Криптоиудаизм
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Бывшие испанские территорие на современном юго-западе США XVII - XVIII века) |
(→Бывшие испанские территорие на современном юго-западе США XVII - XVIII века) |
||
Строка 82: | Строка 82: | ||
В бывшем испанском владении - северной Новой Испании (современный юго-запад [[США]]), некоторые испаноязычные католики заявили, что они происходят от тайных евреев и начали практиковать иудаизм. Они часто приводят в качестве доказательства воспоминания старших родственников, соблюдавщих еврейских традиций. Крипто-евреи Нью-Мексико были задокументированы несколькими научными исследованиями, включая Стэнли М. Гордеса,<ref>{{книга|автор=Stanley M. Hordes|заглавие=На край света: история крипто-евреев Нью-Мексико|оригинал=To The End of The Earth: A History of the Crypto-Jews of New Mexico|издательство=Columbia University Press|год=2005|страниц=376|isbn= 978-0231129374}}</ref> Джанет Либман Джейкобс,<ref>{{книга|автор=Janet Liebman Jacobs|заглавие=Скрытое сокровище: наследие крипто-евреев|оригинал=Hidden Heritage: The Legacy of the Crypto Jews|издательство=University of California|год=2002|страниц=212|isbn= 978-0520235175}}</ref> | В бывшем испанском владении - северной Новой Испании (современный юго-запад [[США]]), некоторые испаноязычные католики заявили, что они происходят от тайных евреев и начали практиковать иудаизм. Они часто приводят в качестве доказательства воспоминания старших родственников, соблюдавщих еврейских традиций. Крипто-евреи Нью-Мексико были задокументированы несколькими научными исследованиями, включая Стэнли М. Гордеса,<ref>{{книга|автор=Stanley M. Hordes|заглавие=На край света: история крипто-евреев Нью-Мексико|оригинал=To The End of The Earth: A History of the Crypto-Jews of New Mexico|издательство=Columbia University Press|год=2005|страниц=376|isbn= 978-0231129374}}</ref> Джанет Либман Джейкобс,<ref>{{книга|автор=Janet Liebman Jacobs|заглавие=Скрытое сокровище: наследие крипто-евреев|оригинал=Hidden Heritage: The Legacy of the Crypto Jews|издательство=University of California|год=2002|страниц=212|isbn= 978-0520235175}}</ref> | ||
- | Шуламит hа-Леви и Сета Д. Кунина.<ref>{{книга|автор | + | Шуламит hа-Леви и Сета Д. Кунина.<ref>{{книга|автор=Seth D. Kunin|заглавие=Жонглирование идентичностями: идентичность и аутентичность среди крипто-евреев|оригинал=Juggling Identities: Identity and Authenticity Among the Crypto-Jews|издательство=Columbia University Press|год=2009|страниц=288|isbn= 978-0231142182}}</ref> |
Только один исследователь (фольклорист Джудит Нойландер) скептически относится к подлинности еврейское происхождение "хиспанос" с Юго-Запада. Она утверждает, что эти вспомненные традиции могли быть только у [[ашкеназ]]ских, а не [[сефард]]ских евреев и, возможно, были из воспоминаний, построенных при помощи консультантов. Она также утверждает, что еврейские традиции, практиковавшиеся старшими родственниками, были введены группой евангелических христиан - протестантов, который специально изучили и используют еврейские традиции как часть своей религиозной практики. Теория Нойландер была рассмотрена непосредственно в книге Кунина "Жонглирование идентичностями: идентичность и аутентичность среди крипто-евреев». Совсем недавно евангелические христиане создали миссионерские группы с целью привития евангельской доктрины в Юго-Западных американских общинах, где сохранился крипто-иудаизм. | Только один исследователь (фольклорист Джудит Нойландер) скептически относится к подлинности еврейское происхождение "хиспанос" с Юго-Запада. Она утверждает, что эти вспомненные традиции могли быть только у [[ашкеназ]]ских, а не [[сефард]]ских евреев и, возможно, были из воспоминаний, построенных при помощи консультантов. Она также утверждает, что еврейские традиции, практиковавшиеся старшими родственниками, были введены группой евангелических христиан - протестантов, который специально изучили и используют еврейские традиции как часть своей религиозной практики. Теория Нойландер была рассмотрена непосредственно в книге Кунина "Жонглирование идентичностями: идентичность и аутентичность среди крипто-евреев». Совсем недавно евангелические христиане создали миссионерские группы с целью привития евангельской доктрины в Юго-Западных американских общинах, где сохранился крипто-иудаизм. | ||
- | |||
- | |||
- | + | === Наше время === | |
+ | По данным недавнего исследования (декабрь 2008), опубликованном в Американском журнале генетики человека, 19.8% современных испанцев (и португальцев) имеют ДНК, отражающую [[сефард]]ско-еврейское происхождение (по сравнению с 10.6% ДНК, отражающей мавританских предков.[1]. Сефардский результат находится в противоречии или не соответствует всей совокупности генетических исследований, проведенных в Испании. Он был релятивизован самими авторами и поставлен под вопрос Стивеном Оппенгеймером, который считает, что гораздо более ранние миграции, от 5000 до 10000 лет назад из Восточного Средиземноморья, возможно, также подходят для сефардских признаков. "Они действительно предполагают, что рассматривают миграцию еврейских иммигрантов, но те же родовые признаки могли появиться и в неолите". Теми же авторами, также в недавнем исследовании (октябрь 2008 г.), объясняется большинство таких же линий в Иберии и на Балеарских островах как финикийский след. Остальные генетические исследования, проведенные в Испании оценивают мавританскую составляющую от 2.5/3.4% до 7.7%. | ||
- | + | Последние генетические исследования, однако, показали, что многие латиноамериканцы с американского Юго-Запада могут быть потомками [[анусим]] ([[сефард]]ских евреев, которых обратила в католицизм). Майкл Хаммер, профессор-исследователь Университета Аризоны и специалист по еврейской генетике, сказал, что у менее 1% не-семитов, но более чем в четыре раза больше среди всего еврейского населения мира, мужчин обладают конкретным [[Y-хромосомы Аhарона|"маркером коhаним"]] (что само по себе не обязательно принадлежит всем евреям, но широко распространено среди евреев, утверждая происхождение от наследственных жрецов), и 30 из 78 латиноамериканцев, протестированных в [[Нью-Мексико]] (38.5%) оказались его носителями. ДНК-тестирование латиноамериканского населения также показало, что от 10% до 15% мужчин, живущих в Нью-Мексико, южном [[Техас]]е и северной [[Мексика|Мексике]] имеют Y-хромосомы, происходящие с Ближнего Востока.<ref>{{cite web|url=http://www.khazaria.com/genetics/abstracts-nonjews.html|title=Jewish Genetics: Abstracts and Summaries. Part 4: Non-Jewish Israelites.|year=2005|publisher=[http://www.khazaria.com The American Center of Khazar Studies (Американский Центр Хазарских Исследований)]|accessdate=2007-04-14}}</ref> | |
- | + | В северной Мексике в Монтеррей, столице штата Нуэво-Леон, который граничит с [[Техас]]ом, как говорят, живут потомки крипто-евреев. Церковь в Агуалегуас, Нуэво-Леон, Мексика действительно имеет окна в форме [[Маген Давид|звезды Давида]] под христианским крестом на вершине куполообразной крыши. Штат Халиско имеет несколько городов с большим количеством [[анусим]], в основном Гвадалахара, Сьюдад-Гусман и Пуэрто-Вальярта, хотя широко известен также устойчивый приток [[ашкеназ]]ских евреев из Восточной Европы в конце XIX века и в начале-середине XIX-го века в Мехико, Гвадалахару и Веракрус. | |
- | + | Сегодня есть около 40000<ref>{{книга|автор=SW (editor) Massil|заглавие=Еврейская книга 2007 года|оригинал=The Jewish Year Book 2007|издательство=Mitchell Vallentine & Company|год=2007|страниц=163|isbn= 978-0853037354}}</ref> мексиканских евреев, как [[ашкеназ]]и, так и [[сефард]]ов. Исследователи и историки утверждают, что их число увеличится значительно, если [[анусим]] (или [[криптоевреи]]) будут включены в эти оценки. | |
+ | <!-- | ||
==Central, South America and Caribbean== | ==Central, South America and Caribbean== | ||
As in the American Southwest, in the department of [[Antioquia Department|Antioquia]], [[Colombia]], as well as in the greater [[Paisa Region|Paisa region]], many families also hold traditions and oral accounts of Jewish descent. In this population, Y chromosome genetic analysis has shown an origin of founders predominantly from "southern Spain but also suggest that a fraction came from northern Iberia and that some possibly had a Sephardic origin".<ref>{{cite journal|title=Strong Amerind/white sex bias and a possible Sephardic contribution among the founders of a population in northwest Colombia|last=Carvajal-Carmona|first=LG|coauthors=Soto ID, Pineda N, Ortiz-Barrientos D, Duque C, Ospina-Duque J, McCarthy M, Montoya P, Alvarez VM, Bedoya G, and Ruiz-Linares A|year=2000|journal=American Journal of Human Genetics|volume=67|issue=5|pages=1062–1066|pmid=11032790|accessdate=2007-04-14|doi=10.1016/S0002-9297(07)62956-5|pmc=1288568}} bad link</ref> The [[Medellín]] tradition of the ''marranada'', where a [[pig]] is slaughtered, butchered and consumed on the streets of every neighborhood each [[Christmas]] has been interpreted as an annual affirmation of the rejection of Jewish law.<ref>{{cite web|url=http://pasaportecolombiano.wordpress.com/2007/12/07/medellin-resplandece-en-diciembre-la-luciernaga-de-colombia/|year=2007|title=Medellín resplandece en diciembre|last=Rodas|first=Albeiro|accessdate=2009-10-16}}</ref> | As in the American Southwest, in the department of [[Antioquia Department|Antioquia]], [[Colombia]], as well as in the greater [[Paisa Region|Paisa region]], many families also hold traditions and oral accounts of Jewish descent. In this population, Y chromosome genetic analysis has shown an origin of founders predominantly from "southern Spain but also suggest that a fraction came from northern Iberia and that some possibly had a Sephardic origin".<ref>{{cite journal|title=Strong Amerind/white sex bias and a possible Sephardic contribution among the founders of a population in northwest Colombia|last=Carvajal-Carmona|first=LG|coauthors=Soto ID, Pineda N, Ortiz-Barrientos D, Duque C, Ospina-Duque J, McCarthy M, Montoya P, Alvarez VM, Bedoya G, and Ruiz-Linares A|year=2000|journal=American Journal of Human Genetics|volume=67|issue=5|pages=1062–1066|pmid=11032790|accessdate=2007-04-14|doi=10.1016/S0002-9297(07)62956-5|pmc=1288568}} bad link</ref> The [[Medellín]] tradition of the ''marranada'', where a [[pig]] is slaughtered, butchered and consumed on the streets of every neighborhood each [[Christmas]] has been interpreted as an annual affirmation of the rejection of Jewish law.<ref>{{cite web|url=http://pasaportecolombiano.wordpress.com/2007/12/07/medellin-resplandece-en-diciembre-la-luciernaga-de-colombia/|year=2007|title=Medellín resplandece en diciembre|last=Rodas|first=Albeiro|accessdate=2009-10-16}}</ref> | ||
Строка 119: | Строка 119: | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Центральной, Южной Америки и Карибского бассейна == | == Центральной, Южной Америки и Карибского бассейна == |
Версия 07:30, 14 августа 2011
Статья в процессе перевода.
Криптоиудаизм - тайная приверженность иудаизму, когда публично заявляется, что человек придерживается другой веры; практикующие называются «криптоевреями» (происхождение слова от греческого «κρυπτός» - «скрытый»).
Термин "криптоевреи" также используется, чтобы определить потомков евреев, которые придерживаются некоторых еврейских традиций своих предков, часто тайно, а открыто принадлежат к другим конфессиям, наиболее часто - к католицизму. [1][2][3][4][5]
Это явление возникло в средние века вследствие изгнания евреев в 1492 году из Испании.[6]
Содержание |
Европа
Официально евреев, которые крестились в Испании в XIV и XV веках были известны как Кристианос нуэвос (Новые христиане), но обычно их называют конверсос (сonversos) - "обращённые". Испания и Португалия приняли закон, ограничивающий их права в метрополии и колоний. Несмотря на опасность инквизиции, многие конверсос продолжали тайно и незаметно исполнять еврейские ритуалы.[6] [7]
На Балеарских островах многочисленные конверсос, которыея также называются чуэтас, публично исповедуют католицизм, но в частном порядке придерживаются иудаизма после Альгамбрского декрета 1492 года и во времена испанской инквизиции. Они являются одними из наиболее широко известных крипто-евреев.
Крипто-иудаизм восходит к более ранним периодам, когда евреев заставляли или давили на них, чтобы вынудить сменить веру правители тех мест, где они жили.
Некоторые из евреев - последователей Шабтая Цви (Саббатианство) формально приняли ислам, а затем и последователи Якова Франка ("Франкисты") формально приняли католичество, но сохранили аспекты своих версий мессианского иудаизма.
Крипто-евреи сохранялись в России и странах Восточной Европы под властью СССР после возникновения коммунизма с русской революции 1917 года. Вместо того, чтобы заставлять сменить веру, все религии считался нежелательным, хотя некоторым конфессиям было разрешено продолжать существование под строгим надзором со стороны режима... После конца коммунизма, многие люди в бывших советских республиках, в том числе потомки евреев, публично вернулись к вере своих семей.
"Бельмонтские евреи" из Португалии, начиная с XII-го века, поддерживается строго засекреченных традиций на протяжении столетий. Всей общиной они сохранились в тайне, соблюдая традицию внутриобщинных браков и скрывая все внешние признаки их веры. Они и их практика были обнаружены лишь в XX веке.
Их богатая сефардская традиция криптоиудаизма уникальна. Лишь недавно они установили контакт с другими евреями. Некоторые сейчас исповедуют ортодоксальный иудаизм, но многие по-прежнему сохраняют свои многовековые традиции.[8]
Чуэтас
Чуэтас являются меньшинством на балеарском острове Майорка, которые происходят почти полностью из тайных евреев, вынужденых креститься в 1391 году. Слово "чуэтас" означает "свиньи" на каталонском языке, похожие на то, как на староиспанском языке слово марраны имеет тот же смысл.
Сегодня их 20,000-25,000 человек на острове с населением 750,000 человек. Они исповедовали католицизм на протяжении веков, но лишь недавно стало заметно уменьшении напряженности в их отношениях с этническими майорканцами. По мнению некоторых ортодоксальных раввинов, большинство чуэтас, вероятно, евреи по Ѓалахе (по происхождению от еврейской матери) из-за низкого уровня смешанных браков с другими группами. Только в последнее время браки между двумя группами стали более распространены или заметны.
Во время Второй мировой войны нацистская Германия, как известно, давила на религиозные власти Майорки, чтобы они выдали чуэтас, попавших в поле зрения из-за своего еврейского происхождения. по имеющимся сведениям, религиозные власти отказали нацистам в их требовании.
Несколько чуэтас, как сообщается, "вернулись" в иудаизм. Некоторые стали раввинами.[9]
Неофити
Неофити были группой крипто-евреев, живщих в Королевстве Сицилия, которое включало не только остров Сицилия, но почти всю Южную Италию с XIII по XVI вв.
Азия и мусульманские страны
Есть, или были несколько общин криптоевреев в мусульманских странах.
Предки даггатунов,[10] вероятно, придерживались своих еврейских обычаев долгое время после номинального принятия ими ислама.
Это также делалось майминами в Салониках при османской власти в конце XIX века.[11]
Большая община криптоевреев жила в Мешхеде около Хорасана в Иране, где они были известны как "Джедид аль-Ислам" (новые мусульмане), которые были массово обращены в ислам примерно в 1839 году. Большая часть этой общины уехала в Израиль в 1946 году, но некоторые стали мусульманами и живут в Иране сегодня.[12][13] В центральном Иране в деревнях местности Себе, местные мусульмане практикуют многие еврейские обычаи, такие, как зажигание женщинами свечи в пятницу вечером (накануне Шабата). До захода солнца в пятницу, они готовят небольшой огонь, который они оставляют на протяжении субботы, чтобы не разжигать огонь в субботу.
Северная Америка
Существуют три различных исторических компонента в колониальных корнях криптоиудаизма, в значительной степени ограничены испанскими территориями в Мексике, каждый с отличными от других географическими и временных аспектами: ранние колониальные корни, пограничная провинция Нуэво-Леон, а позже провинции на северной границе. Криптоеврейские традиции имеют сложную историю и, как правило, встроенные в амальгаму синкретической Римско-католической и иудейской традиции. Во многих отношениях возрождающейся иудейской практики отражали сохранения коренными народами их традиций, практикуемых свободно под прикрытием Римской католической церкви. Кроме того, католицизм был синкретическим, поглощая другие традиции и создавая новую креольскую религию.
Ранний колониальный период - XVI-й век
В 1497 году в Португалии был издан указ, по которому эффективно обратили в христианство всех оставшихся еврейских детей, отдав их под опеку государства, если только родители тоже не были крещены.
Поэтому многие из ранних криптоеврейских мигрантов в Мексике в начале колониальных времён были технически первым и вторым поколением португальских жителей с испанскими корнями до того. Число таких португальских мигрантов оказалось достаточным, чтобы кличка "португалец" стала синонимом слова "еврей" по всем испанским колониям. Иммиграция в Мексику предоставляла возможности прибыльной торговли в густонаселенной колонии с нарождающейся испанской культурой, уравновешенной большим нехристианским населением. Мигранты думали, что культура будет более терпимой в стране с подавляющим большинством населения - нехристианскими коренными народами.
Колониальные чиновники считали, что многие криптоевреи собирались в Мексику в XVI веке и жаловались в письменных документах в Испанию, что испанское общество в Мексике становится в значительной степен и еврейским. Власти нашли и разгромили подпольную синагогу в Мехико. По этому поводу колониальные администраторы ввели Закон о чистоте крови, который запрещал миграции в Мексику новым христианам (Christianos Nuevos), т.е. тех, кто не может доказать, что является старым христианином по крайней мере в третьем поколении.
В то же время администрация учредила мексиканскую инквизицию, чтобы обеспечить католическую принадлежность всех мигрантов в Мексику. Мексиканская инквизиция также развернула и традиционную деятельность, чтобы обеспечить правоверность крещённых коренных народов. Первыми жертвами сожжений (ауто-да-фе) мексиканской инквизиции были крещёные аборигены, осуждённые за ересь, или тайные евреи, осужденные за возвращение к вере своих предков.
За исключением провинции Нуэво-Леон, принятие закона о чистоте крови снизило миграцию конверсос.
Нуэво-Леон - 1590-х по начало XVII-го века
Историю колонизации Мексики можно охарактеризовать как экспансию на север во всё более враждебные местности, густонаселенные отдельными племенами и целыми конфедерациями коренных народов, которые были завоеваны. Испания финансировала расширение за счет использования недр, использование коренных народы в качестве рабов на шахтах, а также создания животноводческих ранчо.
Один беспокойный регион был большим пространством, охватывающим северо-восточную четверть тогдашней территории Новой Испании (Nueva España), который позже стала тем, что сейчас известно как Мексика. Чичимеки, апачи и другие племена сопротивлялись христианизации и "приобщению к оседлости". Они старались превратить пограничье (frontera) в беззаконный и безлюдный регион.
Луис Карвахаль и де ла Куэва был португальский новый христианин - королевский счетовод, который получил королевский патент на заселение Нуэво-Леона, больших пространств земли у враждебной границы. Примечательно, что в патенте Каравахаль у де ла Куэва получил освобождение от обычного требования, чтобы он доказал, что все новые поселенцы "старые христиане", а не обращённые в последнее время евреи или мусульмане. Это освобождение позволило приехать в Нуэво-Леон людям, которые были официально запрещен въезд в Новую Испанию в других местах, особенно крипто-евреям.[14] Многие из 100 солдат и 60 работников Каравахаля, которым было разрешено поехать в Новую Испанию, были крипто-евреями.[15]
Вице-губернатор, Гаспар Кастаньо де Соса (Gaspar Castaño de Sosa), возглавил большую экспедиции в Нью-Мексико в 1591 году в попытке основать колонию. Кастаньо был арестован за эту несанкционированную экспедицию и приговорен к ссылке на Филиппины. Приговор был впоследствии отменён, но он уже был убит при восстание рабов.[16]
Карвахаль на посту губернатора построил центр - Монтеррей (в настоящее время в штате Нуэво-Леон). В течение нескольких лет некоторые люди сообщили в Мехико, что в Северной провинции соблюдаются еврейские обряды, и усилий для крещения языческих коренных народов слабые. Основным видом экономической деятельности в новой колонии, кажется, была продажа в рабство индейцев, захваченных Карвахалем и его компаньонами.[17]
Губернатор, его ближайшие родственники и другие из его окружения были призваны предстать перед инквизицией в Мехико. Они были арестованы и заключены в тюрьму. Губернатор впоследствии умер в тюрьме, в то время как члены его семьи были реабилитированы. Одна из них была Анна Карвахаль, племянница губернатора. Она и другие были позже снова схвачены и приговорены к сожжению на костре за возврат к старой вере.
Племянники губернатора изменили свое имя на Ламброзо. Одним из них был Иосиф Ламброзо, также известный как Луис де Карвахаль эль Мозо, который, как говорят, сделал сам себе обрезание в пустыне, чтобы они принять еврейский закон. Его мемуары, письма и дело в инквизиции сохранились. Два других племянника также изменили свои имена на Ламброзо и эмигрировали в Италию, где они стали известными раввинами.
Когда губернатор Карвахаль был при должности, город Монтеррей стал местом для других тайных евреев, чувствовавших давления мексиканской инквизиции на юге территории. Таким образом, история штата Нуэво-Леон и основания Монтеррея знаменита тем, что они привлекли крипто-еврейских мигрантов со всех частей Новой Испании. Они создали одну из самых ранних еврейских общин в ранней Мексике. (Еврейские общины в современной Мексике, исповедующие иудаизм открыто возникли только после значительном иммиграции из Восточной Европы, Турции и Сирии в конце XIX - начале XIX-го века.)
Бывшие испанские территорие на современном юго-западе США XVII - XVIII века
В связи с деятельностью мексиканской инквизиции в Нуэво-Леон, многие потомки крипто-евреев мигрировали в другие пограничные колонии дальше на запад, на торговые пути, проходящие через города Сьерра Мадрес Оксиденталь и Чихуахуа и дальше на север, на торговом пути в Пасо-дель-Норте (Хуарес/Эль-Пасо) и Санта-Фе (оба города в одной колониальной провинции Нью-Мексико), и несколько меньше в Калифорнию.
В бывшем испанском владении - северной Новой Испании (современный юго-запад США), некоторые испаноязычные католики заявили, что они происходят от тайных евреев и начали практиковать иудаизм. Они часто приводят в качестве доказательства воспоминания старших родственников, соблюдавщих еврейских традиций. Крипто-евреи Нью-Мексико были задокументированы несколькими научными исследованиями, включая Стэнли М. Гордеса,[18] Джанет Либман Джейкобс,[19] Шуламит hа-Леви и Сета Д. Кунина.[20]
Только один исследователь (фольклорист Джудит Нойландер) скептически относится к подлинности еврейское происхождение "хиспанос" с Юго-Запада. Она утверждает, что эти вспомненные традиции могли быть только у ашкеназских, а не сефардских евреев и, возможно, были из воспоминаний, построенных при помощи консультантов. Она также утверждает, что еврейские традиции, практиковавшиеся старшими родственниками, были введены группой евангелических христиан - протестантов, который специально изучили и используют еврейские традиции как часть своей религиозной практики. Теория Нойландер была рассмотрена непосредственно в книге Кунина "Жонглирование идентичностями: идентичность и аутентичность среди крипто-евреев». Совсем недавно евангелические христиане создали миссионерские группы с целью привития евангельской доктрины в Юго-Западных американских общинах, где сохранился крипто-иудаизм.
Наше время
По данным недавнего исследования (декабрь 2008), опубликованном в Американском журнале генетики человека, 19.8% современных испанцев (и португальцев) имеют ДНК, отражающую сефардско-еврейское происхождение (по сравнению с 10.6% ДНК, отражающей мавританских предков.[1]. Сефардский результат находится в противоречии или не соответствует всей совокупности генетических исследований, проведенных в Испании. Он был релятивизован самими авторами и поставлен под вопрос Стивеном Оппенгеймером, который считает, что гораздо более ранние миграции, от 5000 до 10000 лет назад из Восточного Средиземноморья, возможно, также подходят для сефардских признаков. "Они действительно предполагают, что рассматривают миграцию еврейских иммигрантов, но те же родовые признаки могли появиться и в неолите". Теми же авторами, также в недавнем исследовании (октябрь 2008 г.), объясняется большинство таких же линий в Иберии и на Балеарских островах как финикийский след. Остальные генетические исследования, проведенные в Испании оценивают мавританскую составляющую от 2.5/3.4% до 7.7%.
Последние генетические исследования, однако, показали, что многие латиноамериканцы с американского Юго-Запада могут быть потомками анусим (сефардских евреев, которых обратила в католицизм). Майкл Хаммер, профессор-исследователь Университета Аризоны и специалист по еврейской генетике, сказал, что у менее 1% не-семитов, но более чем в четыре раза больше среди всего еврейского населения мира, мужчин обладают конкретным "маркером коhаним" (что само по себе не обязательно принадлежит всем евреям, но широко распространено среди евреев, утверждая происхождение от наследственных жрецов), и 30 из 78 латиноамериканцев, протестированных в Нью-Мексико (38.5%) оказались его носителями. ДНК-тестирование латиноамериканского населения также показало, что от 10% до 15% мужчин, живущих в Нью-Мексико, южном Техасе и северной Мексике имеют Y-хромосомы, происходящие с Ближнего Востока.[21]
В северной Мексике в Монтеррей, столице штата Нуэво-Леон, который граничит с Техасом, как говорят, живут потомки крипто-евреев. Церковь в Агуалегуас, Нуэво-Леон, Мексика действительно имеет окна в форме звезды Давида под христианским крестом на вершине куполообразной крыши. Штат Халиско имеет несколько городов с большим количеством анусим, в основном Гвадалахара, Сьюдад-Гусман и Пуэрто-Вальярта, хотя широко известен также устойчивый приток ашкеназских евреев из Восточной Европы в конце XIX века и в начале-середине XIX-го века в Мехико, Гвадалахару и Веракрус.
Сегодня есть около 40000[22] мексиканских евреев, как ашкенази, так и сефардов. Исследователи и историки утверждают, что их число увеличится значительно, если анусим (или криптоевреи) будут включены в эти оценки.
Источники и ссылки
- Статья "Crypto-Judaism" в английском разделе Википедии
- Resources > Medieval Jewish History > Expulsion from Spain and The Anusim The Jewish History Resource Center, Project of the Dinur Center for Research in Jewish History, The Hebrew University of Jerusalem
- The Story of Secret and Forcibly Converted Jews
- Shavei
- CRYPTO-JEWS by Richard Gottheil and Joseph Jacobs in Jewish Encyclopedia
- Luis de Carvajal, el mozo [1]
- Societry for Crypto Judaic Studies [2]
- Crypto Jews/Anusim Resources [3]
- Shavei Israel - a group tht helps our lost brethren return
- Beth HaDerech - Returning to Judaism
- New Standard Jewish Encyclopedia, 1992, Encyclopedia Publishing, articles "Neofiti", "Crypto-Judaism"
- The Jews of Termini-Imerese: The Neofiti
- "Legal Status of Jewish Converted to Cristianity in Southern Italy and Provence" by Nadia Zeldes
Литература
- Gitlitz, David. 'Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews', Albuquerque, NM: University of New Mexico Press, 2002
См. также
- История евреев Латинской Америки
- История евреев в Нидерландах
- Сефардские евреи в Индии
- Марраны
- Анусим
- Этнические группы евреев
- История еврейского народа
- Закон о чистоте крови
- Дёнме
- Еврейство
Примечания
- ↑ J Jacobs Hidden Heritage: The Legacy of the Crypto-Jews (Скрытая традиция: наследие криптоевреев). — University of California Press, 2002. — ISBN 978-0520235175
- ↑ HJ Tobias A History of the Jews in New Mexico (История евреев в Нью-Мексико). — University of New Mexico Press, 1992. — ISBN 978-0826313904
- ↑ T Alexy The Marrano Legacy: A Contemporary Crypto-Jewish Priest Reveals Secrets of His Double Life (Наследие марранов: современные криптоеврейский священник раскрывает секреты своей двойной жизни). — University of New Mexico Press, 2003. — ISBN 978-0826330550
- ↑ E Benbassa Sephardi Jewry: A History of the Judeo-Spanish Community, 14th-20th Centuries (Jewish Communities in the Modern World) (Сефардские евреи: история еврейско-испанского сообщества, 14-20-й века (еврейские общины в современном мире)). — University of California Press, 2000. — ISBN 978-0520218222
- ↑ JS Gerber Jews of Spain: A History of the Sephardic Experience (Евреи Испании: история сефардского опыта). — Free Press, 1994. — ISBN 978-0029115749
- ↑ 6,0 6,1 Levine Melammed, Renee. "Women in Medieval Jewish Societies." Women and Judaism: New Insights and Scholarship. («Женщины в средневековых еврейских общинах". Женщины и иудаизм: Новый взгляд и изучение.) Ed. Frederick E. Greenspahn. New York: New York University Press, 2009. 105-106.
- ↑ See David M. Gitlitz, ‘‘Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews (Тайны и обман. Религия крипто-евреев)’’ (Albuquerque: University of New Mexico Press, 2002).
- ↑ Socolovsky, J For Portugal’s crypto-Jews, new rabbi tries to blend tradition with local custom (Для крипто-евреев Португалии новый раввин пытается совместить традиции с местным обычаем) (2003). Проверено 16 апреля 2007.
- ↑ D Gitlitz Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews. — Jewish Publication Society of America, 2000. — ISBN 978-0827605626
- ↑ Берберское племя в Марокко.
- ↑ Grätz, in "Monatsschrift", Feb., 1884
- ↑ http://www.fis-iran.org/en/irannameh/volxix/mashhad-jewish-community
- ↑ http://www.sussex-academic.co.uk/sa/titles/jewish_studies/nissimi.htm
- ↑ accessed Mar 4, 2011
- ↑ accessed Mar 5, 2011
- ↑ Hammond, George P. and Rey, Apapito, The Rediscovery of New Mexico, 1580-1594, Albuquerque: U of NM Press, 1966, pp. 48, 245-301 (Хаммонд, Джордж П. и Рей, Апапито, Повторное открытие Нью-Мексико, 1580-1594, Альбукерке)
- ↑ Richard and Shirley Cushing. "Juan Morlete, Gaspar Castano de Sosa, and the Province of Nuevo Leon." New Mexico Office of the State Historian. Аccessed 4 Mar 2011
- ↑ Stanley M. Hordes На край света: история крипто-евреев Нью-Мексико = To The End of The Earth: A History of the Crypto-Jews of New Mexico. — Columbia University Press, 2005. — 376 с. — ISBN 978-0231129374
- ↑ Janet Liebman Jacobs Скрытое сокровище: наследие крипто-евреев = Hidden Heritage: The Legacy of the Crypto Jews. — University of California, 2002. — 212 с. — ISBN 978-0520235175
- ↑ Seth D. Kunin Жонглирование идентичностями: идентичность и аутентичность среди крипто-евреев = Juggling Identities: Identity and Authenticity Among the Crypto-Jews. — Columbia University Press, 2009. — 288 с. — ISBN 978-0231142182
- ↑ Jewish Genetics: Abstracts and Summaries. Part 4: Non-Jewish Israelites.. The American Center of Khazar Studies (Американский Центр Хазарских Исследований) (2005). Проверено 14 апреля 2007.
- ↑ SW (editor) Massil Еврейская книга 2007 года = The Jewish Year Book 2007. — Mitchell Vallentine & Company, 2007. — 163 с. — ISBN 978-0853037354