|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #REDIRECT [[Рабейну Там]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=26.09.2011
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | Там Я‘аков бен Меир (раббену Там, `наш учитель Там` /на иврите буквально `совершенный`, а также `кроткий`; см. Быт. 25:27/; родился, по-видимому, в 1100 г., Рамрю, Северная Франция, – умер в 1171 г., Труа), внук Раши, тосафист (см. Тосафот) и крупнейший еврейский ученый 12 в. Зарабатывал на жизнь ростовщичеством (см. Ссуда денежная) и виноделием. Эти типичные для французских евреев в этот период занятия заставляли Тама поддерживать контакты с французской знатью и властями, с которыми у него были многочисленные конфликты. Отношение Тама к неевреям в его галахических постановлениях (см. Галаха) в значительной степени объясняется его прямым знакомством с ними. Во время второго крестового похода Там подвергся нападению крестоносцев и чудом избежал смерти (1146), после чего покинул Рамрю.
| + | |
- | | + | |
- | Еще при жизни Там был признан величайшим еврейским ученым своего поколения. К нему прибывали ученики из таких отдаленных от Франции мест, как Богемия и Россия. Там требовал признания своего бет-мидраша высшей галахической инстанцией и настаивал на признании своего авторитета учеными Прованса и Германии. Там осознавал себя лидером своего поколения и стремился укрепить еврейскую общинную жизнь.
| + | |
- | | + | |
- | В своих галахических решениях Там выказывал глубокий консерватизм в вопросах, связанных с установлением новых обычаев, однако это не помешало ему отменить те обычаи, которые казались ему лишенными смысла, и ввести новые установления, соответствующие меняющимся условиям жизни. «Такканот раббену Тама» имели большое влияние на жизнь еврейских общин.
| + | |
- | | + | |
- | Тосафот к Вавилонскому Талмуду основаны на объяснениях, постановлениях и глоссах Тама. Основное сочинение Тама – «Сефер hа-яшар» («Книга праведного»; впервые издана в Вене, 1811 г.), первая часть которой состоит из [[респонс]]ов, а вторая – из новелл (однако это лишь малая часть его [[респонс]]ов, многие из которых еще до сих пор не опубликованы). Основная тенденция в новеллах Тама – подтверждение талмудических текстов и доказательство того, что в эти тексты не нужно вносить изменения. «Сефер hа-яшар» дошла до нас в крайне плохой сохранности и даже после огромной работы, проделанной издателями, в ней еще осталось много темных и труднообъяснимых мест. Последующим поколениям ученых были известны «Сефер hа-псаким» («Книга постановлений»; см. Раввинистическая литература) и комментарии к Пятикнижию Тама, которые не сохранились. Его «Хилхот сефер hа-Тора» («Законы, относящиеся к свитку Торы») напечатаны в Махзоре Витри.
| + | |
- | | + | |
- | Там был первым еврейским ученым во Франции, который под влиянием испанских и провансальских поэтов писал рифмованные стихотворения (см. Пиют). Он обменивался стихами с Аврахамом Ибн Эзрой. Там также слагал пиюты во франко-германском стиле (см. также Еврейская литература средних веков и Возрождения). | + | |
- | | + | |
- | Относительно «тфилин шел рабену Там» и «тфиллин шел Раши» – обе традиции очень древние, как показывают находки в [[Кумран]]е.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * КЕЭ, том 8, кол. 743–744
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14032|Там Я‘аков бен Меир}}
| + | |
- | | + | |
| [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] |