Криптоиудаизм

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Северная Америка)
(Нуэво-Леон - 1590-х по начало XVII-го века)
Строка 66: Строка 66:
Один беспокойный регион был большим пространством, охватывающим северо-восточную четверть тогдашней территории Новой Испании (Nueva España), который позже стала тем, что сейчас известно как [[Мексика]]. Чичимеки, апачи и другие племена сопротивлялись христианизации и "приобщению к оседлости". Они старались превратить пограничье (''frontera'') в беззаконный и безлюдный регион.
Один беспокойный регион был большим пространством, охватывающим северо-восточную четверть тогдашней территории Новой Испании (Nueva España), который позже стала тем, что сейчас известно как [[Мексика]]. Чичимеки, апачи и другие племена сопротивлялись христианизации и "приобщению к оседлости". Они старались превратить пограничье (''frontera'') в беззаконный и безлюдный регион.
 +
[[Луис Карвахаль и де ла Куэва]] был португальский [[Новые христиане|новый христианин]] - королевский счетовод, который получил королевский патент на заселение Нуэво-Леона, больших пространств земли у враждебной границы. Примечательно, что в патенте Каравахаль у де ла Куэва получил освобождение от обычного требования, чтобы он доказал, что все новые поселенцы "старые христиане", а не обращённые в последнее время евреи или мусульмане. Это освобождение позволило приехать в Нуэво-Леон людям, которые были официально запрещен въезд в Новую Испанию в других местах, особенно крипто-евреям.<ref>[http://www.rcadena.net/carvajal/carvajal.htm, accessed Mar 4, 2011]</ref> Многие из 100 солдат и 60 работников Каравахаля, которым было разрешено поехать в Новую Испанию, были крипто-евреями.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=138&letter=C, accessed Mar 5, 2011]</ref>
-
[[Луис Карвахаль и де ла Куэва]] был португальский [[Новые христиане|новый христианин]] - королевский бухгалтер, который получил королевский патент на заселение Нуэво-Леона, больших пространств земли у враждебной границы. Примечательно, что в патенте Карвахаль у де ла Куэва получил освобождение от обычного требования, чтобы он доказал, что все новые поселенцы "старые христиане", а не обращённые в последнее время евреи или мусульмане. Это освобождение позволило приехать в Нуэво-Леон людям, которые были официально запрещен въезд в Новую Испанию в других местах, особенно крипто-евреям.<ref>[http://www.rcadena.net/carvajal/carvajal.htm, accessed Mar 4, 2011]</ref> Многие из 100 солдат и 60 работников Карвахаля, которым было разрешено поехать в Новую Испанию, были крипто-евреями.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=138&letter=C, accessed Mar 5, 2011]</ref>  
+
Вице-губернатор, [[Гаспар Кастаньо де Соса]] (Gaspar Castaño de Sosa), возглавил большую экспедиции в [[Нью-Мексико]] в 1591 году в попытке основать колонию. Кастаньо был арестован за эту несанкционированную экспедицию и приговорен к ссылке на [[Филиппины]]. Приговор был впоследствии отменён, но он уже был убит при восстание рабов.<ref>Hammond, George P. and Rey, Apapito, The Rediscovery of New Mexico, 1580-1594, Albuquerque: U of NM Press, 1966, pp. 48, 245-301 (Хаммонд, Джордж П. и Рей, Апапито, Повторное открытие Нью-Мексико, 1580-1594, Альбукерке)</ref>
-
<!--
+
-
С Карвахаль на посту губернатора, Монтеррей был создан в качестве центра, в настоящее время в штате Нуэво-Леон. В течение нескольких лет, некоторые люди сообщили в Мехико, что еврейские обряды были выполнены в Северной провинции и усилий для преобразования языческих коренные народы были слабым {{Править | дата = декабрь 2008}}. Основным видом экономической деятельности в новую колонию , кажется, была работорговля индейцев захвачен Caravajal и его соратников. <ref> Флинт, Ричард и Ширли Кушинга. "Хуан Morlete, Гаспар Кастано де Соса, и провинции штата Нуэво-Леон". Нью-Мексико Аппарат Государственного историк. http://www.newmexicohistory.org/filedetails.php?fileID=476, по состоянию на 4 марта 2011 </ исх> Карвахаль в вице-губернатор, [[Гаспар Кастаньо де Соса]], во главе большой экспедиции на [[Нью-Мексико]] в 1591 году в попытке основать колонию. Кастаньо был арестован за это несанкционированные экспедиции и приговорен к ссылке в [[Украина]]. Приговор был впоследствии отменено, но он уже был убит в восстание рабов <ref> Хаммонд, Джордж П. и Рей, Apapito, Повторное открытие Нью-Мексико, 1580-1594, Альбукерке. U Н. М. Пресс, 1966, стр. 48, 245-301 </ ссылка>
+
Карвахаль на посту губернатора построил центр - Монтеррей (в настоящее время в штате Нуэво-Леон). В течение нескольких лет некоторые люди сообщили в Мехико, что в Северной провинции соблюдаются еврейские обряды, и усилий для крещения языческих коренных народов слабые. Основным видом экономической деятельности в новой колонии, кажется, была продажа в рабство индейцев, захваченных Карвахалем и его компаньонами.<ref>[http://www.newmexicohistory.org/filedetails.php?fileID=476Flint, Richard and Shirley Cushing. "Juan Morlete, Gaspar Castano de Sosa, and the Province of Nuevo Leon." New Mexico Office of the State Historian. Аccessed 4 Mar 2011]</ref>
-
With Carvajal as governor, Monterrey was established as the center, currently in the state of Nuevo León. Within a few years, some people reported to Mexico City that Jewish rites were being performed in the Northern Province and efforts to convert heathen indigenous peoples were lax.{{Citation needed|date=December 2008}} The principal economic activity of the new colony seems to have been slave trading of Indians captured by Caravajal and his associates.<ref>Flint, Richard and Shirley Cushing. "Juan Morlete, Gaspar Castano de Sosa, and the Province of Nuevo Leon." New Mexico Office of the State Historian. http://www.newmexicohistory.org/filedetails.php?fileID=476, accessed 4 Mar 2011</ref>  Carvajal's  Lieutenant Governor, [[Gaspar Castaño de Sosa]], led a large  expedition to [[New Mexico]] in 1591 in an effort to establish a colony.  Castaño was arrested for this unauthorized expedition and sentenced to exile in the [[Philippines]].  The sentence was later reversed but he had already been killed in a slave revolt.<ref>Hammond, George P. and Rey, Apapito, The Rediscovery of New Mexico, 1580-1594, Albuquerque: U of NM Press, 1966, pp. 48, 245-301</ref> 
+
Губернатор, его ближайшие родственники и другие из его окружения были призваны предстать перед инквизицией в Мехико. Они были арестованы и заключены в тюрьму. Губернатор впоследствии умер в тюрьме, в то время как члены его семьи были реабилитированы. Одна из них была Анна Карвахаль, племянница губернатора. Она и другие были позже снова схвачены и приговорены к сожжению на костре за возврат к старой вере.
-
The governor, his immediate family members and others of his entourage were called to appear before the Inquisition in Mexico City. They were arrested and jailed. The governor subsequently died in jail, while his family members were rehabilitated. One of these was Anna Carvajal, a niece of the Governor. She and others were later again taken captive and sentenced to burning at the stake for relapsing.
+
Племянники губернатора изменили свое имя на Ламброзо. Одним из них был Иосиф Ламброзо, также известный как [[Луис де Карвахаль младший|Луис де Карвахаль эль Мозо]], который, как говорят, сделал сам себе обрезание в пустыне, чтобы они принять еврейский закон. Его мемуары, письма и дело в [[Инквизиция|инквизиции]] сохранились. Два других племянника также изменили свои имена на Ламброзо и эмигрировали в Италию, где они стали известными [[раввин]]ами.
-
The governor's nephews changed their name to Lumbroso. One of these was Joseph Lumbroso, also known as [[Luis de Carabajal the younger|Luis de Carvajal el Mozo]], who is said to have circumcised himself in the desert to conform to Jewish law. His memoirs, letters and inquisition record survive. Two other nephews also changed their names to Lumbroso and migrated to Italy, where they became famous rabbis.  
+
Когда губернатор Карвахаль при должности, город Монтеррей стал местом для других тайных евреев, чувствовавших давления мексиканской инквизиции на юге территории. Таким образом, история штата Нуэво-Леон и основания Монтеррея знаменита тем, что они привлекли крипто-еврейских мигрантов со всех частей Новой Испании. Они создали одну из самых ранних еврейских общин в ранней Мексике. (Еврейские общины в современной Мексике, исповедующие [[иудаизм]] открыто возникли только после значительном иммиграции из Восточной Европы, Турции и Сирии в конце XIX - начале XIX-го века.)
-
When Governor Carvajal was in office, the city of Monterrey became a destination for other crypto-Jews feeling the pressure of the Mexican Inquisition in the south of the territory.  Thus, the story of Nuevo León and the founding of Monterrey are significant as it attracted crypto-Jewish migrants from all parts of [[New Spain]].  They created one of the earliest Jewish-related communities in earlier Mexico.  (The Jewish communities in modern Mexico which practice their Judaism openly were not established until the considerable immigration from eastern Europe, Turkey and Syria in the late 19th century and 20th century.)
+
<!--
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
Губернатор, его ближайшие родственники и другие из его окружения были призваны предстать перед инквизицией в Мехико. Они были арестованы и заключены в тюрьму. Губернатор впоследствии умер в тюрьме, в то время как члены его семьи были реабилитированы. Одна из них была Анна Карвахаль, племянница губернатора. Она и другие были позже снова взят в плен и приговорили к сожжению на костре за рецидивирующим.
+
-
 
+
-
Племянников губернатора изменила свое название на Ламброзо. Одним из них был Иосиф Ламброзо, также известный как [[Луис де Carabajal младший | Луис де Карвахаль эль Mozo]], который, как говорят, сделал себе обрезание в пустыне, чтобы они соответствовали еврейского закона. Его мемуары, письма и записи инквизиции выжить. Два других племянников также изменили свои имена Ламброзо и мигрировали в Италию, где они стали известными раввинами.
+
-
Когда губернатор Карвахаль был в офисе, город Монтеррей стал местом для других тайных евреев чувство давления мексиканской инквизиции на юге территории. Таким образом, история штата Нуэво-Леон и основания Монтеррее активно, как оно привлекло крипто-еврейских мигрантов со всех частей [[Новой Испании]]. Они создали одну из самых ранних еврейских связанных общин в более ранних Мексике. (Еврейские общины в современной Мексике, исповедовать свою иудаизм открыто были установлены только в значительном иммиграции из Восточной Европы, Турции и Сирии в конце 19 века и 20-го века.)
 
===Former Spanish-territories in the modern-day southwestern U.S. 17th century–18th century===
===Former Spanish-territories in the modern-day southwestern U.S. 17th century–18th century===
Due to the activities of the Mexican Inquisition in Nuevo León, many crypto-Jewish descendants migrated to other frontier colonies further west to the trade routes passing through the towns of Sierra Madres Occidental and Chihuahua and further north on the trade route to Paso del Norte (Juarez/El Paso) and Santa Fe (both cities in the then colonial Province of New Mexico New Mexico), and somewhat less in California.
Due to the activities of the Mexican Inquisition in Nuevo León, many crypto-Jewish descendants migrated to other frontier colonies further west to the trade routes passing through the towns of Sierra Madres Occidental and Chihuahua and further north on the trade route to Paso del Norte (Juarez/El Paso) and Santa Fe (both cities in the then colonial Province of New Mexico New Mexico), and somewhat less in California.

Версия 05:16, 14 августа 2011

Статья в процессе перевода.

Файл:Judaica.jpg
Иудаика (сверху вниз): субботние подсвечники, чаша для ритуального омовения рук, Хумаш и ТАНАХ, указка для Торы, шофар и коробка для этрога

Криптоиудаизм - тайная приверженность иудаизму, когда публично заявляется, что человек придерживается другой веры; практикующие называются «криптоевреями» (происхождение слова от греческого «κρυπτός» - «скрытый»).

Термин "криптоевреи" также используется, чтобы определить потомков евреев, которые придерживаются некоторых еврейских традиций своих предков, часто тайно, а открыто принадлежат к другим конфессиям, наиболее часто - к католицизму. [1][2][3][4][5]

Это явление возникло в средние века вследствие изгнания евреев в 1492 году из Испании.[6]

Содержание

Европа

Официально евреев, которые крестились в Испании в XIV и XV веках были известны как Кристианос нуэвос (Новые христиане), но обычно их называют конверсос (сonversos) - "обращённые". Испания и Португалия приняли закон, ограничивающий их права в метрополии и колоний. Несмотря на опасность инквизиции, многие конверсос продолжали тайно и незаметно исполнять еврейские ритуалы.[6] [7]

На Балеарских островах многочисленные конверсос, которыея также называются чуэтас, публично исповедуют католицизм, но в частном порядке придерживаются иудаизма после Альгамбрского декрета 1492 года и во времена испанской инквизиции. Они являются одними из наиболее широко известных крипто-евреев.

Крипто-иудаизм восходит к более ранним периодам, когда евреев заставляли или давили на них, чтобы вынудить сменить веру правители тех мест, где они жили.

Некоторые из евреев - последователей Шабтая Цви (Саббатианство) формально приняли ислам, а затем и последователи Якова Франка ("Франкисты") формально приняли католичество, но сохранили аспекты своих версий мессианского иудаизма.

Крипто-евреи сохранялись в России и странах Восточной Европы под властью СССР после возникновения коммунизма с русской революции 1917 года. Вместо того, чтобы заставлять сменить веру, все религии считался нежелательным, хотя некоторым конфессиям было разрешено продолжать существование под строгим надзором со стороны режима... После конца коммунизма, многие люди в бывших советских республиках, в том числе потомки евреев, публично вернулись к вере своих семей.

"Бельмонтские евреи" из Португалии, начиная с XII-го века, поддерживается строго засекреченных традиций на протяжении столетий. Всей общиной они сохранились в тайне, соблюдая традицию внутриобщинных браков и скрывая все внешние признаки их веры. Они и их практика были обнаружены лишь в XX веке.

Их богатая сефардская традиция криптоиудаизма уникальна. Лишь недавно они установили контакт с другими евреями. Некоторые сейчас исповедуют ортодоксальный иудаизм, но многие по-прежнему сохраняют свои многовековые традиции.[8]

Чуэтас

Чуэтас являются меньшинством на балеарском острове Майорка, которые происходят почти полностью из тайных евреев, вынужденых креститься в 1391 году. Слово "чуэтас" означает "свиньи" на каталонском языке, похожие на то, как на староиспанском языке слово марраны имеет тот же смысл.

Сегодня их 20,000-25,000 человек на острове с населением 750,000 человек. Они исповедовали католицизм на протяжении веков, но лишь недавно стало заметно уменьшении напряженности в их отношениях с этническими майорканцами. По мнению некоторых ортодоксальных раввинов, большинство чуэтас, вероятно, евреи по Ѓалахе (по происхождению от еврейской матери) из-за низкого уровня смешанных браков с другими группами. Только в последнее время браки между двумя группами стали более распространены или заметны.

Во время Второй мировой войны нацистская Германия, как известно, давила на религиозные власти Майорки, чтобы они выдали чуэтас, попавших в поле зрения из-за своего еврейского происхождения. по имеющимся сведениям, религиозные власти отказали нацистам в их требовании.

Несколько чуэтас, как сообщается, "вернулись" в иудаизм. Некоторые стали раввинами.[9]

Неофити

Неофити были группой крипто-евреев, живщих в Королевстве Сицилия, которое включало не только остров Сицилия, но почти всю Южную Италию с XIII по XVI вв.

Азия и мусульманские страны

Есть, или были несколько общин криптоевреев в мусульманских странах.

Предки даггатунов,[10] вероятно, придерживались своих еврейских обычаев долгое время после номинального принятия ими ислама.

Это также делалось майминами в Салониках при османской власти в конце XIX века.[11]

Большая община криптоевреев жила в Мешхеде около Хорасана в Иране, где они были известны как "Джедид аль-Ислам" (новые мусульмане), которые были массово обращены в ислам примерно в 1839 году. Большая часть этой общины уехала в Израиль в 1946 году, но некоторые стали мусульманами и живут в Иране сегодня.[12][13] В центральном Иране в деревнях местности Себе, местные мусульмане практикуют многие еврейские обычаи, такие, как зажигание женщинами свечи в пятницу вечером (накануне Шабата). До захода солнца в пятницу, они готовят небольшой огонь, который они оставляют на протяжении субботы, чтобы не разжигать огонь в субботу.

Северная Америка

Основная статья: Мексика

Существуют три различных исторических компонента в колониальных корнях криптоиудаизма, в значительной степени ограничены испанскими территориями в Мексике, каждый с отличными от других географическими и временных аспектами: ранние колониальные корни, пограничная провинция Нуэво-Леон, а позже провинции на северной границе. Криптоеврейские традиции имеют сложную историю и, как правило, встроенные в амальгаму синкретической Римско-католической и иудейской традиции. Во многих отношениях возрождающейся иудейской практики отражали сохранения коренными народами их традиций, практикуемых свободно под прикрытием Римской католической церкви. Кроме того, католицизм был синкретическим, поглощая другие традиции и создавая новую креольскую религию.

Ранний колониальный период - XVI-й век

В 1497 году в Португалии был издан указ, по которому эффективно обратили в христианство всех оставшихся еврейских детей, отдав их под опеку государства, если только родители тоже не были крещены.

Поэтому многие из ранних криптоеврейских мигрантов в Мексике в начале колониальных времён были технически первым и вторым поколением португальских жителей с испанскими корнями до того. Число таких португальских мигрантов оказалось достаточным, чтобы кличка "португалец" стала синонимом слова "еврей" по всем испанским колониям. Иммиграция в Мексику предоставляла возможности прибыльной торговли в густонаселенной колонии с нарождающейся испанской культурой, уравновешенной большим нехристианским населением. Мигранты думали, что культура будет более терпимой в стране с подавляющим большинством населения - нехристианскими коренными народами.

Колониальные чиновники считали, что многие криптоевреи собирались в Мексику в XVI веке и жаловались в письменных документах в Испанию, что испанское общество в Мексике становится в значительной степен и еврейским. Власти нашли и разгромили подпольную синагогу в Мехико. По этому поводу колониальные администраторы ввели Закон о чистоте крови, который запрещал миграции в Мексику новым христианам (Christianos Nuevos), т.е. тех, кто не может доказать, что является старым христианином по крайней мере в третьем поколении.

В то же время администрация учредила мексиканскую инквизицию, чтобы обеспечить католическую принадлежность всех мигрантов в Мексику. Мексиканская инквизиция также развернула и традиционную деятельность, чтобы обеспечить правоверность крещённых коренных народов. Первыми жертвами сожжений (ауто-да-фе) мексиканской инквизиции были крещёные аборигены, осуждённые за ересь, или тайные евреи, осужденные за возвращение к вере своих предков.

За исключением провинции Нуэво-Леон, принятие закона о чистоте крови снизило миграцию конверсос.

Нуэво-Леон - 1590-х по начало XVII-го века

Историю колонизации Мексики можно охарактеризовать как экспансию на север во всё более враждебные местности, густонаселенные отдельными племенами и целыми конфедерациями коренных народов, которые были завоеваны. Испания финансировала расширение за счет использования недр, использование коренных народы в качестве рабов на шахтах, а также создания животноводческих ранчо.

Один беспокойный регион был большим пространством, охватывающим северо-восточную четверть тогдашней территории Новой Испании (Nueva España), который позже стала тем, что сейчас известно как Мексика. Чичимеки, апачи и другие племена сопротивлялись христианизации и "приобщению к оседлости". Они старались превратить пограничье (frontera) в беззаконный и безлюдный регион.

Луис Карвахаль и де ла Куэва был португальский новый христианин - королевский счетовод, который получил королевский патент на заселение Нуэво-Леона, больших пространств земли у враждебной границы. Примечательно, что в патенте Каравахаль у де ла Куэва получил освобождение от обычного требования, чтобы он доказал, что все новые поселенцы "старые христиане", а не обращённые в последнее время евреи или мусульмане. Это освобождение позволило приехать в Нуэво-Леон людям, которые были официально запрещен въезд в Новую Испанию в других местах, особенно крипто-евреям.[14] Многие из 100 солдат и 60 работников Каравахаля, которым было разрешено поехать в Новую Испанию, были крипто-евреями.[15]

Вице-губернатор, Гаспар Кастаньо де Соса (Gaspar Castaño de Sosa), возглавил большую экспедиции в Нью-Мексико в 1591 году в попытке основать колонию. Кастаньо был арестован за эту несанкционированную экспедицию и приговорен к ссылке на Филиппины. Приговор был впоследствии отменён, но он уже был убит при восстание рабов.[16]

Карвахаль на посту губернатора построил центр - Монтеррей (в настоящее время в штате Нуэво-Леон). В течение нескольких лет некоторые люди сообщили в Мехико, что в Северной провинции соблюдаются еврейские обряды, и усилий для крещения языческих коренных народов слабые. Основным видом экономической деятельности в новой колонии, кажется, была продажа в рабство индейцев, захваченных Карвахалем и его компаньонами.[17]

Губернатор, его ближайшие родственники и другие из его окружения были призваны предстать перед инквизицией в Мехико. Они были арестованы и заключены в тюрьму. Губернатор впоследствии умер в тюрьме, в то время как члены его семьи были реабилитированы. Одна из них была Анна Карвахаль, племянница губернатора. Она и другие были позже снова схвачены и приговорены к сожжению на костре за возврат к старой вере.

Племянники губернатора изменили свое имя на Ламброзо. Одним из них был Иосиф Ламброзо, также известный как Луис де Карвахаль эль Мозо, который, как говорят, сделал сам себе обрезание в пустыне, чтобы они принять еврейский закон. Его мемуары, письма и дело в инквизиции сохранились. Два других племянника также изменили свои имена на Ламброзо и эмигрировали в Италию, где они стали известными раввинами.

Когда губернатор Карвахаль при должности, город Монтеррей стал местом для других тайных евреев, чувствовавших давления мексиканской инквизиции на юге территории. Таким образом, история штата Нуэво-Леон и основания Монтеррея знаменита тем, что они привлекли крипто-еврейских мигрантов со всех частей Новой Испании. Они создали одну из самых ранних еврейских общин в ранней Мексике. (Еврейские общины в современной Мексике, исповедующие иудаизм открыто возникли только после значительном иммиграции из Восточной Европы, Турции и Сирии в конце XIX - начале XIX-го века.)


Источники и ссылки

Литература

  • Gitlitz, David. 'Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews', Albuquerque, NM: University of New Mexico Press, 2002

См. также

Примечания

  1. J Jacobs Hidden Heritage: The Legacy of the Crypto-Jews (Скрытая традиция: наследие криптоевреев). — University of California Press, 2002. — ISBN 978-0520235175
  2. HJ Tobias A History of the Jews in New Mexico (История евреев в Нью-Мексико). — University of New Mexico Press, 1992. — ISBN 978-0826313904
  3. T Alexy The Marrano Legacy: A Contemporary Crypto-Jewish Priest Reveals Secrets of His Double Life (Наследие марранов: современные криптоеврейский священник раскрывает секреты своей двойной жизни). — University of New Mexico Press, 2003. — ISBN 978-0826330550
  4. E Benbassa Sephardi Jewry: A History of the Judeo-Spanish Community, 14th-20th Centuries (Jewish Communities in the Modern World) (Сефардские евреи: история еврейско-испанского сообщества, 14-20-й века (еврейские общины в современном мире)). — University of California Press, 2000. — ISBN 978-0520218222
  5. JS Gerber Jews of Spain: A History of the Sephardic Experience (Евреи Испании: история сефардского опыта). — Free Press, 1994. — ISBN 978-0029115749
  6. 6,0 6,1 Levine Melammed, Renee. "Women in Medieval Jewish Societies." Women and Judaism: New Insights and Scholarship. («Женщины в средневековых еврейских общинах". Женщины и иудаизм: Новый взгляд и изучение.) Ed. Frederick E. Greenspahn. New York: New York University Press, 2009. 105-106.
  7. See David M. Gitlitz, ‘‘Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews (Тайны и обман. Религия крипто-евреев)’’ (Albuquerque: University of New Mexico Press, 2002).
  8. Socolovsky, J For Portugal’s crypto-Jews, new rabbi tries to blend tradition with local custom (Для крипто-евреев Португалии новый раввин пытается совместить традиции с местным обычаем) (2003). Проверено 16 апреля 2007.
  9. D Gitlitz Secrecy and Deceit: The Religion of the Crypto-Jews. — Jewish Publication Society of America, 2000. — ISBN 978-0827605626
  10. Берберское племя в Марокко.
  11. Grätz, in "Monatsschrift", Feb., 1884
  12. http://www.fis-iran.org/en/irannameh/volxix/mashhad-jewish-community
  13. http://www.sussex-academic.co.uk/sa/titles/jewish_studies/nissimi.htm
  14. accessed Mar 4, 2011
  15. accessed Mar 5, 2011
  16. Hammond, George P. and Rey, Apapito, The Rediscovery of New Mexico, 1580-1594, Albuquerque: U of NM Press, 1966, pp. 48, 245-301 (Хаммонд, Джордж П. и Рей, Апапито, Повторное открытие Нью-Мексико, 1580-1594, Альбукерке)
  17. Richard and Shirley Cushing. "Juan Morlete, Gaspar Castano de Sosa, and the Province of Nuevo Leon." New Mexico Office of the State Historian. Аccessed 4 Mar 2011
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация