Кон, Игорь Семенович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Философы по алфавиту» с помощью HotCat)
Arielybot (Обсуждение | вклад)
м (переименовал «Кон, Игорь Семёнович» в «Кон, Игорь Семенович»: Замена текста — «ё» на «е»)
 

Текущая версия на 17:49, 25 июля 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Игорь Семёнович Кон
Файл:Igor Kon 1.JPG
Дата рождения:

21 мая 1928(1928-05-21)

Место рождения:

Ленинград

Дата смерти:

27 апреля 2011(2011-04-27) (82 года)

Место смерти:

Москва

Страна:

Союз Советских Социалистических Республик СССР
Россия Россия

Научная сфера:

история, философия, социология, психология, сексология

Учёная степень:

Шаблон:Учёная степень
Шаблон:Учёная степень

Учёное звание:

Шаблон:Учёное звание

Альма-матер:

Ленинградский педагогический институт имени А. И. Герцена

Известен как:

один из родоначальников российской социологии и крупнейший российский сексолог

Награды и премии


Шаблон:Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Сайт:

http://www.pseudology.org/Kon/

Игорь Семёнович Кон (21 мая 1928, Ленинград, СССР — 27 апреля 2011, Москва[1]) — советский и российский социолог, антрополог, философ, сексолог[2][3][4].

Кандидат исторических наук (1950), кандидат философских наук (1950), доктор философских наук (1960), профессор (1963), академик Российской академии образования (1989), почётный профессор Корнелльского университета (1989) и университета Суррея (1992). Один из самых известных российских социологов[1]. Автор первых публикаций по сексологии в СССР[4] и многих последующих публикаций в этой области. Награждён Золотой медалью за выдающийся вклад в сексологию и сексуальное здоровье Всемирной сексологической ассоциацией, а также медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени[5][2].

Ответственный редактор ряда коллективных трудов и серийных изданий («Словарь по этике», «Этнография детства» и др.). Член ряда международных научных сообществ, среди которых Международная социологическая ассоциация, Международная академия сексологических исследований (англ.), Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии, Германское общество сексологических исследований (нем.) и др., и редакционных советов ряда научных изданий — в том числе журналов «Человек» [2], «Гендерные исследования» [3], «Андрология и генитальная хирургия» [4], «Archives of Sexual Behavior (англ.)», «Zeitschrift fur Sexualforschung» [5], «Journal of Homosexuality (англ.)», «Journal of the History of Sexuality (англ.)», «Childhood» [6], «Current Sociology» [7], «Sexualities» [8], «Men and Masculinities» [9] и др.

Содержание

Биография

Игорь Семенович Кон родился 21 мая 1928 года в Ленинграде. Детские годы Игоря Кона прошли в квартире № 22 дома 13/19 на углу Большой Монетной улицы и Каменноостровского проспекта, где он жил с матерью до 1941 года. Рос в неполной семье, отец лишь иногда навещал их с матерью, но долгое время скрывал от маленького Игоря факт своего отцовства. Несмотря на трудности предвоенного времени, Игорь Кон воспринимал свои детские годы как счастливые. В 1947 году окончил исторический факультет Ленинградского Педагогического института имени А. И. Герцена (ныне Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена), а затем, в 1950 году, две аспирантуры, по новой истории и по философии.

Работал в Вологодском пединституте (1950—1952), Ленинградском химико-фармацевтическом институте (ныне Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия) (1953—1956), Ленинградском Государственном Университете (1956—1967), Институте философии АН СССР (1967—1968), Институте конкретных социальных исследований АН СССР (ныне Институт социологии Российской академии наук, 1968—1972), Институте общественных наук (1972—1974). С 1975 года — главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Занимался исследовательской и преподавательской работой в ряде ведущих университетов США и Европы[6]. Переписывался с Питиримом Сорокиным, Толкоттом Парсонсом, Робертом Мертоном и др.

Автобиография «80 лет одиночества» издана в 2008 году.[7]

Скоропостижно скончался в Москве на 83-м году жизни после быстропрогрессирующей болезни. Прощание состоялось утром 1 мая 2011 в ритуальном зале московской городской клинической больницы № 64[8]. Тело Игоря Кона кремировано в крематории Хованского кладбища, его прах, согласно завещанию, должен быть развеян. Радиостанция «Эхо Москвы» сообщила, что организаторы похорон приняли решение часть праха покойного развеять над рекой Невой, а часть всё же захоронить в могиле матери академика[9].

Научная деятельность

Области научной деятельности: философия и методология истории, история социологии, этика, социальная и возрастная психология, теория личности, антропология и социология детства и юности, социология молодежи, сексология, гендерные исследования. Является автором более чем 60 книг и 300 статей, его работы переведены на множество иностранных языков. И. С. Кон — основатель ряда новых направлений в российском обществоведении.

История социологии

Монография «Позитивизм в социологии» (1964)[10] и написанный под руководством Кона коллективный труд «История буржуазной социологии ХIХ — начала ХХ века» (1979)[11] были первыми советскими учебными пособиями по курсу истории социологии[12]. Кон был инициатором создания и первым президентом, а затем вице-президентом (1970—1982) Исследовательского комитета по истории социологии Международной социологической ассоциации[13].

Личность и общение

Выросшая на основе общеуниверситетского лекционного курса и удостоенная первой премии Советской социологической ассоциации книга «Социология личности» (1967) была одной из самых читаемых социологических книг 1960-70-х годах и положила начало соответствующему разделу отечественной социологии[14]. Книги «Открытие Я» (1978), «В поисках себя: личность и ее самосознание» (1984), «Дружба» (4 изд., 1980—2005), которые сегодня назвали бы культурологическими, конкретизировали антропологические, культурно-исторические и индивидуально-психологические предпосылки формирования идентичности и образа «Я», формы и границы «само-стояния» личности в разных исторических и культурных условиях и так далее. Кон по сей день остается одним из самых цитируемых российских социологов[15].

Социально-возрастные процессы

Начиная со статьи «Юность как социальная проблема» (1965), Кон внёс важный вклад в социологию молодежи и психологию развития [16]. Его работы о «студенческой революции» 1960-х годов позволяли глубже понять природу молодежного движения и найти параллели с процессами, происходившими в нашей стране. В отличие от большинства отечественных исследователей, рассматривавших молодежную культуру только как форму девиантного поведения, криминогенную по своей сути, Кон, опираясь на историко-антропологические данные и понимание юности как особой фазы жизни, подчеркивал закономерность появления молодежной субкультуры, отличной от общепринятой во взрослом обществе, выводя отсюда необходимость диалогического подхода к молодежи [16]. Сегодня эта точка зрения является общепринятой.

Из социологии молодежи были прямые выходы в психологию развития. В учебном пособии «Психология юношеского возраста» процессы развития и социализации юношества впервые в послевоенной советской литературе были рассмотрены в широкой социально-исторической и междисциплинарной перспективе, с учетом новейших лонгитюдных исследований и психологии жизненного пути, обобщены и систематизированы данные о развитии самосознания, эволюции образа «Я», структуры общения, общества сверстников и юношеской субкультуры; в книге впервые всерьёз говорилось об особенностях развития мальчиков и девочек и сексуальном поведении советских школьников. Хорошо принятая научно-педагогической общественностью книга (4 издания, 1979 −1989, общий тираж 1.5 млн экземпляров) стала настольной для двух поколений учителей и родителей[17].

В Институте этнографии Кон основал новую субдисциплину культурной антропологии, которую он назвал этнографией детства. Она реализована в виде серии коллективных трудов по этнографии детства и авторской монографии «Ребенок и общество» (1988, второе испр. изд. — 2003). Сравнительно-историческое изучение возрастных категорий, гендерно-возрастного символизма, особенностей культуры детства и процессов социализации детей в разных человеческих обществах имеет не только теоретический интерес, но и важное прикладное значение. Кон первым познакомил советских учёных с концепциями детства Ф. Арьеса и Л. Демоза, статистическими кросс-культурными исследованиями, опубликовал сборник работ Маргарет Мид «Культура и мир детства» (1988). Эти работы получили высокую оценку специалистов[18] и по сей день часто цитируются.

Статьи Кона об этнических стереотипах и национальном характере сыграли важную роль в становлении отечественной этнопсихологии[19].

Пол и сексуальность

В середине 1960-х Кон заинтересовался социологией сексуальности[20], а затем и методологическими вопросами сексологии. В СССР это была абсолютно запретная тема. Книга «Введение в сексологию», первоначально изданная в Венгрии (1981) и обеих Германиях (1985), несмотря на поддержку ведущих советских биологов и обществоведов, включая два института Академии наук, десять лет распространялась в самиздате и вышла на русском только в 1988 году (издательство «Медицина»). В этой книге впервые было обосновано существование сексологии не как частной медицинской субдисциплины, а как междисциплинарной области знания, которая не может развиваться без участия общественных и гуманитарных наук. Эта точка зрения была принята советской научной общественностью.

Медицинские сексологи прямо связывают возникновение в России сексологии как науки со статьями Кона в «Вопросах философии» и в Большой медицинской энциклопедии[21]. Для Кона эта работа была прежде всего науковедческой, его интересовало, как на стыке нескольких разных дисциплин формируется новая область знания. Но для широкой публики, в том числе профессиональной, «Введение в сексологию» стало важнейшим источником знаний о сексуальности как таковой, что побудило автора продолжить работу в этом направлении, тем более, что крушение советской власти поставило перед обществом много новых острых проблем.

Как социолога Кона интересовали прежде всего социальные проблемы, связанные с сексуальным поведением. В 1993—1997 гг. В.Червяковым, В. Д. Шапиро и другими сотрудниками Кона, при его непосредственном участии, были проведены 3 крупных анкетных исследования, которые бесспорно показали, что тенденции развития подростковой сексуальности в России — те же, что и в странах Запада (снижение возраста сексуального дебюта, отделение сексуальной активности не только от матримониальных планов, но и от любви, усиление гедонистической мотивации, уменьшение гендерных различий и т. д.) и чреваты теми же опасностями (нежелательные беременности, аборты, инфекции, передающиеся половым путем, включая ВИЧ), и т. д.[22] Чтобы глубже понять эти процессы и вписать их в определённый культурно-исторический контекст, Кон написал монографию «Сексуальная культура в России» (1997, 2 доп. изд. 2005) — первое обобщающее исследование одного из самых закрытых аспектов русской истории.

Желая минимизировать отрицательные последствия сексуальной революции, Кон писал о негативных последствиях абортов, которые были в СССР главной формой планирования семьи, опубликовал несколько популярных книг и вузовских учебных пособий по сексологии. В интервью Кона журналу «Огонёк» (июль 1988 года) впервые в советской печати были раскрыты социально-психологические аспекты эпидемии ВИЧ и подчеркнуто, что главным направлением борьбы с ней должна быть профилактика[23].

Одним из первых в России он обратил внимание на опасность сексуального насилия, инициировав создание телефонной службы доверия и особенно — сексуальных посягательств на детей[24]. Начиная с 1966 года, Кон энергично доказывал необходимость введения в России, по примеру западных стран, сексуального образования подростков, а также опубликовал несколько популярных книг и вузовских учебных пособий по сексологии[25].

В 2005 году Всемирная ассоциация сексуального здоровья удостоила его Золотой медали за выдающийся вклад в сексологию и сексуальное здоровье[26].

Ещё один советский запрет пробила первая отечественная монография о гомосексуальности («Лики и маски однополой любви», 2-е изд, 2003). Написанная с помощью гранта одного из самых престижных в мире научных фондов, фонда Макартуров, и при содействии ряда западноевропейских и американских университетов, книга обобщает современные данные об однополой любви не только с позиций биологии и медицины, но и с точки зрения общественных и гуманитарных наук. Автор рассматривает различные теории гомосексуальности, историю и этнографию однополых отношений у народов мира, психологические особенности однополой любви, проблемы однополых браков, этапы её декриминализации и депатологизации и так далее. Подробно освещается также история и положение «инаколюбящих» в России.

Гендерные исследования

В начале 2000-х гг. Кон перешёл от сексологических проблем к гендерным. С 1999 г. в центре научных интересов Кона стоит глобальный проект «Мужчина в меняющемся мире». Это попытка на конкретно-научном материале проследить, как нормативный канон маскулинности и реальные (или приписываемые им) психические черты мужчин трансформируются в мире, в котором привычная мужская гегемония становится проблематичной, и каковы особенности протекания этих процессов в России. Общие выводы проекта изложены в одноименной книге[27] , а их проекция в психологию развития — в книге «Мальчик — отец мужчины» (2009), содержащей не только очерк исторической антропологии мальчишества, но и обобщение новейших научных данных по таким актуальным, но плохо исследованным сюжетам, как совместное и раздельное обучение, школьное насилие (буллинг и хейзинг), причины неодинаковой успеваемости мальчиков и девочек, истоки и следствия мальчишеской агрессивности и политического экстремизма, явные и скрытые эффекты силового соревновательного спорта и т. п.

Просветительская деятельность по проблеме насилия над детьми

Едва ли не первой в стране тревожной публикацией по этому поводу была статья И. С. Кона «Осторожно: дети. Жертва сексуальной агрессии — ребёнок» в самой многотиражной советской газете «Труд» (1991)[28]. В его первой (и единственной в то время) массовой книге по сексологии «Вкус запретного плода» (1992, 1997) совращению детей и подростков посвящен специальный параграф[29], который был затем помещен в Интернет. Сайт «Национальный узел Интернет-безопасности в России» называет его в числе двух первых отечественных Интернет-ресурсов по данному вопросу[30].

В 1997 году, по просьбе Ассоциации детских психиатров, Кон выступал на Всероссийской конференции «Дети России: насилие и защита» с докладом «Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе», который был затем опубликован параллельно в двух научных журналах, «Социальная и клиническая психиатрия» и «Педагогика»[31][32].

Некоторые работы Кона о сексуальных меньшинствах и совращении детей вызвали острую критику[33]. В конце 1980-х положительно оценивали работы Кона, в частности «этнографический подход Кона к развитию ребёнка», американский психолог Ян Вальсинер и Г. А. Комарова[18].

Происшествия

В январе 2001 года во время публичной лекции в МГУ в Кона бросили тортом[34][35]. В статье, опубликованной в газете «Московский комсомолец», молодые люди, бросившие торт, были названы «фашиствующими отморозками», не имеющими отношения к студентам ВУЗа, после публичной лекции под дверь квартиры И. С. Кона положили муляж взрывного устройства и угрожали убийством[35]. «На той лекции торжествовало какое-то мракобесие, было видно, что специально организованные люди свистели, топали, я реально боялся за Игоря Семеновича, — вспоминает один из учеников Кона, сексолог, психотерапевт Евгений Кульгавчук. — После лекции мы вместе ехали в машине, и меня поразило, с каким спокойствием и достоинством держался Игорь Семенович. Он с легкой грустью сказал буквально два слова о произошедшем и тут же переключился на научные темы. О них он говорил с жаром, увлеченно, воодушевленно»[36].

В октябре 2009 года группа националистов попыталась сорвать презентацию книги учёного «Мальчик — отец мужчины», проходящую в рамках ЛГБТ-кинофестиваля «Бок о Бок», где Кон также выступал в качестве члена жюри[37]. Впрочем, запугиваниям ученый не поддался, а изучение истории сексуальной контрреволюции, по его мнению, не менее интересно и поучительно, чем история советской сексофобии и беспредела 1990-х гг.[38]

Критика деятельности Кона

Обращение Кона в 1990—2000-х гг. к работам сексологической тематики вызвало у определённой и, в частности, у части научно-педагогического сообщества резко критическую реакцию, распространяемую затем и на другие его работы.

Критика началась ещё в связи с проектом сексуального образования российских школьников, руководство которым ему приписали, хотя на самом деле весь 1996 г. он провёл за рубежом, участвовал лишь в подготовке социологического мониторинга, никаких программ не читал, а по возвращении в Москву оценил проект как научно и политически неподготовленный[39]. В адрес И. С. Кона прозвучали обвинения в пропаганде педофилии и гомосексуализма, подрыве традиционных духовных ценностей и даже растлении душ.

Подписанное тремя учеными «Комплексное заключение от 14.05.2002 по содержанию, направленности и фактическому значению публикаций И. С. Кона» утверждает, что проанализированные в «Комплексном заключении» работы (всего 7 источников) академика никакого отношения к науке не имеют, а сам он являлся во времена СССР коммунистическим пропагандистом. И. С. Кон называется «этнокультурным содомитом». По мнению авторов заключения, публикации Кона направлены, в частности, на пропаганду в российском обществе половых извращений, декриминализацию в общественном сознании педофилии, преступлений на сексуальной почве. «В целом публичную деятельность И. С. Кона, по существу, можно считать активно-ведущейся информационно-психологической войной, преступной деятельностью, направленной против детей и молодежи, против традиционных духовных ценностей России, против общественной морали и важнейших социальных институтов в российском обществе» [40]. Авторами письма выступили доктор филологических наук В. Ю. Троицкий, доктор юридических наук М. Н. Кузнецов из Российской академии государственной службы при Президенте России, доктор биологических наук А. А. Прозоров.

Посмертные отзывы

Доктор философских наук, профессор, декан факультета социологии Государственного академического университета гуманитарных наук Владимир Ядов охарактеризовывая Игоря Кона подчеркнул, что[41]:

Игорь Семенович «прожил нелегкую жизнь свободомыслящего ученого, преследуемого разного рода „патриотами“, которые протестовали против его позиции в области полового воспитания юношества вплоть до актов агрессии. Но он никогда не помышлял об эмиграции из России, хотя многие западные университеты почли бы за честь иметь именитого ученого в составе своей профессуры».
«Игорь Кон создал свою научную школу и внес неоценимый вклад в подготовку и воспитание нескольких поколений социальных исследователей, целый ряд которых являются сегодня видными учеными». «Он остается в нашей памяти не только как выдающийся ученый, но и как истинный патриот своей Родины, который с достоинством представлял отечественную науку за ее рубежами».

Российско-американский социолог, профессор Мичиганского университета США Владимир Шляпентох об Игоре Коне сказал[42]:

«Игорь был символом высокой культуры и энциклопедических знаний в нашей социологии. Он был гарантом того, что вновь родившаяся наука не была провинциальной и была открыта западной цивилизации. Игорь Кон был глубоко уважаемым ученым не только в России, но хорошо известным социологом в мире. Он был, по сути, первым, кто в послесталинский период бросил вызов государственному коллективизму, воспел личность и даже индивидуализм».
«Он более, чем кто либо другой понимал и сердцем и интеллектуально, что такое подлинная демократия и что такое истинные права личности. Его самые смелые гражданские действия были связаны с защитой гомосексуалистов, что в России было совсем не просто и не всегда встречало понимание даже среди близких коллег. Он был глубоким пессимистом, однако был преисполнен желанием сделать все, что он мог, для движения его родины к демократическим идеалам».

Генеральный директор издательского дома «Время», редактор пятничного спецпроекта «Московских новостей» — «Свободное время» Борис Пастернак в статье по случаю кончины учёного сообщил[43]:

«Энциклопедист и универсал Кон работал не просто на стыках наук — он всегда выбирал самые острые углы этих стыков, постоянно преодолевая разнообразные табу. И вовсе не потому, что был таким уж экстремалом в науке. А потому, что власть и общество привычно обкладывали флажками все сколько-нибудь больные и неудобные проблемы социума. Будь то вопросы межнациональной розни, нетрадиционной любви, демографических перекосов или телесных наказаний. Потому и реакция на его вполне научные публикации бывала совсем не научной — и свастику на дверях квартиры малевали, и доносы писали, и из библиотек изымали. ... Игорь Семенович первым из российских ученых получил самую престижную в мире премию в области сексологии — золотую медаль Всемирной ассоциации сексуального здоровья. Он вообще был одним из самых цитируемых отечественных ученых. Но упоминаний о себе любимом не подсчитывал».

Руководитель профессиональной Лиги психотерапевтов России[44], доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования, Виктор Макаров[45] в интервью газете «Московский комсомолец» об Игоре Коне отметил[36]:

«Это был первый ученый, который не только сказал, что секс в нашей стране есть, но и серьезно исследовал это явление. Он первый открыл современную сексологическую психологию, воспитал целую плеяду лучших в нашей сфере ученых, таких как Сергей Агарков, Николай Маслов, Ирина Понюкова, Лев Щеглов и многих других».

От противников академика Игоря Кона наиболее радикальным образом выступил один из высокопоставленных представителей иерархии РПЦ МП протоиерей Дмитрий Смирнов[46], который назвал учёного «великим проповедником гомосексуализма и педофилии», начавшим «пропаганду Содома и Гоморры», и по поводу его кончины выразил «глубокое удовлетворение», по его мнению, от лица всех верующих[47][48]:

«... И вот сегодня, в этот пасхальный день, Господь освободил нас от того, чтобы быть согражданами этого человека. Поэтому, несмотря на то, что прогрессивное человечество и скорбит, но я думаю, все религиозные люди в нашей стране (и христиане, и мусульмане, и иудеи), восприняли эту весть с чувством глубокого … удовлетворения».

3 мая 2011 года информационный портал «Полит.ру» опубликовал воспоминания и высказывания ряда известных представителей науки в память Игоря Кона, которые высоко оценили научную работу учёного, его публичную просветительскую деятельность и активную гражданскую позицию[49]. Кроме вышеупомянутых социологов Владимира Ядова и Владимира Шляпентоха, в публикации выступают социологи: Борис Фирсов, Александр Гофман, Дмитрий Шалин, Анна Темкина, социолог и философ Александр Филиппов, социолог и криминолог Яков Гилинский, историк и археолог Лев Клейн, математик Анатолий Вершик, а также психолог и политик Леонид Гозман.

Анатолий Вершик, в частности, отметил[49]:

«...В долгую и мрачную эпоху изоляции нашей страны от интеллектуальных и научных процессов в мире, когда стопроцентные обскуранты из идеологических отделов, определяли, что должна и что не должна читать интеллигенция, он сумел познакомить многих в своих лекциях и книгах с „запретными“ темами и „враждебными“ науками. … Он один из немногих вел профессиональный разговор со слушателем и читателем о „неудобных“ проблемах — о национализме, о сексуальном воспитании, становлении независимой личности и пр. … Его деятельность была неустанной работой Просветителя».

Леонид Гозман среди прочего сказал по поводу позиции учёного в отношении гомосексуальности[49]:

«...Он был смелым человеком. Это он первым у нас написал о том, что гомосексуализм — не „извращение“, а особенность, что гомосексуалистов нельзя преследовать. Он заранее знал, что реакция будет предсказуемой… Он пошел на это сознательно, понимая, что ничего кроме неприятностей, разработка этой темы лично ему не принесет. Он знал, что лучше него об этом никто не напишет, а писать надо».

Сообщается, что социолог Борис Докторов специально привёз из-за рубежа открытку от учеников Игоря Кона, которая была положена в его гроб[49]. В ней было написано: «Учителю, коллеге, другу от его учеников, разлученных со своей родиной, в благодарность за то, что он показал нам, что значит быть публичными интеллектуалами».

Библиография

Приводится выборочный список основных изданий и наиболее ярких статей. Более полная библиография опубликована на сайте И. С. Кона

Файл:Igor Kon's book.jpg
Витрина книжного магазина «Москва», август 2009 г.

Книги

  • Шаблон:Книга:Кон И. С.: Лунный свет на заре
  • Кон И. С. Сексология. — М.: Академия, 2004. — 384 с. — (Серия «Высшее профессиональное образование»). — ISBN 5-7695-1679-8

Статьи и другие публикации

  • Кон И. С. Психология предрассудка: О социально-психологических корнях этнических предубеждений. // «Новый мир», 1966, № 9, с. 187—205
  • Кон И. С. Половая мораль в свете социологии. // «Советская педагогика», 1966, № 12, с. 64—77
  • Кон И. С. Размышления об американской интеллигенции. // «Новый мир», 1968, № 1, с. 175—197
  • Кон И. С. Диалектика развития наций. Ленинская теория наций и современный капитализм. // «Новый мир», 1970, № 3, с. 133—149
  • Кон И. С. Секс, общество, культура // «Иностранная литература», 1970, № 1, с. 243—255
  • К проблеме национального характера. // История и психология. Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анцыферовой М.: Наука 1971, с. 122—158
  • Юность как социальная проблема // Общество и молодежь. Изд. 2, дополненное и переработанное. Составитель В. Д. Кобецкий. М.: Молодая гвардия, 1973, с. 22—51
  • Гомофобия как лакмусовая бумажка российской демократии [10]//Вестник общественного мнения, 2007, № 4 (90), с. 59—69
  • Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не)здоровья [11]// Андрология и генитальная хирургия, 2008, № 4, с. 5—12
  • Сексуальное образование — глобальная задача 21 века [12]// Социология: теория, методы, маркетинг. 2009, № 1, с. 94—114

Примечания

  1. 1,0 1,1 Скончался известный сексолог Игорь Кон. // РосБалт
  2. 2,0 2,1 Скончался известный социолог, философ и сексолог Игорь Кон // РИА Новости, 27 аплеля 2011
  3. Скончался известный российский ученый-сексолог Игорь Кон // Вести, 28 апреля 2011
  4. 4,0 4,1 То, что нельзя. Умер "главный сексолог" СССР и России // Lenta.ru, 28 апреля 2011
  5. The Gold Medal Award.(англ.) // Всемирная ассоциация сексуального здоровья (Проверено 3 мая 2011)
  6. Список зарубежных университетов, в которых И. С. Кон вел исследовательскую и преподавательскую работу, приведен на его сайте в разделе «Curriculum vitae»
  7. И. С. Кон «80 лет одиночества». Москва, Время, 2008.
  8. Полит.ру:Церемония прощания с Игорем Семёновичем Коном состоится в воскресенье 1 мая
  9. В Москве сегодня прощаются с известным ученым Игорем Коном // Эхо Москвы, 1 мая 2011
  10. Монография переведена на немецкий язык: Kon I. S. Der Positivismus in der Soziologie (Akademie-Verlag, Berlin, 1968).
  11. См.: История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред. И.С. Кона. Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР. — М.: Наука, 1979. — 6400 экз.
    Книга переведена на английский язык в изд-ве «Прогресс»: A History of Classical Sociology / Edited by Prof I.S. Kon. Translated by H. Campbell Creighton, M.A. (Oxon). — Moscow: Progress Publishers, 1989. — 376 p. — (Student's Library). — 15230 экз. — ISBN 5-01-001102-6
  12. См. Андреева Г. М. Судьбы социологического позитивизма // Философские науки, 1966, № 3, с.120; Модржинская Е. Д. Полезная книга ленинградского социолога // Вопросы философии, 1966, № 3, с.153-155; Артановский С. [Рецензия]// Советская этнография, 1965, № 6, с.147-149; Гофман А. Б. Классическое и современное. Этюды по истории и теории социологии.— М.: Наука, 2003.— с. 341.
  13. См. Кон И. С. 80 лет одиночества.— М.: Время, 2008.— с. 215. ISBN 978-5-9691-0324-5
  14. Игорь Кон — Николай Крыщук. // «Первое сентября», 13 марта 1999.
  15. [Российская социология на международном рынке идей. См. Таблица 1: Цитирование российских социологов в русскоязычных публикациях по версиям РИНЦ и Web of Science (первые 25 имен)[1]
  16. 16,0 16,1 В. В. Семёнова. Социология молодежи// Социология в России. Под ред. В. А. Ядова. Изд.2. М. 1998, с. 140—141)
  17. Б. Лисин. Психология взросления // Правда, 11 февраля 1980 Л. И. Новикова, М. М. Плоткин. Ценное пособие // Советская педагогика, 1980, № 1, с.133-135; А. В. Мудрик. Социализация человека. М. 2004, с.16-17
  18. 18,0 18,1 См.: Г. А. Комарова [рецензия] //Советская этнография, 1985, № 2,с.158-161;
    А. З. Кукаркин-Шапиро. Методологические проблемы детства в историко-этнографической перспектике // Вопросы психологии, 1989, № 3, с.176-178;
    *В книге известного американского психолога Яна Вальсинера «Психология развития в Советском Союзе» «этнографическому подходу Кона к развитию ребёнка» посвящен особый раздел, причем подчеркивается, что этот подход «более эрудирован, чем его западные аналоги», поскольку «интегрирует историческое, семиотическое, этнографическое и социально-психологическое знание», что редко делается в западноевропейской и североамериканской психологии «Интернационально-ориентированное и высоко философски эрудированное мышление, пронизывающее работы Кона, напоминает русские психологические традиции Вагнера, Выготского, Басова и Северцова, и очень отличается от стиля мышления, господствовавшего в советской психологии между 1930 и 1970 гг… Серьезная интеграция этого течения с другими тенденциями в рамках официального психологического мышления в СССР маловероятна». (J.Valsiner. Developmental Psychology in the Soviet Union. Bloomington, Indiana University Press, 1988 p.303-306).
  19. См., например, высказывание проф. Ядова В. А.
  20. И. С. Кон. Половая мораль в свете социологии // Советская. педагогика, 1966, № 12, с.64-77; Секс, общество, культура // Иностранная литература, 1970, № 1, с.243-255.
  21. А. А. Ткаченко, Г. Е. Введенский, Н. В. Дворянчиков. Судебная сексология. — М.: Медицина, 2001. — С.14.
  22. Кон И. С. Подростковая сексуальность на рубеже ХХ1 века. Социально-педагогический анализ. — Дубна: Феникс+, 2001. — 207 стр
  23. Алова А. Жизнь при СПИДе: готовы ли мы? // Огонек, 1988, № 28, с. 12 — 15.
  24. .Едва ли не первой в стране тревожной публикацией по этому поводу была статья К. «Осторожно: дети. Жертва сексуальной агрессии — ребёнок» в самой многотиражной советской газете «Труд» (1991). В его первой (и единственной в то время) массовой книге по сексологии «Вкус запретного плода» (1992, 1997) совращению детей и подростков посвящен специальный параграф, который был затем помещен в Интернет. Авторитетный «Национальный узел Интернет-безопасности в России» называет его в числе двух первых отечественных Интернет-ресурсов по данному вопросу http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=536. В 1997 году, по просьбе Ассоциации детских психиатров, Кон выступал на Всероссийской конференции «Дети России: насилие и защита» с докладом «Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе», который был затем опубликован параллельно в двух научных журналах, «Социальная и клиническая психиатрия» и «Педагогика». См. Кон И. С. Осторожно: дети. Жертва сексуальной агрессии — ребёнок// Труд, 1991, 24 января Кон И.С Вкус запретного плода. М.: Молодая гвардия, 1992 Кон И.С Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе. //Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РИПКРО, 1997, с. 63-74 Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе // Социальная и клиническая психиатрия, 1998, том 8; Педагогика, 1998, № 5
  25. Вкус запретного плода. Сексология для всех. М.: Семья и школа, 1997—464 с ; Введение в сексологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Олимп — Инфра-М., 1999—285 с; Сексология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 стр.
  26. Игорю Кону вручена золотая медаль Всемирной ассоциации сексуального здоровья
  27. Мужчина в меняющемся мире. М.: «Время», 2009. 495 стр.
  28. См. Кон И. С. Осторожно: дети. Жертва сексуальной агрессии — ребёнок// Труд, 1991, 24 января
  29. Кон И.С Вкус запретного плода. М.: Молодая гвардия, 1992
  30. Эксплуатация детей: очертания проблемы — Центр безопасного Интернета в России
  31. Кон И.С Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе. //Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РИПКРО, 1997, с. 63-74
  32. Совращение детей и сексуальное насилие в междисциплинарной перспективе // Социальная и клиническая психиатрия, 1998, том 8; Педагогика, 1998, № 5
  33. Кунсткамера
  34. http://www.isn.ru/sociology/bulletin/19.rtf
  35. 35,0 35,1 Сергеев И. 2001. Тортом по сексу. Фашиствующие отморозки решили «лечить» нашу мораль // Московский комсомолец, 12 февраля 2001, с. 3
  36. 36,0 36,1 Памяти ученого // Московский комсомолец, 28 апреля 2011
  37. Лениздат.ру «Корреспондент НТВ отрицает обвинения в провокации, выдвинутые оргкомитетом фестиваля „Бок о Бок“»
  38. 80 лет одиночества. М.: «Время», 2008. 432 стр.
  39. См. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. Изд. 2 М .2005, , с.380-391
  40. Заключение по содержанию, направленности и фактическому значению публикаций академика И. С. Кона. М.: 2002, с.74.
  41. Владимир Ядов: «Игорь Кон был выдающимся ученым мирового уровня» // Полит.Ру, 29 апреля 2011
  42. Прощание с Игорем Коном состоится 1 мая // Полит.Ру, 29 апреля 2011
  43. «Могу задремать, перебирая мысли о предстоящем» // Московские новости, 29 апреля 2011
  44. Сайт Профессиональной Психотерапевтической Лиги
  45. Макаров Виктор Викторович в Энциклопедии Практической Психологии
  46. Председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, декан факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата кавалер церковного ордена Дмитрия Донского 2-й степени (см. Димитрий Смирнов на официальном сайте Московского Патриархата)
  47. Эпитафия деннице педофилии И.С. Кону. Протоиерей Димитрий Смирнов удовлетворен тем, что Господь в пасхальные дни освободил россиян от того, чтобы быть согражданами этого человека… // Русская линия, 30 апреля 2011
  48. Игорь Кон как Денница педерастов и педофилов России // Видеозапись Слова протоиерея Димитрия Смирнова на память выдающегося советского и российского ученого, социолога, антрополога, философа и сексолога на You Tube
  49. 49,0 49,1 49,2 49,3 Работа просветителя // Полит.ру, 3 мая 2011

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках