Криптоиудаизм

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Бывшие испанские территорие на современном юго-западе США XVII - XVIII века)
(Наше время)
Строка 91: Строка 91:
Последние генетические исследования, однако, показали, что многие латиноамериканцы с американского Юго-Запада могут быть потомками [[анусим]] ([[сефард]]ских евреев, которых обратила в католицизм). Майкл Хаммер, профессор-исследователь Университета Аризоны и специалист по еврейской генетике, сказал, что у менее 1% не-семитов, но более чем в четыре раза больше среди всего еврейского населения мира, мужчин обладают конкретным [[Y-хромосомы Аhарона|"маркером коhаним"]] (что само по себе не обязательно принадлежит всем евреям, но широко распространено среди евреев, утверждая происхождение от наследственных жрецов), и 30 из 78 латиноамериканцев, протестированных в [[Нью-Мексико]] (38.5%) оказались его носителями. ДНК-тестирование латиноамериканского населения также показало, что от 10% до 15% мужчин, живущих в Нью-Мексико, южном [[Техас]]е и северной [[Мексика|Мексике]] имеют Y-хромосомы, происходящие с Ближнего Востока.<ref>{{cite web|url=http://www.khazaria.com/genetics/abstracts-nonjews.html|title=Jewish Genetics:  Abstracts and Summaries.  Part 4:  Non-Jewish Israelites.|year=2005|publisher=[http://www.khazaria.com The American Center of Khazar Studies (Американский Центр Хазарских Исследований)]|accessdate=2007-04-14}}</ref>
Последние генетические исследования, однако, показали, что многие латиноамериканцы с американского Юго-Запада могут быть потомками [[анусим]] ([[сефард]]ских евреев, которых обратила в католицизм). Майкл Хаммер, профессор-исследователь Университета Аризоны и специалист по еврейской генетике, сказал, что у менее 1% не-семитов, но более чем в четыре раза больше среди всего еврейского населения мира, мужчин обладают конкретным [[Y-хромосомы Аhарона|"маркером коhаним"]] (что само по себе не обязательно принадлежит всем евреям, но широко распространено среди евреев, утверждая происхождение от наследственных жрецов), и 30 из 78 латиноамериканцев, протестированных в [[Нью-Мексико]] (38.5%) оказались его носителями. ДНК-тестирование латиноамериканского населения также показало, что от 10% до 15% мужчин, живущих в Нью-Мексико, южном [[Техас]]е и северной [[Мексика|Мексике]] имеют Y-хромосомы, происходящие с Ближнего Востока.<ref>{{cite web|url=http://www.khazaria.com/genetics/abstracts-nonjews.html|title=Jewish Genetics:  Abstracts and Summaries.  Part 4:  Non-Jewish Israelites.|year=2005|publisher=[http://www.khazaria.com The American Center of Khazar Studies (Американский Центр Хазарских Исследований)]|accessdate=2007-04-14}}</ref>
-
В северной Мексике в Монтеррей, столице штата Нуэво-Леон, который граничит с [[Техас]]ом, как говорят, живут потомки крипто-евреев. Церковь в Агуалегуас, Нуэво-Леон, Мексика действительно имеет окна в форме [[Маген Давид|звезды Давида]] под христианским крестом на вершине куполообразной крыши. Штат Халиско имеет несколько городов с большим количеством [[анусим]], в основном Гвадалахара, Сьюдад-Гусман и Пуэрто-Вальярта, хотя широко известен также устойчивый приток [[ашкеназ]]ских евреев из Восточной Европы в конце XIX века и в начале-середине XIX-го века в Мехико, Гвадалахару и Веракрус.
+
В северной Мексике, в Монтеррее, столице штата Нуэво-Леон, который граничит с [[Техас]]ом, как говорят, живут потомки крипто-евреев. Церковь в Агуалегуас, Нуэво-Леон, Мексика действительно имеет окна в форме [[Маген Давид|звезды Давида]] под христианским крестом на вершине куполообразной крыши. Штат Халиско имеет несколько городов с большим количеством [[анусим]], в основном Гвадалахара, Сьюдад-Гусман и Пуэрто-Вальярта, хотя широко известен также устойчивый приток [[ашкеназ]]ских евреев из Восточной Европы в конце XIX века и в начале-середине XIX-го века в Мехико, Гвадалахару и Веракрус.
Сегодня есть около 40000<ref>{{книга|автор=SW (editor) Massil|заглавие=Еврейская книга 2007 года|оригинал=The Jewish Year Book 2007|издательство=Mitchell Vallentine & Company|год=2007|страниц=163|isbn= 978-0853037354}}</ref> мексиканских евреев, как [[ашкеназ]]и, так и [[сефард]]ов. Исследователи и историки утверждают, что их число увеличится значительно, если [[анусим]] (или [[криптоевреи]]) будут включены в эти оценки.
Сегодня есть около 40000<ref>{{книга|автор=SW (editor) Massil|заглавие=Еврейская книга 2007 года|оригинал=The Jewish Year Book 2007|издательство=Mitchell Vallentine & Company|год=2007|страниц=163|isbn= 978-0853037354}}</ref> мексиканских евреев, как [[ашкеназ]]и, так и [[сефард]]ов. Исследователи и историки утверждают, что их число увеличится значительно, если [[анусим]] (или [[криптоевреи]]) будут включены в эти оценки.
-
<!--
+
== Центральная и Южная Америка и Карибский бассейн ==
-
==Central, South America and Caribbean==
+
Как и на Юго-Западе США, в колумбийском департаменте Антиокия, а также в большом регионе Паиса, многие семьи сохраняют традиции и устные предания о еврейском происхождении. В этой популяции, генетический анализ Y-хромосом показал происхождение родоначальников преимущественно из «южной Испании, но также показывают, что часть прибыла из северной Испании и, что некоторые, возможно, были [[сефард]]ского происхождения"<ref>{{cite journal|title=Strong Amerind/white sex bias and a possible Sephardic contribution among the founders of a population in northwest Colombia (Сильныq амероиндейско/белый половой ген и возможный сефардский вклад в числе основателей населения на северо-западе Колумбии)|last=Carvajal-Carmona|first=LG|coauthors=Soto ID, Pineda N, Ortiz-Barrientos D, Duque C, Ospina-Duque J, McCarthy M, Montoya P, Alvarez VM, Bedoya G, and Ruiz-Linares A|year=2000|journal=American Journal of Human Genetics|volume=67|issue=5|pages=1062–1066|pmid=11032790|accessdate=2007-04-14|doi=10.1016/S0002-9297(07)62956-5|pmc=1288568}} bad link</ref>   
-
As in the American Southwest, in the department of [[Antioquia Department|Antioquia]], [[Colombia]], as well as in the greater [[Paisa Region|Paisa region]], many families also hold traditions and oral accounts of Jewish descent. In this population, Y chromosome genetic analysis has shown an origin of founders predominantly from "southern Spain but also suggest that a fraction came from northern Iberia and that some possibly had a Sephardic origin".<ref>{{cite journal|title=Strong Amerind/white sex bias and a possible Sephardic contribution among the founders of a population in northwest Colombia|last=Carvajal-Carmona|first=LG|coauthors=Soto ID, Pineda N, Ortiz-Barrientos D, Duque C, Ospina-Duque J, McCarthy M, Montoya P, Alvarez VM, Bedoya G, and Ruiz-Linares A|year=2000|journal=American Journal of Human Genetics|volume=67|issue=5|pages=1062–1066|pmid=11032790|accessdate=2007-04-14|doi=10.1016/S0002-9297(07)62956-5|pmc=1288568}} bad link</ref>  The [[Medellín]] tradition of the ''marranada'', where a [[pig]] is slaughtered, butchered and consumed on the streets of every neighborhood each [[Christmas]] has been interpreted as an annual affirmation of the rejection of Jewish law.<ref>{{cite web|url=http://pasaportecolombiano.wordpress.com/2007/12/07/medellin-resplandece-en-diciembre-la-luciernaga-de-colombia/|year=2007|title=Medellín resplandece en diciembre|last=Rodas|first=Albeiro|accessdate=2009-10-16}}</ref>
+
 
 +
Медельинский обычай ''марранада'', когда свинью забивают, разделывают и едят на улицах в каждом квартале на Рождество интерпретируется как ежегодное утверждение отказа от еврейского закона.<ref>{{cite web|url=http://pasaportecolombiano.wordpress.com/2007/12/07/medellin-resplandece-en-diciembre-la-luciernaga-de-colombia/|year=2007|title=Medellín resplandece en diciembre|last=Rodas|first=Albeiro|accessdate=2009-10-16}}</ref>
-
A safe haven destination for [[Sephardic Jews|Sephardic]] [[Conversos]] during the Spanish Colony was [[Santa Cruz, Bolivia]].<ref>“Farewell España, The World The Sephardim Remembered”, written by Howard Sachar</ref> In [[1557]] many Crypto-Jews joined [[Ñuflo de Chávez]] and were among the pioneers who founded the city of [[Santa Cruz de la Sierra]].<ref name="ReferenceA">“History of the Jewish People”, written by Eli Birnbaum</ref> During the 16th century several Crypto-Jews that faced persecution from the Inquisition and local authorities in nearby [[Potosi]], [[La Paz]] and [[La Plata]] also moved to Santa Cruz for it was the most isolated urban settlement and because the Inquisition did not bother the [[Conversos]] there<ref name="ReferenceB">"Storm Clouds over the Bolivian Refuge", written by Sherry Mangan</ref> for this frontier town was meant to be a buffer to the Portuguese and [[Guarani people|Guarani]] raids that threatened the mines of Peru.  Several of them settled in the city of Santa Cruz and its adjacent towns of [[Vallegrande]], Postrervalle, [[Portachuelo, Bolivia|Portachuelo]], Terevinto, [[Pucara, Bolivia|Pucara]], [[Cotoca, Bolivia|Cotoca]] and others.<ref>“Los Judíos de Vallegrande”, El Deber, written by Mario Rueda Peña, November 23, 1995</ref>
+
Безопасным местом для [[сефард]]ов-[[конверсос]] в колониальные времена был [[Санта-Крус, Боливия]].<ref>“Farewell España, The World The Sephardim Remembered”, written by Howard Sachar ("Прощай, España, сефарды мира помнят")</ref> В 1557 году много тайных евреев присоединилось к Нуфло де Чавесу и были в числе пионеров, которые основали город [[Санта-Крус-де-ла-Сьерра]].<ref name="ReferenceA">“History of the Jewish People”, written by Eli Birnbaum (История еврейского народа)</ref>  
 +
В течение XVI-го века некоторые криптоевреи, которые подвергались преследованиям [Инквизиция|инквизиции] и местных органов власти в соседних Потоси, Ла-Пасе и Ла-Плата также переехали в Санта-Крус. Он был самым изолированным городским поселением, и  инквизиция не занималась "[[конверсос]]" там,<ref name="ReferenceB">"Storm Clouds over the Bolivian Refuge", written by Sherry Mangan (Штормовые тучи над боливийским убежищем)</ref> потому что этот пограничный город должен был стать буфером для рейдов португальцев и индейцев-гуарани, которые угрожали шахтах [[Перу]]. Некоторые из "[[конверсос]]" обосновались в городе Санта-Крус и его пригородах.<ref>“Los Judíos de Vallegrande”, El Deber, written by Mario Rueda Peña, November 23, 1995</ref>
 +
 +
<!--
Several of the oldest Catholic families in Santa Cruz are in fact of Jewish origin; some traces of Judaic practices are still alive among them and have also influence the rest of the community. As recent as the 1920s, several families preserved seven-branched candle sticks and served dishes cooked with reminiscing [[kosher]] practices.<ref name="ReferenceB"/>  It is still customary among certain old families to light candles on Friday at sunset and to mourn the deaths of dear relatives on the floor.<ref name="ReferenceA"/> After almost five centuries, some of the descendants of these families still acknowledge their Jewish origin, but practice Catholicism (in certain cases with some Jewish syncretism).  
Several of the oldest Catholic families in Santa Cruz are in fact of Jewish origin; some traces of Judaic practices are still alive among them and have also influence the rest of the community. As recent as the 1920s, several families preserved seven-branched candle sticks and served dishes cooked with reminiscing [[kosher]] practices.<ref name="ReferenceB"/>  It is still customary among certain old families to light candles on Friday at sunset and to mourn the deaths of dear relatives on the floor.<ref name="ReferenceA"/> After almost five centuries, some of the descendants of these families still acknowledge their Jewish origin, but practice Catholicism (in certain cases with some Jewish syncretism).  
Строка 118: Строка 122:
<!--  
<!--  
-
 
-
 
-
== Центральной, Южной Америки и Карибского бассейна ==
 
-
Как и в Юго-Запада США, в отдел [[департамент Антиокия | Антиокия]], [[Колумбия]], а также в большей [[Paisa Регионы России | Paisa области]], многие семьи имеют место и традиций и устных счетов еврейского происхождения. В этой популяции, Y хромосоме генетический анализ показал, происхождение основателей преимущественно из «южной Испании, но также показывают, что доля прибыли из северной Испании и, что некоторые, возможно, были сефарды происхождения" <ref> {{привести журнале |. Название = Сильные америнд / белый уклон пола и возможных сефардской вклад в числе основателей населения на северо-западе Колумбии | последнее = Карвахаль-Кармона | первый = LG | соавторы = Сото ID, Пинеда N, Ортис-Баррьентос D, Дуке C, Оспина-Дуке J , Маккарти M, P Монтойя, Альварес В.М., Бедойя G, и Руис-Линарес | год = 2000 | Журнал = Американском журнале по правам плохая ссылка </ ссылка> [[Медельин]] традиции''marranada'', где [[свинья]] забивают, убивают и потребляется на улицах в любой окрестности каждой [[Рождество]] было интерпретировано как ежегодное утверждение отказ от еврейского закона. <ref> {{приведу resplandece ан diciembre | последнее = Родас | первый = Альбейро | accessdate = 2009-10-16}} </ ссылка>
 
-
 
-
Безопасное место раем для [[евреев-сефардов | сефардской]] [[обращенных]] во время испанской колонии был [[Санта-Крус, Боливия]] <ref> "Прощай España, Всемирный сефарды помнят", написанной Говардом Сачар. </ исх> В [[1557]] многих тайных евреев присоединился [[NuFlo де Чавес]] и были в числе пионеров, которые основали город [[Санта-Крус-де-ла-Сьерра.]] <ref name="ReferenceA"> "История еврейского народа», написанная Эли Бирнбаум </ исх> Во время 16-го века несколько Крипто-евреев, которые подвергались преследованиям от инквизиции и местными органами власти в соседнем [[Потоси]], [[Ла-Пас]] и [[ Ла-Плата]] также переехал в Санта-Крус для него была самой изолированной городского поселения и потому, что инквизиция не потрудились [[обращенных]] там <ref name="ReferenceB"> "Шторм Облака над убежище боливийским", написанная Шерри Mangan </ исх> для этого пограничный город должен был стать буфером для португальских и [[Гуарани люди | Гуарани]] рейдов, которые угрожали шахтах Перу. Некоторые из них обосновались в городе Санта-Крус и прилегающих городов [[Валлегранде]], Postrervalle, [[Portachuelo, Боливия | Portachuelo]], Terevinto, [[Пукара, Боливия | Pucara]], [[Cotoca, Боливия |. Cotoca]] и другие <ref> "Лос-Judíos де Валлегранде", Эль Deber, написанная Марио Руэда Пенья, 23 ноября 1995 </ ссылка>
 
Некоторые из старейших католических семей в Санта-Крус, на самом деле еврейского происхождения, а некоторые следы иудейского практика все еще живы среди них и также влияют на остальных членов сообщества. Как показали недавние, как 1920-х годов несколько семей сохранилось семи ветвях подсвечники и служил блюда, приготовленные с воспоминаниями [[кошерного]] практики. <ref Name="ReferenceB"/> До сих пор принято у некоторых старых семей, чтобы зажечь свечи в пятницу на закат и, чтобы оплакать смерть дорогих родственников на полу. <ref name="ReferenceA"/> После почти пяти веков, некоторые из потомков этих семей по-прежнему признают их еврейское происхождение, но практика католицизма (в некоторых случаях с некоторыми еврейскими синкретизм).
Некоторые из старейших католических семей в Санта-Крус, на самом деле еврейского происхождения, а некоторые следы иудейского практика все еще живы среди них и также влияют на остальных членов сообщества. Как показали недавние, как 1920-х годов несколько семей сохранилось семи ветвях подсвечники и служил блюда, приготовленные с воспоминаниями [[кошерного]] практики. <ref Name="ReferenceB"/> До сих пор принято у некоторых старых семей, чтобы зажечь свечи в пятницу на закат и, чтобы оплакать смерть дорогих родственников на полу. <ref name="ReferenceA"/> После почти пяти веков, некоторые из потомков этих семей по-прежнему признают их еврейское происхождение, но практика католицизма (в некоторых случаях с некоторыми еврейскими синкретизм).

Версия 08:59, 14 августа 2011

Статья в процессе перевода.

Файл:Judaica.jpg
Иудаика (сверху вниз): субботние подсвечники, чаша для ритуального омовения рук, Хумаш и ТАНАХ, указка для Торы, шофар и коробка для этрога

Криптоиудаизм - тайная приверженность иудаизму, когда публично заявляется, что человек придерживается другой веры; практикующие называются «криптоевреями» (происхождение слова от греческого «κρυπτός» - «скрытый»).

Термин "криптоевреи" также используется, чтобы определить потомков евреев, которые придерживаются некоторых еврейских традиций своих предков, часто тайно, а открыто принадлежат к другим конфессиям, наиболее часто - к католицизму. [1][2][3][4][5]

Это явление возникло в средние века вследствие изгнания евреев в 1492 году из Испании.[6]

Содержание

Европа

Официально евреев, которые крестились в Испании в XIV и XV веках были известны как Кристианос нуэвос (Новые христиане), но обычно их называют конверсос (сonversos) - "обращённые". Испания и Португалия приняли закон, ограничивающий их права в метрополии и колоний. Несмотря на опасность инквизиции, многие конверсос продолжали тайно и незаметно исполнять еврейские ритуалы.[6] [7]

На Балеарских островах многочисленные конверсос, которыея также называются чуэтас, публично исповедуют католицизм, но в частном порядке придерживаются иудаизма после Альгамбрского декрета 1492 года и во времена испанской инквизиции. Они являются одними из наиболее широко известных крипто-евреев.

Крипто-иудаизм восходит к более ранним периодам, когда евреев заставляли или давили на них, чтобы вынудить сменить веру правители тех мест, где они жили.

Некоторые из евреев - последователей Шабтая Цви (Саббатианство) формально приняли ислам, а затем и последователи Якова Франка ("Франкисты") формально приняли католичество, но сохранили аспекты своих версий мессианского иудаизма.

Крипто-евреи сохранялись в России и странах Восточной Европы под властью СССР после возникновения коммунизма с русской революции 1917 года. Вместо того, чтобы заставлять сменить веру, все религии считался нежелательным, хотя некоторым конфессиям было разрешено продолжать существование под строгим надзором со стороны режима... После конца коммунизма, многие люди в бывших советских республиках, в том числе потомки евреев, публично вернулись к вере своих семей.

"Бельмонтские евреи" из Португалии, начиная с XII-го века, поддерживается строго засекреченных традиций на протяжении столетий. Всей общиной они сохранились в тайне, соблюдая традицию внутриобщинных браков и скрывая все внешние признаки их веры. Они и их практика были обнаружены лишь в XX веке.

Их богатая сефардская традиция криптоиудаизма уникальна. Лишь недавно они установили контакт с другими евреями. Некоторые сейчас исповедуют ортодоксальный иудаизм, но многие по-прежнему сохраняют свои многовековые традиции.[8]

Чуэтас

Чуэтас являются меньшинством на балеарском острове Майорка, которые происходят почти полностью из тайных евреев, вынужденых креститься в 1391 году. Слово "чуэтас" означает "свиньи" на каталонском языке, похожие на то, как на староиспанском языке слово марраны имеет тот же смысл.

Сегодня их 20,000-25,000 человек на острове с населением 750,000 человек. Они исповедовали католицизм на протяжении веков, но лишь недавно стало заметно уменьшении напряженности в их отношениях с этническими майорканцами. По мнению некоторых ортодоксальных раввинов, большинство чуэтас, вероятно, евреи по Ѓалахе (по происхождению от еврейской матери) из-за низкого уровня смешанных браков с другими группами. Только в последнее время браки между двумя группами стали более распространены или заметны.

Во время Второй мировой войны нацистская Германия, как известно, давила на религиозные власти Майорки, чтобы они выдали чуэтас, попавших в поле зрения из-за своего еврейского происхождения. по имеющимся сведениям, религиозные власти отказали нацистам в их требовании.

Несколько чуэтас, как сообщается, "вернулись" в иудаизм. Некоторые стали раввинами.[9]

Неофити

Неофити были группой крипто-евреев, живщих в Королевстве Сицилия, которое включало не только остров Сицилия, но почти всю Южную Италию с XIII по XVI вв.

Азия и мусульманские страны

Есть, или были несколько общин криптоевреев в мусульманских странах.

Предки даггатунов,[10] вероятно, придерживались своих еврейских обычаев долгое время после номинального принятия ими ислама.

Это также делалось майминами в Салониках при османской власти в конце XIX века.[11]

Большая община криптоевреев жила в Мешхеде около Хорасана в Иране, где они были известны как "Джедид аль-Ислам" (новые мусульмане), которые были массово обращены в ислам примерно в 1839 году. Большая часть этой общины уехала в Израиль в 1946 году, но некоторые стали мусульманами и живут в Иране сегодня.[12][13] В центральном Иране в деревнях местности Себе, местные мусульмане практикуют многие еврейские обычаи, такие, как зажигание женщинами свечи в пятницу вечером (накануне Шабата). До захода солнца в пятницу, они готовят небольшой огонь, который они оставляют на протяжении субботы, чтобы не разжигать огонь в субботу.

Северная Америка

Основная статья: Мексика

Существуют три различных исторических компонента в колониальных корнях криптоиудаизма, в значительной степени ограничены испанскими территориями в Мексике, каждый с отличными от других географическими и временных аспектами: ранние колониальные корни, пограничная провинция Нуэво-Леон, а позже провинции на северной границе. Криптоеврейские традиции имеют сложную историю и, как правило, встроенные в амальгаму синкретической Римско-католической и иудейской традиции. Во многих отношениях возрождающейся иудейской практики отражали сохранения коренными народами их традиций, практикуемых свободно под прикрытием Римской католической церкви. Кроме того, католицизм был синкретическим, поглощая другие традиции и создавая новую креольскую религию.

Ранний колониальный период - XVI-й век

В 1497 году в Португалии был издан указ, по которому эффективно обратили в христианство всех оставшихся еврейских детей, отдав их под опеку государства, если только родители тоже не были крещены.

Поэтому многие из ранних криптоеврейских мигрантов в Мексике в начале колониальных времён были технически первым и вторым поколением португальских жителей с испанскими корнями до того. Число таких португальских мигрантов оказалось достаточным, чтобы кличка "португалец" стала синонимом слова "еврей" по всем испанским колониям. Иммиграция в Мексику предоставляла возможности прибыльной торговли в густонаселенной колонии с нарождающейся испанской культурой, уравновешенной большим нехристианским населением. Мигранты думали, что культура будет более терпимой в стране с подавляющим большинством населения - нехристианскими коренными народами.

Колониальные чиновники считали, что многие криптоевреи собирались в Мексику в XVI веке и жаловались в письменных документах в Испанию, что испанское общество в Мексике становится в значительной степен и еврейским. Власти нашли и разгромили подпольную синагогу в Мехико. По этому поводу колониальные администраторы ввели Закон о чистоте крови, который запрещал миграции в Мексику новым христианам (Christianos Nuevos), т.е. тех, кто не может доказать, что является старым христианином по крайней мере в третьем поколении.

В то же время администрация учредила мексиканскую инквизицию, чтобы обеспечить католическую принадлежность всех мигрантов в Мексику. Мексиканская инквизиция также развернула и традиционную деятельность, чтобы обеспечить правоверность крещённых коренных народов. Первыми жертвами сожжений (ауто-да-фе) мексиканской инквизиции были крещёные аборигены, осуждённые за ересь, или тайные евреи, осужденные за возвращение к вере своих предков.

За исключением провинции Нуэво-Леон, принятие закона о чистоте крови снизило миграцию конверсос.

Нуэво-Леон - 1590-х по начало XVII-го века

Историю колонизации Мексики можно охарактеризовать как экспансию на север во всё более враждебные местности, густонаселенные отдельными племенами и целыми конфедерациями коренных народов, которые были завоеваны. Испания финансировала расширение за счет использования недр, использование коренных народы в качестве рабов на шахтах, а также создания животноводческих ранчо.

Один беспокойный регион был большим пространством, охватывающим северо-восточную четверть тогдашней территории Новой Испании (Nueva España), который позже стала тем, что сейчас известно как Мексика. Чичимеки, апачи и другие племена сопротивлялись христианизации и "приобщению к оседлости". Они старались превратить пограничье (frontera) в беззаконный и безлюдный регион.

Луис Карвахаль и де ла Куэва был португальский новый христианин - королевский счетовод, который получил королевский патент на заселение Нуэво-Леона, больших пространств земли у враждебной границы. Примечательно, что в патенте Каравахаль у де ла Куэва получил освобождение от обычного требования, чтобы он доказал, что все новые поселенцы "старые христиане", а не обращённые в последнее время евреи или мусульмане. Это освобождение позволило приехать в Нуэво-Леон людям, которые были официально запрещен въезд в Новую Испанию в других местах, особенно крипто-евреям.[14] Многие из 100 солдат и 60 работников Каравахаля, которым было разрешено поехать в Новую Испанию, были крипто-евреями.[15]

Вице-губернатор, Гаспар Кастаньо де Соса (Gaspar Castaño de Sosa), возглавил большую экспедиции в Нью-Мексико в 1591 году в попытке основать колонию. Кастаньо был арестован за эту несанкционированную экспедицию и приговорен к ссылке на Филиппины. Приговор был впоследствии отменён, но он уже был убит при восстание рабов.[16]

Карвахаль на посту губернатора построил центр - Монтеррей (в настоящее время в штате Нуэво-Леон). В течение нескольких лет некоторые люди сообщили в Мехико, что в Северной провинции соблюдаются еврейские обряды, и усилий для крещения языческих коренных народов слабые. Основным видом экономической деятельности в новой колонии, кажется, была продажа в рабство индейцев, захваченных Карвахалем и его компаньонами.[17]

Губернатор, его ближайшие родственники и другие из его окружения были призваны предстать перед инквизицией в Мехико. Они были арестованы и заключены в тюрьму. Губернатор впоследствии умер в тюрьме, в то время как члены его семьи были реабилитированы. Одна из них была Анна Карвахаль, племянница губернатора. Она и другие были позже снова схвачены и приговорены к сожжению на костре за возврат к старой вере.

Племянники губернатора изменили свое имя на Ламброзо. Одним из них был Иосиф Ламброзо, также известный как Луис де Карвахаль эль Мозо, который, как говорят, сделал сам себе обрезание в пустыне, чтобы они принять еврейский закон. Его мемуары, письма и дело в инквизиции сохранились. Два других племянника также изменили свои имена на Ламброзо и эмигрировали в Италию, где они стали известными раввинами.

Когда губернатор Карвахаль был при должности, город Монтеррей стал местом для других тайных евреев, чувствовавших давления мексиканской инквизиции на юге территории. Таким образом, история штата Нуэво-Леон и основания Монтеррея знаменита тем, что они привлекли крипто-еврейских мигрантов со всех частей Новой Испании. Они создали одну из самых ранних еврейских общин в ранней Мексике. (Еврейские общины в современной Мексике, исповедующие иудаизм открыто возникли только после значительном иммиграции из Восточной Европы, Турции и Сирии в конце XIX - начале XIX-го века.)

Бывшие испанские территорие на современном юго-западе США XVII - XVIII века

В связи с деятельностью мексиканской инквизиции в Нуэво-Леон, многие потомки крипто-евреев мигрировали в другие пограничные колонии дальше на запад, на торговые пути, проходящие через города Сьерра Мадрес Оксиденталь и Чихуахуа и дальше на север, на торговом пути в Пасо-дель-Норте (Хуарес/Эль-Пасо) и Санта-Фе (оба города в одной колониальной провинции Нью-Мексико), и несколько меньше в Калифорнию.

В бывшем испанском владении - северной Новой Испании (современный юго-запад США), некоторые испаноязычные католики заявили, что они происходят от тайных евреев и начали практиковать иудаизм. Они часто приводят в качестве доказательства воспоминания старших родственников, соблюдавщих еврейских традиций. Крипто-евреи Нью-Мексико были задокументированы несколькими научными исследованиями, включая Стэнли М. Гордеса,[18] Джанет Либман Джейкобс,[19] Шуламит hа-Леви и Сета Д. Кунина.[20]

Только один исследователь (фольклорист Джудит Нойландер) скептически относится к подлинности еврейское происхождение "хиспанос" с Юго-Запада. Она утверждает, что эти вспомненные традиции могли быть только у ашкеназских, а не сефардских евреев и, возможно, были из воспоминаний, построенных при помощи консультантов. Она также утверждает, что еврейские традиции, практиковавшиеся старшими родственниками, были введены группой евангелических христиан - протестантов, который специально изучили и используют еврейские традиции как часть своей религиозной практики. Теория Нойландер была рассмотрена непосредственно в книге Кунина "Жонглирование идентичностями: идентичность и аутентичность среди крипто-евреев». Совсем недавно евангелические христиане создали миссионерские группы с целью привития евангельской доктрины в Юго-Западных американских общинах, где сохранился крипто-иудаизм.

Наше время

По данным недавнего исследования (декабрь 2008), опубликованном в Американском журнале генетики человека, 19.8% современных испанцев (и португальцев) имеют ДНК, отражающую сефардско-еврейское происхождение (по сравнению с 10.6% ДНК, отражающей мавританских предков.[1]. Сефардский результат находится в противоречии или не соответствует всей совокупности генетических исследований, проведенных в Испании. Он был релятивизован самими авторами и поставлен под вопрос Стивеном Оппенгеймером, который считает, что гораздо более ранние миграции, от 5000 до 10000 лет назад из Восточного Средиземноморья, возможно, также подходят для сефардских признаков. "Они действительно предполагают, что рассматривают миграцию еврейских иммигрантов, но те же родовые признаки могли появиться и в неолите". Теми же авторами, также в недавнем исследовании (октябрь 2008 г.), объясняется большинство таких же линий в Иберии и на Балеарских островах как финикийский след. Остальные генетические исследования, проведенные в Испании оценивают мавританскую составляющую от 2.5/3.4% до 7.7%.

Последние генетические исследования, однако, показали, что многие латиноамериканцы с американского Юго-Запада могут быть потомками анусим (сефардских евреев, которых обратила в католицизм). Майкл Хаммер, профессор-исследователь Университета Аризоны и специалист по еврейской генетике, сказал, что у менее 1% не-семитов, но более чем в четыре раза больше среди всего еврейского населения мира, мужчин обладают конкретным "маркером коhаним" (что само по себе не обязательно принадлежит всем евреям, но широко распространено среди евреев, утверждая происхождение от наследственных жрецов), и 30 из 78 латиноамериканцев, протестированных в Нью-Мексико (38.5%) оказались его носителями. ДНК-тестирование латиноамериканского населения также показало, что от 10% до 15% мужчин, живущих в Нью-Мексико, южном Техасе и северной Мексике имеют Y-хромосомы, происходящие с Ближнего Востока.[21]

В северной Мексике, в Монтеррее, столице штата Нуэво-Леон, который граничит с Техасом, как говорят, живут потомки крипто-евреев. Церковь в Агуалегуас, Нуэво-Леон, Мексика действительно имеет окна в форме звезды Давида под христианским крестом на вершине куполообразной крыши. Штат Халиско имеет несколько городов с большим количеством анусим, в основном Гвадалахара, Сьюдад-Гусман и Пуэрто-Вальярта, хотя широко известен также устойчивый приток ашкеназских евреев из Восточной Европы в конце XIX века и в начале-середине XIX-го века в Мехико, Гвадалахару и Веракрус.

Сегодня есть около 40000[22] мексиканских евреев, как ашкенази, так и сефардов. Исследователи и историки утверждают, что их число увеличится значительно, если анусим (или криптоевреи) будут включены в эти оценки.

Центральная и Южная Америка и Карибский бассейн

Как и на Юго-Западе США, в колумбийском департаменте Антиокия, а также в большом регионе Паиса, многие семьи сохраняют традиции и устные предания о еврейском происхождении. В этой популяции, генетический анализ Y-хромосом показал происхождение родоначальников преимущественно из «южной Испании, но также показывают, что часть прибыла из северной Испании и, что некоторые, возможно, были сефардского происхождения"[23]

Медельинский обычай марранада, когда свинью забивают, разделывают и едят на улицах в каждом квартале на Рождество интерпретируется как ежегодное утверждение отказа от еврейского закона.[24]

Безопасным местом для сефардов-конверсос в колониальные времена был Санта-Крус, Боливия.[25] В 1557 году много тайных евреев присоединилось к Нуфло де Чавесу и были в числе пионеров, которые основали город Санта-Крус-де-ла-Сьерра.[26]

В течение XVI-го века некоторые криптоевреи, которые подвергались преследованиям [Инквизиция|инквизиции] и местных органов власти в соседних Потоси, Ла-Пасе и Ла-Плата также переехали в Санта-Крус. Он был самым изолированным городским поселением, и инквизиция не занималась "конверсос" там,[27] потому что этот пограничный город должен был стать буфером для рейдов португальцев и индейцев-гуарани, которые угрожали шахтах Перу. Некоторые из "конверсос" обосновались в городе Санта-Крус и его пригородах.[28]


Источники и ссылки

Литература

  • Gitlitz, David. 'Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews', Albuquerque, NM: University of New Mexico Press, 2002

См. также

Примечания

  1. J Jacobs Hidden Heritage: The Legacy of the Crypto-Jews (Скрытая традиция: наследие криптоевреев). — University of California Press, 2002. — ISBN 978-0520235175
  2. HJ Tobias A History of the Jews in New Mexico (История евреев в Нью-Мексико). — University of New Mexico Press, 1992. — ISBN 978-0826313904
  3. T Alexy The Marrano Legacy: A Contemporary Crypto-Jewish Priest Reveals Secrets of His Double Life (Наследие марранов: современные криптоеврейский священник раскрывает секреты своей двойной жизни). — University of New Mexico Press, 2003. — ISBN 978-0826330550
  4. E Benbassa Sephardi Jewry: A History of the Judeo-Spanish Community, 14th-20th Centuries (Jewish Communities in the Modern World) (Сефардские евреи: история еврейско-испанского сообщества, 14-20-й века (еврейские общины в современном мире)). — University of California Press, 2000. — ISBN 978-0520218222
  5. JS Gerber Jews of Spain: A History of the Sephardic Experience (Евреи Испании: история сефардского опыта). — Free Press, 1994. — ISBN 978-0029115749
  6. 6,0 6,1 Levine Melammed, Renee. "Women in Medieval Jewish Societies." Women and Judaism: New Insights and Scholarship. («Женщины в средневековых еврейских общинах". Женщины и иудаизм: Новый взгляд и изучение.) Ed. Frederick E. Greenspahn. New York: New York University Press, 2009. 105-106.
  7. See David M. Gitlitz, ‘‘Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews (Тайны и обман. Религия крипто-евреев)’’ (Albuquerque: University of New Mexico Press, 2002).
  8. Socolovsky, J For Portugal’s crypto-Jews, new rabbi tries to blend tradition with local custom (Для крипто-евреев Португалии новый раввин пытается совместить традиции с местным обычаем) (2003). Проверено 16 апреля 2007.
  9. D Gitlitz Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews. — Jewish Publication Society of America, 2000. — ISBN 978-0827605626
  10. Берберское племя в Марокко.
  11. Grätz, in "Monatsschrift", Feb., 1884
  12. http://www.fis-iran.org/en/irannameh/volxix/mashhad-jewish-community
  13. http://www.sussex-academic.co.uk/sa/titles/jewish_studies/nissimi.htm
  14. accessed Mar 4, 2011
  15. accessed Mar 5, 2011
  16. Hammond, George P. and Rey, Apapito, The Rediscovery of New Mexico, 1580-1594, Albuquerque: U of NM Press, 1966, pp. 48, 245-301 (Хаммонд, Джордж П. и Рей, Апапито, Повторное открытие Нью-Мексико, 1580-1594, Альбукерке)
  17. Richard and Shirley Cushing. "Juan Morlete, Gaspar Castano de Sosa, and the Province of Nuevo Leon." New Mexico Office of the State Historian. Аccessed 4 Mar 2011
  18. Stanley M. Hordes На край света: история крипто-евреев Нью-Мексико = To The End of The Earth: A History of the Crypto-Jews of New Mexico. — Columbia University Press, 2005. — 376 с. — ISBN 978-0231129374
  19. Janet Liebman Jacobs Скрытое сокровище: наследие крипто-евреев = Hidden Heritage: The Legacy of the Crypto Jews. — University of California, 2002. — 212 с. — ISBN 978-0520235175
  20. Seth D. Kunin Жонглирование идентичностями: идентичность и аутентичность среди крипто-евреев = Juggling Identities: Identity and Authenticity Among the Crypto-Jews. — Columbia University Press, 2009. — 288 с. — ISBN 978-0231142182
  21. Jewish Genetics: Abstracts and Summaries. Part 4: Non-Jewish Israelites.. The American Center of Khazar Studies (Американский Центр Хазарских Исследований) (2005). Проверено 14 апреля 2007.
  22. SW (editor) Massil Еврейская книга 2007 года = The Jewish Year Book 2007. — Mitchell Vallentine & Company, 2007. — 163 с. — ISBN 978-0853037354
  23. Carvajal-Carmona, LG; Soto ID, Pineda N, Ortiz-Barrientos D, Duque C, Ospina-Duque J, McCarthy M, Montoya P, Alvarez VM, Bedoya G, and Ruiz-Linares A (2000). "Strong Amerind/white sex bias and a possible Sephardic contribution among the founders of a population in northwest Colombia (Сильныq амероиндейско/белый половой ген и возможный сефардский вклад в числе основателей населения на северо-западе Колумбии)". American Journal of Human Genetics 67 (5): 1062–1066. DOI:10.1016/S0002-9297(07)62956-5. PMID 11032790. Проверено 2007-04-14. bad link
  24. Rodas, Albeiro Medellín resplandece en diciembre (2007). Проверено 16 октября 2009.
  25. “Farewell España, The World The Sephardim Remembered”, written by Howard Sachar ("Прощай, España, сефарды мира помнят")
  26. “History of the Jewish People”, written by Eli Birnbaum (История еврейского народа)
  27. "Storm Clouds over the Bolivian Refuge", written by Sherry Mangan (Штормовые тучи над боливийским убежищем)
  28. “Los Judíos de Vallegrande”, El Deber, written by Mario Rueda Peña, November 23, 1995
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация