Гринбаум, Олег Натанович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…»)
Следующая правка →
Версия 20:47, 30 октября 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Гринбаум Олег Натанович | |
Дата рождения: |
26 декабря 1950 (73 года) |
---|---|
Место рождения: |
город Кишинёв, |
Гражданство: |
СССР Россия |
Оле́г Ната́нович Гринба́ум (родился 26 декабря 1950 года в Кишинёве Молдавской ССР) — российский учёный, доктор филологических наук, профессор кафедры математической лингвистики филологического факультета СПбГУ.
Содержание |
Биография
Родился в семье известного филолога-классика Натана Соломоновича Гринбаума.
- В 1973 — окончил Санкт-Петербургский (Ленинградский) политехнический институт по специальности «Техническая кибернетика».
- В 1989 — защитил кандидатскую диссертацию на тему «Автоматическая структуризация текстов (на материале художественной прозы)».
- С 1991 — старший преподаватель кафедры математической лингвистики СПбГУ.
- С 1998 — доцент кафедры математической лингвистики СПбГУ.
- В 2000 — защитил докторскую диссертацию на тему «Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении (на материале Онегинской строфы и русского сонета)».
- С 2002 — профессор кафедры математической лингвистики СПбГУ.
Проживает в Санкт-Петербурге.
Область исследований
Основные области исследований: математическая лингвистика, математическая теория гармонии, искусствометрия, пушкинистика, стиховедение, принцип «золотого сечения».
Работы О. Н. Гринбаума заложили основы эстетико-формального стиховедения — нового направления в изучении русского классического стиха. Это научное направление базируется на гармонических философско-феноменологических принципах саморазвития поэтической мысли. Формальным инструментом стиховедческого анализа при таком подходе выступает закон «золотого сечения» и числовые последовательности Фибоначчи. Подобная линия исследований позволяет соединить в себе строгость математического анализа с традиционными литературоведческими методами и приемами, то есть на деле реализует идею «поверять алгеброй гармонию» поэтического текста. О. Н. Гринбаум вводит и использует такое понятие ритма, которое основано на соотношении значимых в речевом потоке элементов движения (в русском стихе — ударных и безударных слогов), что позволяет унифицировать понятие ритма для естественных и гуманитарных наук. Динамический анализ ритмики стиха О. Н. Гринбаум проводит в соответствии с тремя постулатами современного гуманитарного знания: 1) «ритм аккомпанирует содержанию» (А. Белый); 2) «ритм делает ощутимой гармонию» (Е. Г. Эткинд); 3) закон «золотого сечения» есть «универсальный закон художественной формы» (А. Ф. Лосев).
Преподавательская деятельность
- Филологический факультет СПбГУ — читал курсы «Элементы теории баз данных», «Информатика (элементы теории программирования)», «Математика и информатика», «Формальные и математические методы в литературоведении», «Формальные аспекты стиховедения»
- Приглашенный профессор в Вильнюсском, Вроцлавском, Петрозаводском и Удмуртском университетах (2004—2008 гг.)
Список опубликованных работ
Монографии
- М.Минский. Фреймы для представления знаний. Пер. с англ. О. Н. Гринбаума. М.: Изд-во «Энергия», 1979.—152 с.
- Русский сонет и «золотая пропорция» ритма. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.— 20 с. (в соавт. с Г. Я. Мартыненко).
- Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении (на матери¬але «Онегинской строфы» и русского сонета). СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.—160 с.
- Эстетико-формальное стиховедение: Методология. Аксиоматика. Результаты. Гипотезы. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.—38 с.
- Гармония стиха Пушкина и математика гармонии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.—28 с.
Учебники и учебно-методические пособия
- Информатика: элементы теории программирования. Уч. пособие. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997.— 132 с. (в соавт. с С. Я. Фитиаловым).
- Системно-структурная организация ритмики пушкинского стиха. Уч. материалы // СПб.: Изд-во СПбГУ. 2002. — 18 с.
- Творчество, математика и стиховедение. Уч. материалы // СПб.: Изд-во СПбГУ. 2002. — 22 с.
- Формальные аспекты стиховедения. Лингвистические базы данных. Уч. программы // Спецкурсы: Учебные программы. / СПбГУ, Филол. ф-т. — СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2002. С. 328—330; 330—334.
- Современные проблемы стиховедения // Программы курсов. СПбГУ, Филол. ф-т., ЦППК ФЛ. 2003. С. 64-66.
- Гармония стиха Пушкина. Уч. пособие. СПб: Изд-во СПбГУ, 2008.— 116 с.
- Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: ритмико-смысловой комментарий. Главы первая, вторая, третья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010.- 232 с.
Статьи
- Об одном алгоритме динамического назначения приоритетов // Автоматика и вычислительная техника, 1978, № 4. С. 81-85.
- Методы отождествления объектов в семантических графах // Лингвистические проблемы функционального моделирования речевой деятельности. Вып. V.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. С. 10-20 (совместно с Г. Я. Цетиным).
- Способы денотативного отождествления существительных в русских текстах // Структурная и прикладная лингвистика. Вып.3.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. С. 23-27.
- Автоматическая структуризация текстов // Машинный фонд русского языка: предпроектные исследования.— М.: ИРЯ АН СССР, 1988. С. 209—241.
- Структуризация художественной прозы с использованием ЭВМ. Часть I. Формально-пунктуационный метод структуризации // Ученые записки Тартус-ского гос. ун-та. Вып.827. Квантитативная лингвистика и автоматический анализ текста.— Тарту: ТГУ, 1988. С.74-88.
- Структуризация художественной прозы с использованием ЭВМ. Часть II. Детализация структурированного текста // Уч. записки Тартусского гос. ун-та. Вып.872. Квантитативная лингвистика и автоматический анализ текста — Тарту: ТГУ, 1989. C.12-24.
- Структуризация текста в компьютерной системе «ЛИНДА» // Структурная и прикладная лингвистика. Вып.4.— СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. С.171-181.
- Формализация поиска фразеологических единиц в тексте // Структурная и прикладная лингвистика. Вып. 5.— СПб: Изд-во СПбГУ, 1998. С. 207—212.
- Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении (на материале «Онегинской строфы» А. С. Пушкина) // Онтология стиха: В честь 90-летия Вячеслава Евгеньевича Холшевникова. СПб.: СПбГУ, 2000. С.170-195.
- «Онегинская строфа» как феномен русского стихосложения // Материалы конф., посвященной 110-летию со дня рождения акад. В. М. Жирмунского.— СПб.: СПб, 2001. С. 299—309.
- Гармония ритма и поэтическая коммуникация // Материалы ХХХ межвуз. науч.-методич. конф. преподав. и аспир. Вып.11., Ч.2.- СПб.: СПбГУ, 2001. С.3-15.
- Сопоставительный анализ Онегинской строфы Пушкина и Баратынского // RESPECTUS PHILOLOGICUS, mokslo darbai, 2002, Nr.1 (6), s.72-92. — Vilniaus Universitetas, 2002.
- Строка, строфа и стих как ритмическая система. // Материалы ХХХI межвуз. науч.-методич. конф. преподав. и аспир. Вып.4., Ч.2.- СПб.: СПбГУ, 2002. С.12-28.
- Гармония ритма в стихотворении А. А. Фета «Шопот, робкое дыханье…» // Язык и речевая деятельность.—- СПб.: СПбГУ, 2001, Т. 4. Ч. 1., С.109-116.
- Гармоническая организация стиха Пушкина (пятая глава романа «Евгений Онегин») // Мир русского слова — СПб.: Златоуст, 2002. № 4. С. 64-72.
- Язык стиха Пушкина и жанрово-видовые конструктивы русского стиха (лирика и роман в стихах) // Язык Пушкина. Пушкин и Андерсен: поэтика, философия, история литературной сказки. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. С. 80-104.
- Сон Татьяны: ритмодинамика трагической метаморфозы сказки // Язык Пушкина. Пушкин и Андерсен: поэтика, философия, история литературной сказки. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. с. 244—265.
- Основная сюжетная линия романа «Евгений Онегин» в эстетико-формальном освещении // Материалы ХХХII международной филологической конф. Вып.23.- СПб.: СПбГУ, 2003. С.23-30.
- Числа Фибоначчи и гармония пушкинского стиха // Проблемы гармонии, симметрии и золотого сечения в природе, науке и искусстве: Сб. науч. тр. Винницкого гос. аграрного универ. Вып.15.- Винница, 2003. С. 239—253.
- Динамические аспекты организации писем Татьяны и Онегина (к вопросу о «гендерных» формах пушкинского стиха) // Пушкин и современная культура. СПб., 2004. С. 3-19.
- Ритмодинамика композиционной структуры романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» // По царству и поэт: Матер. Всес. науч. конф. «Н. М. Языков и литература пушкинской эпохи». — Уляновск, 2003. С. 224—231.
- Динамические модели ритмики пушкинского стиха. // Материалы ХХХIII международной филологической. конф. Вып.25. Т. 2. СПб.: СПбГУ, 2004. С. 10-23.
- Пушкинский стих как ритмическая система // Язык и речевая деятельность. Т.5. — СПб.: СПбГУ, 2003. С. 67-82.
- Квантитативное стиховедение: от лингвистики к искусствометрии // Квантитативная лингвистика: исследования и модели: Матер. Всероссийской науч. конф. — Новосибирск, 2005. С. 94-107.
- Ритмика стиха как имманентный фактор суггестивного воздействия // Пушкин и Калиостро: Внушение в искусстве и в жизни человека. Сб. статей.- СПб., 2004. С. 136—156.
- Субъективное время и ритм стиха // Материалы ХХХIV международной филологической конф. Вып.21. — СПб.: СПбГУ, 2005. С.8-25.
- К вопросу о поэтике несбывшихся мечтаний Пушкина // Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2006. Вып. 1. С. 18-29.
- К вопросу о ритмико-экспрессивных образах пушкинской Музы // Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2006. Вып. 2. С. 55-72.
- «Кто там шагает правой…», или как сохранить статус-кво в стиховедении. // Язык и речевая деятельность. 2004, Т.7. СПбГУ, 2006. С. 170—197.
- Стихи и музыка в сцене дуэли пушкинского романа, или была ли случайной гибель Ленского // Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2007, Вып. 2 (Ч. I). С. 36-47.
- Ритмообразы «зависти» и «ненависти» в пушкинской галерее поэтических ореолов // Зависть. Формы ее оправдания и разоблачения в культуре: Матер. межд. конф.— СПб, 2007. С. 22-47.
- «Невыразимое очарование», или точка бифуркации в развитии сюжета пушкинского романа // Этюды по поводу: Сб. науч. статей. СПб., СПбГУ: Изд-во «Конвенция», 2008. С. 25-30.
- Математика гармонии и роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» // Symmetry: Art and Science. 2008. № 1-4. Special Issue. P. 142—145.
- Два эпизода из жизни Онегина: ритм, эмоции и восприятие стиха // Respectus Philologicus, Nr 13 (18), 2008, ISSN 1392-8295. С. 36-56.
- О ритме стиха, или Забытые споры о главном // Структурная и прикладная лингвистика. Вып. 7. — СПб: Изд-во СПбГУ, 2008, С. 102—117.
- О ложной и истинной точках развития повествования в начальных главах романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» // Русская культура в мировом культурном и образовательном пространстве. Материалы конгресса. СПб., 15-17 окт. 2008 г. — СПб., 2008. Т. 2. Ч. 1. С. 71-79.
- Изначальный Онегин: ритм, смысл, интерпретации. // Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2008, Вып. 3 (Ч. I). С. 3-12.
- Буревестники фабулы, или гармония и метафора в развитии романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». // Respectus Philologicus, Nr. 15 (20), 2009, ISSN 1392-8295. P. 20-33.
- Математика гармонии (принцип «золотого сечения») и наука о стихе // Философия, математика, лингвистика: аспекты взаимодействия: материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 20-22 ноября 2009 г. — СПб, ВВМ, 2009. С. 83-87.
- Вторая глава романа «Евгений Онегин» в гармоническом освещении // Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2009, Вып. 3 (Ч. I). С. 28-48.
- Третья глава романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: письмо Татьяны Лариной в ритмико-смысловом освещении // Respectus Philologicus, Nr. 17 (22), 2010. P. 43-54.
Публикации в сети «Интернет»
- Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении (на материале «Онегинской строфы» и русского сонета)
- Рецензия
- Эстетико-формальное стиховедение: Методология. Аксиоматика. Результаты. Гипотезы.
- Обзор: Исследования профессора О. Н. Гринбаума (раздел «Золотое Сечение в искусстве»)
- The «Golden Section» and the Metaphysics of Pushkin’s Verse
- «Золотое сечение» и метафизика пушкинского стиха // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.12571, 09.11.2005
- Онегинская строфа, числа Фибоначчи, поэтическая коммуникация (к вопросу о взаимодействии наук)
- Строка, строфа и стих как ритмическая система
- Гармония ритма в стихотворении А. А. Фета «Шопот, робкое дыханье…»
- Язык стиха Пушкина и жанрово-видовые конструктивы русского стиха (лирика и роман в стихах)
- Дуэль Ленского: поэзия, музыка и божественная пропорция // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.12664, 05.12.2005
- Динамические модели ритмики пушкинского стиха
- Гармония, математика, образование // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.12563, 07.11.2005
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.