Радханиты
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Источники) |
(→Европейские маршруты раданитов) |
||
Строка 31: | Строка 31: | ||
</blockquote> | </blockquote> | ||
- | == | + | == Европейско-азиатские маршруты раданитов == |
Насчитывают четыре основных торговых маршрута, использовавшихся раданитами в их поездках. Все четыре начинались в Европе и заканчивались в Китае. | Насчитывают четыре основных торговых маршрута, использовавшихся раданитами в их поездках. Все четыре начинались в Европе и заканчивались в Китае. | ||
* Морем из Франции до [[Суэц]]а, оттуда по суше на верблюдах до побережья [[Красное море|Красного моря]], затем на кораблях в Индию и Китай. На обратном пути посещали [[Константинополь]]. | * Морем из Франции до [[Суэц]]а, оттуда по суше на верблюдах до побережья [[Красное море|Красного моря]], затем на кораблях в Индию и Китай. На обратном пути посещали [[Константинополь]]. | ||
Строка 42: | Строка 42: | ||
Торговые успехи раданитов, вероятно, были обусловлены наличием [[Еврейские кварталы|еврейских кварталов]] во многих странах Европы и Азии вплоть до Индии и Китая (см. [[Евреи Китая]], [[Евреи Индии]]). Кроме того, еврейской торговле благоприятствовали напряжённые отношения между христианскими и мусульманскими торговцами, которые подчас выливались в запреты на заход купеческих судов «неверных» в порты той или иной страны. На евреев эти запреты, как правило, не распространялись. | Торговые успехи раданитов, вероятно, были обусловлены наличием [[Еврейские кварталы|еврейских кварталов]] во многих странах Европы и Азии вплоть до Индии и Китая (см. [[Евреи Китая]], [[Евреи Индии]]). Кроме того, еврейской торговле благоприятствовали напряжённые отношения между христианскими и мусульманскими торговцами, которые подчас выливались в запреты на заход купеческих судов «неверных» в порты той или иной страны. На евреев эти запреты, как правило, не распространялись. | ||
+ | |||
+ | В своей рукописи «Киттаб ал-масалик» («Книга путей», 846 г., 2-е изд., 886 г.) Ибн Хурдадбих описывает странствия раданитов из Северной Франции и Южного Марокко в Индию и Китай: | ||
+ | <blockquote> | ||
+ | «Эти купцы говорят по-арабски, по-персидски, по-ромейски (греческий и латинский языки), на языках франков, испанцев и славян. Они путешествуют с Запада на Восток и с Востока на Запад, и по суше и морем. Они везут с Запада евнухов, рабынь, мальчиков, бархат, бобров, куниц и прочие меха, мечи. Они ведут корабли из Фиранджи (Франции) на Западном море и идут в Фараму (Пелузий, ныне Балуза на средиземноморском побережье Синайского полуострова)... На обратном пути из Китая они везут мускус, алоэ, камфару, гвоздику и другие продукты восточных стран... Некоторые идут в Константинополь, чтобы продать свои товары ромеям, другие идут во дворец короля франков... Эти пути могут быть также пройдены и по суше».<ref>[http://www.eleven.co.il/article/15433 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Экономика" на основании КЕЭ, том 10, кол. 519–533]</ref> | ||
+ | </blockquote> | ||
Деятельность раданитов пошла на спад в конце IX века в связи с подъёмом «национальных» торговцев (например, итальянских торговых республик в Европе<ref>Гойтейн Ш. Д. Евреи и арабы. Их связи на протяжении веков. М.-Иерусалим, 2001. С.111-112, 116. Автор считает рахдонитов старинной корпорацией и среди причин их упадка называет также социально-экономическую трансформацию обычных еврейских общин, которая привела к резкой демократизации международной торговли. </ref>). В исторической литературе высказываются догадки о том, что именно раданитам Европа обязана знакомством с такими восточными изобретениями, как арабские цифры<ref>Adler, Elkan. ''Jewish Travellers in the Middle Ages''. New York: Dover Publications, 1987. Page X.</ref> и китайская бумага.<ref name="enc">«China.» ''Encyclopedia of World Trade: From Ancient Times to the Present,'' vol. 1, ed. Cynthia Clark Northrup, p. 29. Armonk, NY: M.E. Sharpe, 2005.</ref> После исчезновения раданитов торговля по Шёлковому пути заглохла, а из рациона европейцев на несколько столетий пропали восточные пряности.<ref>Rabinowitz, Louis. Jewish Merchant Adventurers: A Study of the Radanites. London: Edward Goldston, 1948. Pages 150—212.</ref> На исламском Востоке торговля с Европой, Индией и Китаем продолжалась, но никогда больше не объединялась в одних руках.<ref>Гойтейн Ш. Д. Евреи и арабы. Их связи на протяжении веков. М.-Иерусалим, 2001. С.112.</ref> | Деятельность раданитов пошла на спад в конце IX века в связи с подъёмом «национальных» торговцев (например, итальянских торговых республик в Европе<ref>Гойтейн Ш. Д. Евреи и арабы. Их связи на протяжении веков. М.-Иерусалим, 2001. С.111-112, 116. Автор считает рахдонитов старинной корпорацией и среди причин их упадка называет также социально-экономическую трансформацию обычных еврейских общин, которая привела к резкой демократизации международной торговли. </ref>). В исторической литературе высказываются догадки о том, что именно раданитам Европа обязана знакомством с такими восточными изобретениями, как арабские цифры<ref>Adler, Elkan. ''Jewish Travellers in the Middle Ages''. New York: Dover Publications, 1987. Page X.</ref> и китайская бумага.<ref name="enc">«China.» ''Encyclopedia of World Trade: From Ancient Times to the Present,'' vol. 1, ed. Cynthia Clark Northrup, p. 29. Armonk, NY: M.E. Sharpe, 2005.</ref> После исчезновения раданитов торговля по Шёлковому пути заглохла, а из рациона европейцев на несколько столетий пропали восточные пряности.<ref>Rabinowitz, Louis. Jewish Merchant Adventurers: A Study of the Radanites. London: Edward Goldston, 1948. Pages 150—212.</ref> На исламском Востоке торговля с Европой, Индией и Китаем продолжалась, но никогда больше не объединялась в одних руках.<ref>Гойтейн Ш. Д. Евреи и арабы. Их связи на протяжении веков. М.-Иерусалим, 2001. С.112.</ref> |
Версия 11:48, 22 августа 2011
Текст унаследован из Википедии | |
д-р Арье Ольман
|
|
24/11/2010 | |
Радхониты или раданиты (ивр. רדהנים radhanim, араб. الرذنية ар-разанийа) — странствующие еврейские купцы, которые на протяжении раннего средневековья контролировали торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам, создав первую в истории постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы.[1]
Арабский географ Ибн Хордадбех в своём трактате «Книга путей и стран» ещё в IX веке описал маршруты еврейских купцов, которых он называл раданитами. Происхождение этого термина не вполне ясно (вероятно, от персидского «знающие дорогу»), как и то, что именно он обозначал, — определённую купеческую гильдию, клан либо торговцев в целом.[2]
Из описания ибн Хордадбеха следует, что раданиты вели торговлю от долины Роны во Франции до пределов Китая, обладая знаниями различных языков и поддерживая торговые фактории во многих городах. Очевидно, благодаря их усилиям продолжали действовать торговые пути, проложенные ещё во времена Римской империи. Их торговая сеть охватывала большую часть Европы, Северной Африке, Ближний Восток, Центральную Азию и некоторые части Индии и Китая.
Торговые сообщества раданитов наладили поступление товаров и технологий из Сирии в Центральную и Западную Европу, основали там новые общины и пополнили старые.
"Облик цивилизации изменился отнюдь не сразу же после Великого переселения народов. Несмотря на грабежи и разрушения, традиционные очаги культуры лишь в редких случаях быстро угасали и переставали излучать свой свет. Города, ставшие первой жертвой нашествия, в той или иной мере ещё сохраняли жизнь. Своей жизненной силой они иногда были обязаны связанной с ввозом предметов роскоши торговле и наездам восточных купцов, которых называли сирийцами, но которые по большей части были евреями..." Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 111
Содержание |
Европейско-азиатские маршруты раданитов
Насчитывают четыре основных торговых маршрута, использовавшихся раданитами в их поездках. Все четыре начинались в Европе и заканчивались в Китае.
- Морем из Франции до Суэца, оттуда по суше на верблюдах до побережья Красного моря, затем на кораблях в Индию и Китай. На обратном пути посещали Константинополь.
- Морем из Франции в Сирию, через Ирак и Персидский залив в Индию и Китай
- Морем из Испании или Франции через Гибралтарский пролив до Египта, оттуда через Сирию и Ирак в Персию и Индию.
- Через Центральную Европу в земли славян и Хазарский каганат, в акваторию Каспия, затем в Среднюю Азию (Балх и Мавераннахр) и Китай.
Среди товаров, перевозимых раданитами, были в первую очередь те, которые при относительно небольшом объёме стоили дорого, такие как специи, духи, ювелирные украшения, шёлка, масла, ладан, оружие, меха, а также рабы.
Раданиты вели внутрисредиземноморскую торговлю по всему морю.[3]
Торговые успехи раданитов, вероятно, были обусловлены наличием еврейских кварталов во многих странах Европы и Азии вплоть до Индии и Китая (см. Евреи Китая, Евреи Индии). Кроме того, еврейской торговле благоприятствовали напряжённые отношения между христианскими и мусульманскими торговцами, которые подчас выливались в запреты на заход купеческих судов «неверных» в порты той или иной страны. На евреев эти запреты, как правило, не распространялись.
В своей рукописи «Киттаб ал-масалик» («Книга путей», 846 г., 2-е изд., 886 г.) Ибн Хурдадбих описывает странствия раданитов из Северной Франции и Южного Марокко в Индию и Китай:
«Эти купцы говорят по-арабски, по-персидски, по-ромейски (греческий и латинский языки), на языках франков, испанцев и славян. Они путешествуют с Запада на Восток и с Востока на Запад, и по суше и морем. Они везут с Запада евнухов, рабынь, мальчиков, бархат, бобров, куниц и прочие меха, мечи. Они ведут корабли из Фиранджи (Франции) на Западном море и идут в Фараму (Пелузий, ныне Балуза на средиземноморском побережье Синайского полуострова)... На обратном пути из Китая они везут мускус, алоэ, камфару, гвоздику и другие продукты восточных стран... Некоторые идут в Константинополь, чтобы продать свои товары ромеям, другие идут во дворец короля франков... Эти пути могут быть также пройдены и по суше».[4]
Деятельность раданитов пошла на спад в конце IX века в связи с подъёмом «национальных» торговцев (например, итальянских торговых республик в Европе[5]). В исторической литературе высказываются догадки о том, что именно раданитам Европа обязана знакомством с такими восточными изобретениями, как арабские цифры[6] и китайская бумага.[1] После исчезновения раданитов торговля по Шёлковому пути заглохла, а из рациона европейцев на несколько столетий пропали восточные пряности.[7] На исламском Востоке торговля с Европой, Индией и Китаем продолжалась, но никогда больше не объединялась в одних руках.[8]
Африканские маршруты раданитов
Североафриканская группа раданитов наладила торговлю через Сахару со странами Чёрной Африки. Базой этой торговли был город Сиджилмаса в Марокко. На юг везли ремесленные изделия и соль, на север - золото и слоновую кость.
Раданиты из Кайруана в Тунисе вели морскую торговлю на Средиземном море и его окрестностях.
Раданиты, Хазария и Русь
Хазарский каганат, чья столица Итиль занимала выгодное стратегическое положение в устье Волги, стал одним из центров радонитской торговли и не исключено, что именно раданиты принесли в это государство иудаизм. Однако в источниках X века раданитские купцы в Хазарии не упоминаются. О том, что центрами рахдонитской торговли были древнерусские города Киев и Перемышль, свидетельствует сообщение майнцского еврея Иеhуды бен Мейра. Ученик Иеhуды по имени Исаак Дорбело в XI веке вместе с ними посетил Польшу.[9] Собственно, одно из древнейших упоминаний о Киеве (X век) содержится в письме еврейской общины этого города.
Роль рахдонитов в становлении и ранней истории Древнерусского государства остаётся невыясненной. Отношение некоторых российских историков к рахдонитам в этом контексте сильно политизированно.[10]
Группа антисемитски настроенных автором видит в радханитах часть "всемирного еврейского заговора" и предъявляет им весь комплекс обычных в таких случаях обвинений. Так, Л. Н. Гумилёв считал, что они поработили Хазарию, создав «химеру на Волге», а их торговые операции сравнивал с «перепродажей наркотиков» и валютными спекуляциями.[11]
См. также
Источники
- Е.Березанский "Евреи, хазары, Русь". Герцлия, "Исрадон", 2006
- Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
- Аттилио Гаудио. ЦИВИЛИЗАЦИИ САХАРЫ.
- История Африки. Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
- Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005
- Emil G. Hirsch, Wilhelm Nowack, Executive Committee of the Editorial Board, Joseph Jacobs. NAVIGATION in Jewish Encyclopedia
- Grunwald, Der Juden, als Seefahrer, Hamburg, 1903;
- idem, in Ost und West, iv. 479-486.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 «China.» Encyclopedia of World Trade: From Ancient Times to the Present, vol. 1, ed. Cynthia Clark Northrup, p. 29. Armonk, NY: M.E. Sharpe, 2005.
- ↑ Gil, Moshe. «The Radhanite Merchants and the Land of Radhan.» Journal of the Economic and Social History of the Orient 17:3 (1976). 299—328.
- ↑ Emil G. Hirsch, Wilhelm Nowack, Executive Committee of the Editorial Board, Joseph Jacobs. NAVIGATION in Jewish Encyclopedia
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Экономика" на основании КЕЭ, том 10, кол. 519–533
- ↑ Гойтейн Ш. Д. Евреи и арабы. Их связи на протяжении веков. М.-Иерусалим, 2001. С.111-112, 116. Автор считает рахдонитов старинной корпорацией и среди причин их упадка называет также социально-экономическую трансформацию обычных еврейских общин, которая привела к резкой демократизации международной торговли.
- ↑ Adler, Elkan. Jewish Travellers in the Middle Ages. New York: Dover Publications, 1987. Page X.
- ↑ Rabinowitz, Louis. Jewish Merchant Adventurers: A Study of the Radanites. London: Edward Goldston, 1948. Pages 150—212.
- ↑ Гойтейн Ш. Д. Евреи и арабы. Их связи на протяжении веков. М.-Иерусалим, 2001. С.112.
- ↑ Brook, Kevin. The Jews of Khazaria. 2nd ed. Rowman & Littlefield Publishers, Inc, 2006. Page 77.
- ↑ Шнирельман В.А. Подарок судьбы или божье наказание (О двух подходах к хазарской проблеме в русской историографии) // Еврейска iстория та культура в краiнах Центральной та Схiдной Европi. Киiв, 1998; Тортика А., Михиев В. Концепция истории Хазарского каганата Л. Н. Гумилёва: опыт критического анализа // Материалы восьмой ежегодной специализированной конференции по иудаике. — Ч. 1. — М. — 2001;
- ↑ Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.:Мысль, 1989
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.