Лиор, Дов
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
(иллюстрация) |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
+ | [[файл:Dov Lior 2.JPG|thumb|250px|раввин Дов Лиор]] | ||
'''Дов Лиор''' (р.1934) - раввин города [[Кирьят-Арба]]-[[Хеврон]] и глава местной [[ешиват-hесдер]]. Один из лидеров [[религиозного сионизма]]. | '''Дов Лиор''' (р.1934) - раввин города [[Кирьят-Арба]]-[[Хеврон]] и глава местной [[ешиват-hесдер]]. Один из лидеров [[религиозного сионизма]]. | ||
Версия 20:18, 26 июля 2011
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Дов Лиор (р.1934) - раввин города Кирьят-Арба-Хеврон и глава местной ешиват-hесдер. Один из лидеров религиозного сионизма.
Содержание |
Биография
Родился в Ярославе, Галиция, в 1934. Отец, Моше Линбенд, был белзским хасидом. В детстве учился в хедере. В 1939, после вторжения нацистской Германии в Польшу и разделе государства между СССР и нацистской Германией, был депортирован немцами со своей семьей в СССР. Позже были выселены в глубину территории Советской России, в Сибирь и Казахстан, страдали от голода и болезней, от которых умерли его родители.
В 1944 был доставлен в детский дом, который был предназначен для польских граждан. Рав рассказывал, что в это время он знал только, что еврей не должен поклоняться идолам и слова "Шма Исраэль". В 1945 приехал в Польшу, оттуда ему удалось перейти под чужим именем в зону американской оккупации в Германии, в которой действовали еврейские учреждения. В это время он встретил двух своих старших братьев, которые демобилизовались из Красной Армии. Другой его брат после войны вступил в "ѓа-Шомер ѓа-цаир", а он сам попал в детский дом движения "Мизрахи", где он отметил свою бар-мицву и начал изучать иврит и еврейскую традицию.
К 1947 был одним из незаконных иммигрантов на судне "Эксодус", был возвращен в Европу. В 1948 приехал в Израиль на корабле "Негба" за несколько недель до основания Израиля. Позже изменил свою фамилию на Лиор. Учился у рава Моше Цви Нерии в ещиве Бней Акива в Кфар hа-Роэ, потом с группой учеников рава Яакова Килава перешел в ешиву "Мерказ hа-рав", где учился у раввина Цви Иегуды Кука. Когда он приехал в Израиль, то как сирота стал домочадцем раввина Цви Иегуды Кука, которого рав Лиор считает своим главным учителем.
В 1960 г. женился на Батье, которая умерла от рака в 1988. Женился на Эстер, вдове раввина Эфраима Шахора. У них 11 детей от первых браков.
В 1966 служил в Армии обороны Израиля в течение одного месяца, потом по указанию раввина Цви Иегуды Кука в течение десяти лет работал равом Кфар hа-Роэ . В 1976 переехал в Кирьят-Арба, где он стал раввином еврейского поселения в Хевроне, и главой ешивы Нир вместе с раввином Элиэзером Вальдманом. Раввин Лиор кроме того служит главой раввинского суда по имущественным вопросам в Кирьят-Арба. Один год работал "ав Бейт-Дин" раввинского суда в Беэр-Шеве. В течение многих лет был среди ответственных за написание экзаменационных тестов для соискателей раввинского звания в Главном раввинате (Гейхал Шломо), и сегодня он иногда заседает в экзаменационной комиссии. Некоторое время был председателем Комитета раввинов Иудеи и Самарии. Кроме того, он является президентом ешивы Шавей Шомрон, во главе которой стоит рав Йеhошуа Шмидт.
В 1978 г. по совету своих учителей баллотировался на должность рава Иерусалима, но проиграл раву Бецалелю Жолти.
Входит в общественный совет партии Баит йеhуди.
У рава Лиора два брата, которые после приезда в Израиль жили в кибуце Решафим движения "ѓа-Шомер ѓа-цаир". Другой брат был хасидом Белза и жил в Бней-Браке.
Учение
Галаха
Рав Лиор считается одним из главных посеков религиозного сионизма (его относят к хареди-леуми). Его псаки опираются на методы "Арух hа-шульхан" (р.Йехиэль-Михл Эпштейн) и Маhаршама (р.Шалом Мордехай Швадрон). Его уроки по мировоззрению развивают учение Нацива (р.Нафтали Цви Йеhуда Берлин).
- Поддерживает восхождение на Храмовую гору в наше время и сам поднимался на Гору несколько раз.
- Поддерживает ношение тхелет в цицит.
- По его мнению, на чёрный шоколад надо благословлять "боре при hа-эц" (сотворивший плод дерева), так как он является продуктом переработки какао-бобов.
- Разрешает ашкеназам потреблять в Песах некоторые виды китниот: масло из китниот, выжатое перед Песахом холодным отжимом; китниот в смеси, приготовленной до Песаха; сою, которая не была известна во время принятия запрета китниот.
- Разрешает скачивать файлы из Интернета. По его мнению, материалы, попавшие в свободный Интернет, относятся к категории "пропажи, которую смыла река" и являются ничейным имуществом (hефкер), так как хозяева отчаялись получить от них доход или ограничить доступ к ним (йеуш)
Мировоззрение
По словам журналиста Яира Шелега, раввин Лиор поддерживает трансфер арабов на "территориях". После нападения на ешиву "Мерказ hа-рав" в марте 2008 года заявил, что целью террористов является уничтожение Израиля и их война носит религиозный характер. Сравнил ненависть арабов к Израилю с нацистской ненавистью, заявив, что "каждый, кто хочет покорить и уничтожить народ Израиля, относится к категории Амалека - со всем, что отсюда следует". Он сказал, что призывы к мести отражают естественное требование, но месть должна исходить от всего народа, от правительства. В сентябре 2010 года, после нападения, в результате которого погибли четверо жителей поселения Бейт-Хагай, сказал: "с арабским врагом, который понимает только язык силы, не было ни мира, нет мира и не будет мира. Нет места для врага, который продолжает проливать еврейскую кровь, в нашей святой земле"
Во время выхода из Синая в 1982 году после мирного соглашения между Израилем и Египтом временно переехал в поселение Ямит. Во время акций протеста против плана размежевания поддерживал блокирование дорог в знак протеста против плана. Также поддерживал отказ от выполнения приказа в тех случаях, когда солдат должен участвовать в эвакуации поселений. Накануне размежевания перевёл свою ешиву в подлежащее эвакуации поселение Са-Нур и возглавлял борьбу против эвакуации, призывая при этом к осторожности, чтобы не допустить ранения солдат и полицейских.
Выступил против раввинов, указавших не говорить Ѓалель в День Независимости после размежевания, заявив, что государство Израиль свято само по себе, независимо от действия своих лидеров. Однако, он приказал изменить формулировку молитвы за государство Израиль, читаемой в синагогах: опустить фразу "пошли Твой свет и истину ее лидерам, министрам и советникам" Согласно Яиру Шелегу, "раввин Лиор был одним из раввинов, которые хвалили Баруха Гольдштейна после расстрела в Пещере патриархов (Махпела). Хотя он не хвалил сам расстрел, но он определил Гольдштейна как человека, готового принести себя в жертву По его мнению, его деяние с целью сдерживания и защиты жизни своих сограждан было деянием, за которое Гольдштейн должен считаться святым и мучеником, как мученики Холокоста".
В мае 2004, во время операции "Кешет бе-анан", опубликовал псак, разрешающий солдатам ЦАХАЛа "во время боевых действий поражать и гражданское население, на первый взгляд, невинное". По его словам, "закон нашей Торы обязует нас сохранить жизнь наших солдат и наших граждан, и это истинная мораль Торы Израиля, и не надо чувствовать себя виноватыми по отношению к нееврейской морали". В 2008 году, по вопросу поражения источников стрельбы даже с ущербом гражданскому населению, он сказал: "Не существует в еврейской галахе понятия "невинных людей" во время боевых действий. Мы защищаемся, так что вопроса просто нет. Очевидно, что если во время боевых действий нужно остановить выстрелы террористов, можно поражать также гражданских лиц, если нет другого выбора".
Постановил, что в Стране Израиля нельзя сдавать жильё арабам и нельзя нанимать их на работу: из-за опасности и по принципу "твои бедняки предпочтительнее".
Дал рекомендацию книге "Торат hа-мелех", против авторов которой начато полицейское расследование по подозрению в подстрекательстве к расизму. После отказа явиться на полицейское расследование из-за этой рекомендации полиция Хеврона выдала ордер на его арест. После этого прошел митинг в его поддержку, на котором он сказал:"Невозможно представить, что какой-то правительственный чиновничишко (פקידון) будет диктовать раввинам, что говорить! Раввины будут продолжать издавать псаки, несмотря на угрозы". Десятки раввинов осудили ордер. Главный раввин Израиля Йона Мецгер сказал: "Исключено, что раввин в Израиле будет арестован или даже приглашен на допрос из-за рекомендации на книгу". Председатель партии "Ихуд леуми" депутат кнесета Яаков Кац сказал: "Это постановление напоминает самые зловещие режимы в истории еврейского народа". С другой стороны, группа общественных лиц и лауреатов премии Израиля потребовала уволить р.Дова Лиора с государственных постов.
В социальной сфере
В 2005 году постановил, что в то время как разрешено сдавать квартиру христианам, потому что крест, который они носят, не рассматривается как идолопоклонство, это запрещено сдавать квартиру в аренду таиландцам, потому что они приносят туда своих идолов и поклоняются им.
Запретил туристам срывать плоды с деревьев, принадлежащих арабам, по принципу "красть у нееврея запрещено", как по закону Торы так и по закону мудрецов.
Постановил, что в наше время разрешено нарушать субботу даже по отношению к запретам Торы для того, чтобы лечить неевреев.
Раввин Лиор рекомендует ранний брак и видит главную роль женщины в создании семьи и воспитании детей. Рав Лиор поддержал постановление р. Эльякима Леванона против выдвижения женщин на государственные должности в поселении Элон Море и сказал, что хотя еврейский закон позволяет женщине выйти на работу, чтобы восполнить доходы, доставляемые мужем, если их недостаточно, он не поощряет выход женщин на работу, потому что "не таково мнение Торы. У женщины достаточно работы по строительству семьи". По его мнению, "насилие среди молодёжи существует потому, что мать работает и не может в полной мере заниматься домом". Однако на 17-х выборах в Кнессет он поддержал выдвижение Орит Струк по списку Ихуд леуми в Кнесет. В 2010 году он сказал, что галаха не запрещает женщинам изучать юриспруденцию, но: "Участие в судебных исках, судебных разбирательствах не помогает сохранять достоинство женщины. Не стоит ей вовлекаться в судебные разборки (особенно в вопросах разводов) в ходе которых стороны иногда кричат друг на друга. Есть много других людей, могущих заниматься юриспруденцией".