Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{ | + | {{О_статье |
- | | | + | |ТИП СТАТЬИ=2 |
- | | | + | |СУПЕРВАЙЗЕР= |
- | | | + | |УРОВЕНЬ= |
- | | | + | |КАЧЕСТВО= |
- | | | + | |АВТОР1= |
- | | | + | |АВТОР2= |
- | | | + | |АВТОР3= |
- | | | + | |ВИКИПЕДИЯ= |
- | | | + | |ПРОЕКТ= |
- | | | + | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= |
- | | | + | |ПОДТЕМА= |
- | }} | + | |ДАТА СОЗДАНИЯ=27/01/2011 |
- | + | }} | |
- | + | '''Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии''' — одна из ключевых научных проблем в изучении истории [[Хазарский каганат|Хазарского каганата]]. | |
- | + | Она сводится к поиску материальных подтверждений бытования в Хазарии [[иудаизм]]а и к оценке того, в какой степени им было затронуто хазарское общество. Существующие на эту тему сообщения письменных источников трактуются по-разному, и в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений. | |
- | + | Российские и украинские специалисты традиционно придерживается скептической оценки, считая что в [[иудаизм]] перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. Напротив, западные и, в том числе, [[израиль]]ские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на её проникновении в среду подчинённых хазарам народов. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | В крайнем виде эти точки зрения превращаются в провозглашение насильственного характера иудаизации «сверху», преувеличение еврейского фактора в хазарской истории в ущерб остальным, а иногда в полное отождествление [[хазары|хазар]] с [[евреи|евреями]]. Археологические данные должны стать решающими в решении этого спорного вопроса, а также ряда других, непосредственно с ним связанных: | |
- | + | * Насколько [[ортодоксальный иудаизм|каноническим]] был хазарский иудаизм, как он взаимодействовал с язычеством? Отдельный вопрос был ли он [[раввин]]истическим (как считает большинство историков) или [[караим]]ским? | |
+ | * Можно ли говорить о «цивилизаторском» (культурном) влиянии хазарского иудаизма на контактировавшие с хазарами страны (например Древнюю Русь)? | ||
+ | * Насколько серьёзен вклад [[Прозелиты|прозелитов-хазар]] в [[Ашкеназы|восточноевропейское еврейство]]? | ||
- | + | == Характеристика хазарского иудаизма по письменным источникам == | |
+ | Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века.<ref>Первые сведения о существовании в Хазарии двух правителей сообщают: [[ал-Масуди]] в связи с голодом в Итиле в правление халифа [[Мамун]]а (между 813 и 833), [[Константин Багрянородный]], в связи со строительством Саркела (830-е) и косвенно [[Ибн Хордадбех]], в связи с посещением Хазарии экспедицией [[Саллам Таджудин|Саллама Таджудина]] (между 842 и 844)</ref> По легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх религий. Через него в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, [[Русь]], [[Алания]]). Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран иудаизм, который по своей природе является национальной религией евреев и не предусматривает обращение других народов. Кроме того, у евреев с эпохи Рассеяния не было государственности. | ||
- | + | Согласно собственно хазарской традиции, отражённой в произведениях т. н. [[Еврейско-хазарская переписка|Еврейско-хазарской переписки]], причиной предпочтения [[иудаизм]]а стало то, что его положения являются общими для христианства и ислама. Современные историки среди реальных причин выбора называют стремление хазар сохранить независимость от враждебных [[Византия|Византии]] и [[Арабский халифат|Арабского халифата]] и указывают на связь правящего хазарского клана с еврейскими общинами, издавна жившими на территории страны. | |
- | + | Есть основания полагать, что иудаизация была связана с борьбой за власть. Инициаторами смены веры выступали не [[каган]]ы, опорой которых был языческий культ, а представители другого [[Буланиды|знатного рода]] — беки («цари»), которым удалось лишить каганов реальной власти. Некоторые источники связывают евреев Восточного Кавказа (нынешних горских евреев), к тому времени единственных носителей монотеистической религии в регионе, с принятием Хазарами иудаизма.<ref>http://base.ijc.ru/basesite/site.aspx?SECTIONID=215832&IID=215836 Интервью В. Я. Петрухина о хазарах</ref> | |
- | + | Все традиционные представления об этапах иудаизации хазар основаны на толковании письменных источников (причём лишь одной версии, признанной канонической). На самом деле неизвестны даты жизни [[Овадия (хазарский царь)|царя Овадии]] и содержание его реформ.<ref>Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 43</ref> | |
- | + | == Археология == | |
+ | Памятники на основной территории каганата (Равнинный Дагестан, Нижнее Поволжье, Подонье, Крым) связывают с Салтово-маяцкой археологической культурой. Её исследования начались на рубеже XIX-XX вв. и приобрели систематический характер в советское время. В настоящее время в научный оборот введено более тысячи памятников всех типов: стационарных и временных поселений, крепостей, могильников. К сожалению, коренная территория Хазарии — Нижнее Поволжье — обследована недостаточно, и общепринятые археологические признаки собственно хазарского этноса пока не выработаны. | ||
- | + | После многочисленных исследований археологи констатируют, что основная масса хазарского народа оставалась языческой. Причём язычество было здесь не пережиточным явлением, а полноправной религией народных масс.<ref>Плетнёва С.А. Хазары и Хазарский каганат. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 22.)</ref> И эту точку зрения разделяют российские и украинские археологи, располагающие большим фондом информации, полученный в ходе раскопок на упомянутых территориях [[Хазарский каганат|Хазарского каганата]] (мнение западных, и в частности [[израиль]]ских археологов, сильно отличается). | |
- | + | ||
+ | В связи с последними археологическими раскопками на ряде городищ эта точка зрения обретает все более веские основания. Отчётливых следов иудаизма на территории раскопок не зафиксировано, а наоборот, появляется всё больше свидетельств о господстве язычества в Хазарском каганате VIII—X вв. | ||
+ | |||
+ | Эти научные изыскания делают все яснее религиозную ситуацию в Хазарии: вплоть до X в. Хазария не была затронута мировыми религиями, причём имеется в виду не только [[иудаизм]], но также христианство и ислам. Ни одна из вышеуказанных религий не подействовала на религиозно-мифологическую систему верований в Хазарии. Так, их истоки прослеживаются в общеиндоевропейской традиции и от них ведут к иранской. Исследования в этом направлении оказались более плодотворными.<ref>В. Е. Флерова «Образы и Сюжеты Мифологии Хазарии» (Изд."Гешарим" Мосты культуры ([[Иерусалим]]), 2001. С. 22-23.)</ref> | ||
+ | |||
+ | Как замечает [[Плетнёва, Светлана Александровна|С. А. Плетнева]], в ходе археологических исследований было засвидетельствовано исчезновение солярных амулетов, посвящённых Тенгри-хану, и, согласно ее предположениям, это произошло из-за усиления [[иудаизм]]а, который вытеснил из каганата «централизованный феодальный культ бога неба». По её мнению, это произошло только в IX в., хотя другие более архаичные культы и сам шаманизм сосуществовали с иудаизмом до конца каганата. Другие археологи возражают, заявляя, что предположения о противопоставлении язычества, в частности культа неба, иудаизму вряд ли имеет под собой основания.<ref name="">Флёрова В. С. С., 2000б</ref> | ||
+ | |||
+ | Даже на таких территориях позднего проживания хазар, как Крым, в том числе в хорошо исследованном Херсонесе, следы еврейского присутствия прослеживаются только в V в. Однако на Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствующие о том, что в этом регионе иудеи присутствовали ([[Фанагория]], [[Тьмутаракань|Таматархе]]) после V в. | ||
+ | |||
+ | На обратных сторонах этих стел иногда попадались тамгообразные особые знаки, которые могут свидетельствовать о том, что данные стелы возвышались над могилами хазарских [[прозелит]]ов. В Босфоре найдены некоторые иудейские надгробия, но само кладбище ещё не изучено<ref>И. А. Завадская, Хронология памятников раннесредневековой христианской архитектуры Херсонеса МАИЭТ. Вып. VII. [[Симферополь]], 2000. С. 79.)</ref>. | ||
+ | |||
+ | Многие исследователи сходятся на том, что раскопки в бассейне Нижнего [[Дон]]а и Нижней [[Волга|Волги]] не лишены перспектив, в том числе предполагают, что следы хазарского иудаизма обнаружить всё же удастся. | ||
+ | |||
+ | == См. также == | ||
+ | * [[Хазарский каганат]] | ||
+ | * [[Хазары]] | ||
+ | |||
+ | == Примечания == | ||
+ | {{примечания}} | ||
+ | |||
+ | == Литература == | ||
+ | * Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, [[Москович, Вольф Абрамович|В. Московича]], А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6 | ||
+ | * [[Артамонов, Михаил Илларионович|М.И Артомонов]] (История хазар. Л., 1962. С.38). | ||
+ | * Е.Березанский "Евреи, хазары, Русь". Герцлия, "Исрадон", 2006 | ||
+ | * ''[[Кёстлер, Артур|Кёстлер А.]]'' [http://www.lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие]. — СПб, 2001. ISBN 5-8071-0076-X [http://biblebelievers.org.au/13trindx.htm Английский текст] | ||
+ | * [http://www.russiancity.ru/ybooks/y1.htm ''Плетнева С. А.'' «От кочевий к городам» (М.,1967).] | ||
+ | * ''Флерова В. Е.''. «Хазарские курганы с ровиками: Центральная Азия или Восточная Европа?» // Российская археология. 2001. № 2. | ||
+ | * [http://www.russiancity.ru/ybooks/y1.htm ''Плетнева С. А.'' «От кочевий к городам» (М.,1967).] | ||
+ | |||
+ | == Ссылки == | ||
+ | * [http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=DA06F9382D5045E1B2B2C3A7B6D9907F ''Талашов М. В.'' Наследие древних тюрков в хазарии: миф или реальность.] | ||
+ | * [http://www.astrakhan.ru/history/read/14/ Религиозные верования Хазарии] | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Хазарский каганат]] | ||
+ | [[Категория:История иудаизма]] | ||
+ | [[Категория:Прозелиты в иудаизме]] | ||
+ | [[Категория:История евреев Российской империи]] | ||
+ | |||
+ | <!-- | ||
- | |||
- | |||
В ��в��зи �� по��ледними археологиче��кими ра��копками ��ерии городищ, ��та точка зрени�� ��тановит���� в��е более обо��нованной. Уловимых ��ледов иудаизма на территори��х ра��копок не зафик��ировано, а наоборот по��вл��ет���� в��ё больше ��видетель��тв о го��под��тве ��зыче��тва в Хазар��ком каганате VIII—X вв. | В ��в��зи �� по��ледними археологиче��кими ра��копками ��ерии городищ, ��та точка зрени�� ��тановит���� в��е более обо��нованной. Уловимых ��ледов иудаизма на территори��х ра��копок не зафик��ировано, а наоборот по��вл��ет���� в��ё больше ��видетель��тв о го��под��тве ��зыче��тва в Хазар��ком каганате VIII—X вв. | ||
Строка 65: | Строка 102: | ||
Возможно, обычай кла��ть в могилы вещи продержал���� долго. ��адгробные плиты �� еврей��кими надпи����ми и ��имволикой почти точно указывают на принадлежно��ть могилы. Однако в ��тепной зоне, где така�� плита должна была быть очень дорога, у какой доли на��елени�� была возможно��ть её у��тановить? | Возможно, обычай кла��ть в могилы вещи продержал���� долго. ��адгробные плиты �� еврей��кими надпи����ми и ��имволикой почти точно указывают на принадлежно��ть могилы. Однако в ��тепной зоне, где така�� плита должна была быть очень дорога, у какой доли на��елени�� была возможно��ть её у��тановить? | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | + | --> | |
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
- | + | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | + | {{checked_final}} | |
- | + | ||
- | + |
Версия 18:02, 6 августа 2011
Регулярная исправленная статья | |
27/01/2011 | |
Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии — одна из ключевых научных проблем в изучении истории Хазарского каганата.
Она сводится к поиску материальных подтверждений бытования в Хазарии иудаизма и к оценке того, в какой степени им было затронуто хазарское общество. Существующие на эту тему сообщения письменных источников трактуются по-разному, и в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений.
Российские и украинские специалисты традиционно придерживается скептической оценки, считая что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. Напротив, западные и, в том числе, израильские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на её проникновении в среду подчинённых хазарам народов.
В крайнем виде эти точки зрения превращаются в провозглашение насильственного характера иудаизации «сверху», преувеличение еврейского фактора в хазарской истории в ущерб остальным, а иногда в полное отождествление хазар с евреями. Археологические данные должны стать решающими в решении этого спорного вопроса, а также ряда других, непосредственно с ним связанных:
- Насколько каноническим был хазарский иудаизм, как он взаимодействовал с язычеством? Отдельный вопрос был ли он раввинистическим (как считает большинство историков) или караимским?
- Можно ли говорить о «цивилизаторском» (культурном) влиянии хазарского иудаизма на контактировавшие с хазарами страны (например Древнюю Русь)?
- Насколько серьёзен вклад прозелитов-хазар в восточноевропейское еврейство?
Содержание |
Характеристика хазарского иудаизма по письменным источникам
Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века.[1] По легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх религий. Через него в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, Русь, Алания). Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран иудаизм, который по своей природе является национальной религией евреев и не предусматривает обращение других народов. Кроме того, у евреев с эпохи Рассеяния не было государственности.
Согласно собственно хазарской традиции, отражённой в произведениях т. н. Еврейско-хазарской переписки, причиной предпочтения иудаизма стало то, что его положения являются общими для христианства и ислама. Современные историки среди реальных причин выбора называют стремление хазар сохранить независимость от враждебных Византии и Арабского халифата и указывают на связь правящего хазарского клана с еврейскими общинами, издавна жившими на территории страны.
Есть основания полагать, что иудаизация была связана с борьбой за власть. Инициаторами смены веры выступали не каганы, опорой которых был языческий культ, а представители другого знатного рода — беки («цари»), которым удалось лишить каганов реальной власти. Некоторые источники связывают евреев Восточного Кавказа (нынешних горских евреев), к тому времени единственных носителей монотеистической религии в регионе, с принятием Хазарами иудаизма.[2]
Все традиционные представления об этапах иудаизации хазар основаны на толковании письменных источников (причём лишь одной версии, признанной канонической). На самом деле неизвестны даты жизни царя Овадии и содержание его реформ.[3]
Археология
Памятники на основной территории каганата (Равнинный Дагестан, Нижнее Поволжье, Подонье, Крым) связывают с Салтово-маяцкой археологической культурой. Её исследования начались на рубеже XIX-XX вв. и приобрели систематический характер в советское время. В настоящее время в научный оборот введено более тысячи памятников всех типов: стационарных и временных поселений, крепостей, могильников. К сожалению, коренная территория Хазарии — Нижнее Поволжье — обследована недостаточно, и общепринятые археологические признаки собственно хазарского этноса пока не выработаны.
После многочисленных исследований археологи констатируют, что основная масса хазарского народа оставалась языческой. Причём язычество было здесь не пережиточным явлением, а полноправной религией народных масс.[4] И эту точку зрения разделяют российские и украинские археологи, располагающие большим фондом информации, полученный в ходе раскопок на упомянутых территориях Хазарского каганата (мнение западных, и в частности израильских археологов, сильно отличается).
В связи с последними археологическими раскопками на ряде городищ эта точка зрения обретает все более веские основания. Отчётливых следов иудаизма на территории раскопок не зафиксировано, а наоборот, появляется всё больше свидетельств о господстве язычества в Хазарском каганате VIII—X вв.
Эти научные изыскания делают все яснее религиозную ситуацию в Хазарии: вплоть до X в. Хазария не была затронута мировыми религиями, причём имеется в виду не только иудаизм, но также христианство и ислам. Ни одна из вышеуказанных религий не подействовала на религиозно-мифологическую систему верований в Хазарии. Так, их истоки прослеживаются в общеиндоевропейской традиции и от них ведут к иранской. Исследования в этом направлении оказались более плодотворными.[5]
Как замечает С. А. Плетнева, в ходе археологических исследований было засвидетельствовано исчезновение солярных амулетов, посвящённых Тенгри-хану, и, согласно ее предположениям, это произошло из-за усиления иудаизма, который вытеснил из каганата «централизованный феодальный культ бога неба». По её мнению, это произошло только в IX в., хотя другие более архаичные культы и сам шаманизм сосуществовали с иудаизмом до конца каганата. Другие археологи возражают, заявляя, что предположения о противопоставлении язычества, в частности культа неба, иудаизму вряд ли имеет под собой основания.[6]
Даже на таких территориях позднего проживания хазар, как Крым, в том числе в хорошо исследованном Херсонесе, следы еврейского присутствия прослеживаются только в V в. Однако на Тамани были найдены надгробные стелы с изображением иудейской символики, свидетельствующие о том, что в этом регионе иудеи присутствовали (Фанагория, Таматархе) после V в.
На обратных сторонах этих стел иногда попадались тамгообразные особые знаки, которые могут свидетельствовать о том, что данные стелы возвышались над могилами хазарских прозелитов. В Босфоре найдены некоторые иудейские надгробия, но само кладбище ещё не изучено[7].
Многие исследователи сходятся на том, что раскопки в бассейне Нижнего Дона и Нижней Волги не лишены перспектив, в том числе предполагают, что следы хазарского иудаизма обнаружить всё же удастся.
См. также
- Хазарский каганат
- Хазары
Примечания
- ↑ Первые сведения о существовании в Хазарии двух правителей сообщают: ал-Масуди в связи с голодом в Итиле в правление халифа Мамуна (между 813 и 833), Константин Багрянородный, в связи со строительством Саркела (830-е) и косвенно Ибн Хордадбех, в связи с посещением Хазарии экспедицией Саллама Таджудина (между 842 и 844)
- ↑ http://base.ijc.ru/basesite/site.aspx?SECTIONID=215832&IID=215836 Интервью В. Я. Петрухина о хазарах
- ↑ Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 43
- ↑ Плетнёва С.А. Хазары и Хазарский каганат. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6; стр. 22.)
- ↑ В. Е. Флерова «Образы и Сюжеты Мифологии Хазарии» (Изд."Гешарим" Мосты культуры (Иерусалим), 2001. С. 22-23.)
- ↑ Флёрова В. С. С., 2000б
- ↑ И. А. Завадская, Хронология памятников раннесредневековой христианской архитектуры Херсонеса МАИЭТ. Вып. VII. Симферополь, 2000. С. 79.)
Литература
- Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. Серия Bibliotheca Judaica. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005 ISBN 5-93273-196-6
- М.И Артомонов (История хазар. Л., 1962. С.38).
- Е.Березанский "Евреи, хазары, Русь". Герцлия, "Исрадон", 2006
- Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие. — СПб, 2001. ISBN 5-8071-0076-X Английский текст
- Плетнева С. А. «От кочевий к городам» (М.,1967).
- Флерова В. Е.. «Хазарские курганы с ровиками: Центральная Азия или Восточная Европа?» // Российская археология. 2001. № 2.
- Плетнева С. А. «От кочевий к городам» (М.,1967).
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.