Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 47: Строка 47:
Даже на таких территориях позднего проживания хазар, как Крым, в том числе в хорошо исследованном Херсонесе, следы еврейского присутствия прослеживаются только в V в. Однако на Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствующие о том, что в этом регионе иудеи присутствовали ([[Фанагория]], [[Тьмутаракань|Таматархе]]) после V в.  
Даже на таких территориях позднего проживания хазар, как Крым, в том числе в хорошо исследованном Херсонесе, следы еврейского присутствия прослеживаются только в V в. Однако на Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствующие о том, что в этом регионе иудеи присутствовали ([[Фанагория]], [[Тьмутаракань|Таматархе]]) после V в.  
-
На обратных сторонах этих стел иногда попадались тамгообразные особые знаки, которые могут свидетельствовать о том, что данные стелы возвышались над могилами хазарских [[прозелит]]ов. В Босфоре найдены некоторые иудейские надгробия, но само кладбище ещё не изучено<ref>И. А. Завадская, Хронология памятников раннесредневековой христианской архитектуры Херсонеса МАИЭТ. Вып. VII. [[Симферополь]], 2000. С. 79.)</ref>.  
+
На обратных сторонах этих стел иногда попадались тамгообразные особые знаки, которые могут свидетельствовать о том, что данные стелы возвышались над могилами хазарских [[прозелит]]ов. В Босфоре найдены некоторые иудейские надгробия, но само кладбище ещё не изучено<ref>И. А. Завадская, Хронология памятников раннесредневековой христианской архитектуры Херсонеса МАИЭТ. Вып. VII. Симферополь, 2000. С. 79.)</ref>.  
-
Многие исследователи сходятся на том, что раскопки в бассейне Нижнего [[Дон]]а и Нижней [[Волга|Волги]] не лишены перспектив, в том числе предполагают, что следы хазарского иудаизма обнаружить всё же удастся.
+
Многие исследователи сходятся на том, что раскопки в бассейне Нижнего Дона и Нижней Волги не лишены перспектив, в том числе предполагают, что следы хазарского иудаизма обнаружить всё же удастся.
 +
 
 +
== Проблема трактовки археологических находок ==
 +
С другой стороны, возникает проблема: какими должны быть материальные следы распространения иудаизма?
 +
 
 +
При этом следует учесть, прежде всего, следующие факты:
 +
* В географических условиях территории Хазарского каганата не могли сохраниться предметы из ткани, кожи (пергамента), почти никогда - дерева. Металлические предметы, как правило, переплавлялись или разъедены коррозией. Осталась только керамика, здания и могилы.
 +
* Не известно в точности, какие правила [[Ѓалаха|Ѓалахи]] действовали в том месте в то время, насколько они совпадали с современными.
 +
* При принятии новой религии большинство [[Прозелиты|прозелитов]], особенно из простых людей, долгое время сохраняли бытовые привычки, порождённые старым культом и условиями жизни. Например, невозможно было ожидать, что люди откажутся от охоты ради пропитания из-за противоречий с [[кашрут]]ом - следовательно, кости диких животных продолжали попадать в помойки.
 +
 
 +
[[Плетнёва, Светлана Александровна|Плетнёва]] сделала вывод о слабом распространении [[иудаизм]]а, не найдя значимого количества иудейских могил. Однако неизвестны подробности погребальных обрядов хазарских евреев IX века, особенно [[Прозелиты|прозелитов]], и как должны были измениться их могилы по сравнению с языческими.
 +
 
 +
Возможно, обычай класть в могилы вещи продержался долго. Надгробные плиты с еврейскими надписями и символикой почти точно указывают на принадлежность могилы (исключая случаи вторичного использования). Однако в степной зоне, где такая плита должна была быть очень дорога, у какой доли населения была возможность её установить?
== См. также ==
== См. также ==
Строка 75: Строка 87:
[[Категория:Прозелиты в иудаизме]]
[[Категория:Прозелиты в иудаизме]]
[[Категория:История евреев Российской империи]]
[[Категория:История евреев Российской империи]]
-
 
-
<!--
 
-
 
-
 
-
 
-
В �&#65533;в�&#65533;зи �&#65533; по�&#65533;ледними археологиче�&#65533;кими ра�&#65533;копками �&#65533;ерии городищ, �&#65533;та точка зрени�&#65533; �&#65533;тановит�&#65533;�&#65533; в�&#65533;е более обо�&#65533;нованной. Уловимых �&#65533;ледов иудаизма на территори�&#65533;х ра�&#65533;копок не зафик�&#65533;ировано, а наоборот по�&#65533;вл�&#65533;ет�&#65533;�&#65533; в�&#65533;ё больше �&#65533;видетель�&#65533;тв о го�&#65533;под�&#65533;тве �&#65533;зыче�&#65533;тва в Хазар�&#65533;ком каганате VIII—X вв.
 
-
 
-
Эти научные изы�&#65533;кани�&#65533; делают в�&#65533;е �&#65533;�&#65533;нее религиозную �&#65533;итуацию в Хазарии. Вплоть до X в. Хазари�&#65533; не была затронута мировыми религи�&#65533;ми, имеет�&#65533;�&#65533; в виду не только [[иудаизм]] но и [[хри�&#65533;тиан�&#65533;тво]] и [[и�&#65533;лам]]. �&#65533;и одна из вышеуказанных религий не подей�&#65533;твовала на религиозно-мифологиче�&#65533;кую �&#65533;и�&#65533;тему верований в Хазарии, их и�&#65533;токи про�&#65533;леживают�&#65533;�&#65533; в общеиндоевропей�&#65533;ких и�&#65533;токах и от них к иран�&#65533;ким. И�&#65533;�&#65533;ледовани�&#65533; в �&#65533;том направлении оказали�&#65533;ь более плодотворными <ref>В.Е. Флерова «Образы и Сюжеты Мифологии Хазарии» (Изд."Гешарим" Мо�&#65533;ты культуры ([[Иеру�&#65533;алим]]), 2001. С. 22-23.)</ref>. 
 
-
 
-
Как замечает [[Плетнева, Светлана �&#65533;лек�&#65533;андровна|С.�&#65533; Плетнева]], из археологиче�&#65533;ких и�&#65533;�&#65533;ледований можно заметить и�&#65533;чезновени�&#65533; �&#65533;ол�&#65533;рных амулетов, по�&#65533;в�&#65533;щённых ''Тенгри-хану'', и, как она предполагает, �&#65533;то произошло из-за у�&#65533;илени�&#65533; [[иудаизм]]а, который выте�&#65533;нил из каганата "централизованный феодальный культ бога неба". По её мнению �&#65533;то произошло только в IX в., хот�&#65533; другие более архаичные культы и �&#65533;ам шаманизм �&#65533;о�&#65533;уще�&#65533;твовали �&#65533; [[иудаизм]]ом до конца каганата. Другие археологи возражают, предполага�&#65533; что противопо�&#65533;тавление �&#65533;зыче�&#65533;тва, в ча�&#65533;тно�&#65533;ти культа неба, иудаизму вр�&#65533;д ли имеет под �&#65533;обой о�&#65533;нову.<ref name="">Флёрова В.С. С., 2000б</ref>
 
-
 
-
Даже в таких поздних территори�&#65533;х проживани�&#65533; хазар как Крым, в том чи�&#65533;ле хорошо и�&#65533;�&#65533;ледованном [[Хер�&#65533;оне�&#65533;]]е, �&#65533;леды еврей�&#65533;кого при�&#65533;ут�&#65533;тви�&#65533; про�&#65533;леживают�&#65533;�&#65533; только в V в. Правда на [[Тамань|Тамани]] были найдены надгробные �&#65533;телы �&#65533; изображением иудей�&#65533;кой �&#65533;имволики, �&#65533;видетель�&#65533;твуют о том, что в �&#65533;том регионе иудеи при�&#65533;ут�&#65533;твовали ([[Фанагори�&#65533;]], [[Тьмутаракань|Таматархе]]) до V в. �&#65533;а обратных �&#65533;торонах �&#65533;тих �&#65533;тел иногда попадали�&#65533;ь тамгообразные знаки, возможно, что возвышали�&#65533;ь они над могилами хазар�&#65533;ких [[прозелит]]ов.<ref>С.�&#65533; Плетнева. Хазары и Хазар�&#65533;кий каганат в �&#65533;борнике "Хазары. Евреи и �&#65533;лав�&#65533;не. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Мо�&#65533;кович, Вольф �&#65533;брамович|В. Мо�&#65533;ковича]], �&#65533;. Федорчука, �&#65533;. Кулика, Д. Шапиро. Сери�&#65533; Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иеру�&#65533;алим – «Мо�&#65533;ты культуры», Мо�&#65533;ква, 2005 ISBN 5-93273-196-6; �&#65533;тр. 22.</ref>
 
-
 
-
В [[Бо�&#65533;пор]]е найдены некоторые иудей�&#65533;кие надгроби�&#65533;, но �&#65533;амо кладбище ещё не изучено.<ref>И. �&#65533;. Завад�&#65533;ка�&#65533;, Хронологи�&#65533; пам�&#65533;тников ране�&#65533;редневековой хри�&#65533;тиан�&#65533;кой архетиктуры Хер�&#65533;оне�&#65533;а М�&#65533;ИЭТ. Вып. VII. Симферополь, 2000. С. 79.)</ref> Конечно было бы не�&#65533;праведливо не заметить о пер�&#65533;пективах в будущих ра�&#65533;копках в ба�&#65533;�&#65533;ейне �&#65533;ижнего [[Дон]]а и �&#65533;ижней Волги, и возможно�&#65533;ти обнаружений �&#65533;ледов хазар�&#65533;кого иудаизма.
 
-
 
-
== Проблема трактовки археологиче�&#65533;ких находок ==
 
-
С другой �&#65533;тороны, возникает проблема: какими должны быть материальные �&#65533;леды ра�&#65533;про�&#65533;транени�&#65533; иудаизма?
 
-
 
-
При �&#65533;том �&#65533;ледует уче�&#65533;ть, прежде в�&#65533;его, �&#65533;ледующие факты:
 
-
* В географиче�&#65533;ких у�&#65533;лови�&#65533;х территории Хазар�&#65533;кого каганата не могли �&#65533;охранить�&#65533;�&#65533; предметы из ткани, кожи (пергамента), почти никогда - дерева. Металличе�&#65533;кие предметы, как правило, переплавл�&#65533;ли�&#65533;ь или разъедены коррозией. О�&#65533;тала�&#65533;ь только керамика, здани�&#65533; и могилы.
 
-
* �&#65533;е изве�&#65533;тно в точно�&#65533;ти, какие правила [[Ѓалаха|Ѓалахи]] дей�&#65533;твовали в том ме�&#65533;те в то врем�&#65533;, на�&#65533;колько они �&#65533;овпадали �&#65533; �&#65533;овременными.
 
-
* При прин�&#65533;тии новой религии большин�&#65533;тво [[Прозелиты|прозелитов]], о�&#65533;обенно из про�&#65533;тых людей, долгое врем�&#65533; �&#65533;охран�&#65533;ют �&#65533;тарые бытовые привычки, порождённые �&#65533;тарым культом и у�&#65533;лови�&#65533;ми жизни. �&#65533;апример, невозможно было ожидать, что люди откажут�&#65533;�&#65533; от охоты ради пропитани�&#65533; из-за противоречий �&#65533; [[кашрут]]ом - �&#65533;ледовательно, ко�&#65533;ти диких животных продолжали попадать в помойки.
 
-
 
-
[[Плетнёва, Светлана �&#65533;лек�&#65533;андровна|Плетнёва]] �&#65533;делала вывод о �&#65533;лабом ра�&#65533;про�&#65533;транении [[иудаизм]]а, не найд�&#65533; значимого количе�&#65533;тва иудей�&#65533;ких могил. Однако неизве�&#65533;тны подробно�&#65533;ти погребальных обр�&#65533;дов хазар�&#65533;ких евреев IX века, о�&#65533;обенно [[Прозелиты|прозелитов]] и как должны были изменить�&#65533;�&#65533; их могилы по �&#65533;равнению �&#65533; �&#65533;зыче�&#65533;кими.
 
-
 
-
Возможно, обычай кла�&#65533;ть в могилы вещи продержал�&#65533;�&#65533; долго. �&#65533;адгробные плиты �&#65533; еврей�&#65533;кими надпи�&#65533;�&#65533;ми и �&#65533;имволикой почти точно указывают на принадлежно�&#65533;ть могилы. Однако в �&#65533;тепной зоне, где така�&#65533; плита должна была быть очень дорога, у какой доли на�&#65533;елени�&#65533; была возможно�&#65533;ть её у�&#65533;тановить?
 
-
-->
 
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Версия 18:12, 6 августа 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Дата создания: 27/01/2011


Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии — одна из ключевых научных проблем в изучении истории Хазарского каганата.

Она сводится к поиску материальных подтверждений бытования в Хазарии иудаизма и к оценке того, в какой степени им было затронуто хазарское общество. Существующие на эту тему сообщения письменных источников трактуются по-разному, и в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений.

Российские и украинские специалисты традиционно придерживается скептической оценки, считая что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. Напротив, западные и, в том числе, израильские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на её проникновении в среду подчинённых хазарам народов.

В крайнем виде эти точки зрения превращаются в провозглашение насильственного характера иудаизации «сверху», преувеличение еврейского фактора в хазарской истории в ущерб остальным, а иногда в полное отождествление хазар с евреями. Археологические данные должны стать решающими в решении этого спорного вопроса, а также ряда других, непосредственно с ним связанных:

Содержание

Характеристика хазарского иудаизма по письменным источникам

Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века.[1] По легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх религий. Через него в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, Русь, Алания). Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран иудаизм, который по своей природе является национальной религией евреев и не предусматривает обращение других народов. Кроме того, у евреев с эпохи Рассеяния не было государственности.

Согласно собственно хазарской традиции, отражённой в произведениях т. н. Еврейско-хазарской переписки, причиной предпочтения иудаизма стало то, что его положения являются общими для христианства и ислама. Современные историки среди реальных причин выбора называют стремление хазар сохранить независимость от враждебных Византии и Арабского халифата и указывают на связь правящего хазарского клана с еврейскими общинами, издавна жившими на территории страны.

Есть основания полагать, что иудаизация была связана с борьбой за власть. Инициаторами смены веры выступали не каганы, опорой которых был языческий культ, а представители другого знатного рода — беки («цари»), которым удалось лишить каганов реальной власти. Некоторые источники связывают евреев Восточного Кавказа (нынешних горских евреев), к тому времени единственных носителей монотеистической религии в регионе, с принятием Хазарами иудаизма.[2]

Все традиционные представления об этапах иудаизации хазар основаны на толковании письменных источников (причём лишь одной версии, признанной канонической). На самом деле неизвестны даты жизни царя Овадии и содержание его реформ.[3]

Археология

Памятники на основной территории каганата (Равнинный Дагестан, Нижнее Поволжье, Подонье, Крым) связывают с Салтово-маяцкой археологической культурой. Её исследования начались на рубеже XIX-XX вв. и приобрели систематический характер в советское время. В настоящее время в научный оборот введено более тысячи памятников всех типов: стационарных и временных поселений, крепостей, могильников. К сожалению, коренная территория Хазарии — Нижнее Поволжье — обследована недостаточно, и общепринятые археологические признаки собственно хазарского этноса пока не выработаны.

После многочисленных исследований археологи констатируют, что основная масса хазарского народа оставалась языческой. Причём язычество было здесь не пережиточным явлением, а полноправной религией народных масс.[4] И эту точку зрения разделяют российские и украинские археологи, располагающие большим фондом информации, полученный в ходе раскопок на упомянутых территориях Хазарского каганата (мнение западных, и в частности израильских археологов, сильно отличается).

В связи с последними археологическими раскопками на ряде городищ эта точка зрения обретает все более веские основания. Отчётливых следов иудаизма на территории раскопок не зафиксировано, а наоборот, появляется всё больше свидетельств о господстве язычества в Хазарском каганате VIII—X вв.

Эти научные изыскания делают все яснее религиозную ситуацию в Хазарии: вплоть до X в. Хазария не была затронута мировыми религиями, причём имеется в виду не только иудаизм, но также христианство и ислам. Ни одна из вышеуказанных религий не подействовала на религиозно-мифологическую систему верований в Хазарии. Так, их истоки прослеживаются в общеиндоевропейской традиции и от них ведут к иранской. Исследования в этом направлении оказались более плодотворными.[5]

Как замечает С. А. Плетнева, в ходе археологических исследований было засвидетельствовано исчезновение солярных амулетов, посвящённых Тенгри-хану, и, согласно ее предположениям, это произошло из-за усиления иудаизма, который вытеснил из каганата «централизованный феодальный культ бога неба». По её мнению, это произошло только в IX в., хотя другие более архаичные культы и сам шаманизм сосуществовали с иудаизмом до конца каганата. Другие археологи возражают, заявляя, что предположения о противопоставлении язычества, в частности культа неба, иудаизму вряд ли имеет под собой основания.[6]

Даже на таких территориях позднего проживания хазар, как Крым, в том числе в хорошо исследованном Херсонесе, следы еврейского присутствия прослеживаются только в V в. Однако на Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствующие о том, что в этом регионе иудеи присутствовали (Фанагория, Таматархе) после V в.

На обратных сторонах этих стел иногда попадались тамгообразные особые знаки, которые могут свидетельствовать о том, что данные стелы возвышались над могилами хазарских прозелитов. В Босфоре найдены некоторые иудейские надгробия, но само кладбище ещё не изучено[7].

Многие исследователи сходятся на том, что раскопки в бассейне Нижнего Дона и Нижней Волги не лишены перспектив, в том числе предполагают, что следы хазарского иудаизма обнаружить всё же удастся.

Проблема трактовки археологических находок

С другой стороны, возникает проблема: какими должны быть материальные следы распространения иудаизма?

При этом следует учесть, прежде всего, следующие факты:

  • В географических условиях территории Хазарского каганата не могли сохраниться предметы из ткани, кожи (пергамента), почти никогда - дерева. Металлические предметы, как правило, переплавлялись или разъедены коррозией. Осталась только керамика, здания и могилы.
  • Не известно в точности, какие правила Ѓалахи действовали в том месте в то время, насколько они совпадали с современными.
  • При принятии новой религии большинство прозелитов, особенно из простых людей, долгое время сохраняли бытовые привычки, порождённые старым культом и условиями жизни. Например, невозможно было ожидать, что люди откажутся от охоты ради пропитания из-за противоречий с кашрутом - следовательно, кости диких животных продолжали попадать в помойки.

Плетнёва сделала вывод о слабом распространении иудаизма, не найдя значимого количества иудейских могил. Однако неизвестны подробности погребальных обрядов хазарских евреев IX века, особенно прозелитов, и как должны были измениться их могилы по сравнению с языческими.

Возможно, обычай класть в могилы вещи продержался долго. Надгробные плиты с еврейскими надписями и символикой почти точно указывают на принадлежность могилы (исключая случаи вторичного использования). Однако в степной зоне, где такая плита должна была быть очень дорога, у какой доли населения была возможность её установить?

См. также

Примечания

  1. Первые сведения о существовании в Хазарии двух правителей сообщают: ал-Масуди в связи с голодом в Итиле в правление халифа Мамуна (между 813 и 833), Константин Багрянородный, в связи со строительством Саркела (830-е) и косвенно Ибн Хордадбех, в связи с посещением Хазарии экспедицией Саллама Таджудина (между 842 и 844)
  2. http://base.ijc.ru/basesite/site.aspx?SECTIONID=215832&IID=215836 Интервью В. Я. Петрухина о хазарах
  3. Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 43
  4. Плетнёва С.А. Хазары и Хазарский каганат. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 22.)
  5. В. Е. Флерова «Образы и Сюжеты Мифологии Хазарии» (Изд."Гешарим" Мосты культуры (Иерусалим), 2001. С. 22-23.)
  6. Флёрова В. С. С., 2000б
  7. И. А. Завадская, Хронология памятников раннесредневековой христианской архитектуры Херсонеса МАИЭТ. Вып. VII. Симферополь, 2000. С. 79.)

Литература

Ссылки


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация