» (то есть Эдом) «за притеснение брата своего Иакова» (1:10); в день, когда чужеземцы «бросали жребий об Иерусалиме» и уводили иудеев в плен (1:11), Эдому «не следовало радоваться о сынах Иехуды в день гибели их» (1:12) и оказывать содействие вавилонянам — «стоять на перекрестках для истребления бежавших... и выдавать уцелевших...» (1:14).
Память о враждебности Эдома во время вавилонского вторжения сохранена также в пророчествах Исайи (34:5–8), Иеремии (49:7–22), Йехезкеля (25:12–14), Малахи (1:2–5), а также в Псалмах (137:7, в русской традиции 136:7) и Плаче Иеремии (4:21–22), — причем во всех этих источниках выражается уверенность в Божьей каре, которая неминуемо постигнет Эдом за этот грех.
Грядущее возмездие Эдому стоит в центре пророчества Овадии. Пророк, видимо, намекает на бедствие, однажды уже постигшее Эдом, — захват иудейским царем Амацией идумейской крепости Села (буквально `скала`) около 800 г. до н. э. (II Ц. 14:7) и предвещает, что в следующий раз враг проникнет в самое «гнездо» Эдома (1:3–4); союзники покинут его, и друзья нанесут ему удар (1:7).
Возмездие — близящийся «день Господень» — мыслится как воздаяние, основанное на принципе «око за око»: «как ты поступал, так будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» (1:15). Овадия возвещает спасение Израилю на горе Сион, где дому Иакова будет возвращено его наследие (1:17; ср. Иоэль 3:5; в русской традиции 2:32); тогда свершится суд над народами (1:16), и дом Исава будет истреблен (1:18). В последних трех стихах (1:19–21) судьба Эдома трактуется как эпизод эсхатологии, триумфа Израиля и установления царства Господня.
Время написания
Существуют различные подходы ко времени написания книги и соответственно, о каком разграблении Иерусалима идет речь:
- во время вторжения в Иудею филистимлян и аравийских кочевников, которое произошло при царе Иеровоаме (848—841 гг. до н. э.). (4Цар.8:20-22; 2Пар.21:8-10,16,17).
- нападение израильского царя Иоаса при царе Иудеи Амасии (803—775 гг. до н. э.)
- при царе Ахазе (741—726 гг. до н. э.)
- во время захвата Иудеи (587 г. до н. э.) вавилонским царем Навуходоносором.
Последовательность текста
В отличие от других пророческих книг в пророчесиве Овадии содержится не предупреждение: «покайтесь или будете уничтожены», - но приговор уже вынесенный Богом.
- Стихи 1-10 содержат этот приговор и предсказывают гибель Эдома.
- Стихи 10-14 рассказывают, за что это наказание назначено: Эдом воевал с Израилем на стороне его врагов, несмотря на то, что оба народа объединяет общая кровь — они потомки Исава и Иакова соответственно.
- Стихи 15-21 рисуют картину возрождения Израиля и наказания Эдома. Стих 18 сообщает, что не будет спасшегося из дома Исава (противоречит Амос.9:12). Израиль будет святым местом и последний стих говорит как Бог станет Царем мира и наступит царство Мессии.
Исследования книги Овадии
Среди исследователей существуют разные мнения относительно единства книги Овадии и датировки ее предположительных компонентов. Явное сходство между книгами Иеремия (49:7–22) и Овадия (1–11) приводит некоторых исследователей к заключению, что оба текста восходят к более древнему источнику (некоторые ученые датируют его приблизительно 800 г. до н. э.).
Эдом был разорен в результате вторжения аравийских кочевников в конце VI в. до н. э., и поэтому некоторые исследователи считают, что возможно, этим временем следует датировать составление основных отрывков книги (стихи 1–18). Некоторые исследователи придерживаются мнения, что эсхатологическая концовка пророчества Овадии (стихи 19–21) — это позднейшее добавление.
Дальнейшая судьба Эдома
На сегодняшний день не осталось ни одного потомка эдомитян. Последними к кому применялось это обозначение были члены семьи Ирода. Эдом был захвачен Навуходоносором через год после Иерусалима. Поэже, уже под названием Идумея, попал в зависимость и были обращен при Маккавеях, эдомитяне полностью ассимилированы евреями в I веке н. э.
Литература
- Иосиф Флавий, «Иудейские древности», Мн.: Беларусь, 1994, XIII, 181, 182 (ix, 1); XV, 305 (vii, 9).
- КЕЭ, том 6, кол. 98–99
|
|
---|---|
Пятикнижие (Тора) | |
Пророки (Невиим) |
Йеhошуа (Иисус Навин) • Шофтим (Судьи)• Шемуэль-I (1 Царств)• Шемуэль-II (2 Царств)• Мелахим-I (3 Царств)• Мелахим-II (4 Царств)• Йешаяhу (Исаия)• Ирмеяhу (Иеремия)• Йехезкель (Иезекиил)• hошеа (Осия)• Йоэль (Иоиль)• Амос • Овадья (Овадия)• Йона (Иона)• Миха (Михей)• Нахум (Наум)• Хавакук (Аввакум)• Цефанья (Софония)• Хагай (Аггей)• Зехарья (Захария)• Малахи (Малахия) |
Писания (Кетувим) |
Теhилим (Псалтирь)• Мишлей (Притчи)• Иов• Шир hа-Ширим (Песнь песней)• Рут (Руфь)• Эйха (Плач Иеремии)• Коhелет (Экклесиаст)• Эстер (Есфирь)• Даниэль (Даниил)• Эзра (Ездра)• Нехемья (Неемия)• Диврей hа-ямим-I (1 Паралипоменон)• Диврей hа-ямим-II (2 Паралипоменон)• |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|