Твила
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (добавлена категория «Иудаизм» с помощью HotCat) |
|||
Строка 79: | Строка 79: | ||
== Источник == | == Источник == | ||
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13072&query=%CE%CC%CE%C2%C5%CD%C8%C5 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Омовение" на основании КЕЭ, том 6, кол. 158–161] | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13072&query=%CE%CC%CE%C2%C5%CD%C8%C5 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Омовение" на основании КЕЭ, том 6, кол. 158–161] | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Иудаизм]] |
Версия 06:20, 15 июля 2011
Источник: | ||||||||||
|
Омов́ение (טְבִילָה, твил́а, буквально `окунание`, `погружение`), обряд, предназначенный для восстановления ритуальной чистоты или для тех случаев, когда необходима большая ритуальная чистота, а также для освящения.
Содержание |
Смысл омовения
Омовение не следует путать с купанием: совершающий омовение должен предварительно выкупаться (Майм. Яд., Микваот 11:16). Тем не менее, между омовением и купанием существует некоторая символическая связь. Как омовение, так и виды скверны и нечистоты, от которых оно очищает, установлены библейским законом и осмыслены законоучителями как ритуальные, а не гигиенические или магические предписания. Это явствует и из объяснения, данного нееврею рабби Иохананом бен Заккаем: «Не труп загрязняет, и не вода очищает. Это веление Бога, и нам нельзя подвергать его сомнению» (Чис. Р. 19:4).
Омовение характерно для большинства древних религий. В различных формах оно сохраняет свою важность также в христианстве и исламе. В иудаизме был ряд сект, придававших особенно большое значение омовению. Так, ессеи и Кумранская община настаивали на частом совершении омовения. В Тосефте (Тосеф., Яд. 2:20) упоминаются товлей шахарит (`совершающие утренние омовения`), — по-видимому, особая группа в рамках фарисейского течения.
Виды омовения
В еврейской традиции существуют три типа омовений, соответствующих типу скверны: полное омовение, омовение рук и ног и омовение рук.
Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно совершаться либо в маим хаим (`живой воде`), то есть в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в микве. Человек или предмет, подлежащий омовению, должен быть физически чистым, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи.
По закону достаточно одного такого омовения, однако стало обычным совершать троекратное омовение. Полное омовение требуется в большинстве случаев ритуальной нечистоты, установленных в Пятикнижии.
Особую важность омовение имело для священников, так как для участия в храмовой службе и принятия в пищу «священного» они должны были быть чисты. Во время службы в Иом-Киппур первосвященник совершал омовение пять раз. Даже сам вход в Храм был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист.
Однако среди фарисеев вошло в обычай поддерживать ритуальную чистоту все время. Полное омовение стало также частью церемонии перехода в иудаизм, хотя и существуют разногласия по поводу того, требуется ли омовение мужчин в дополнение к обрезанию, или же вместо него (Иев. 46а).
"Проблема рыжей коровы"
Со времени разрушения Храма законы о поддержании ритуальной чистоты утратили практическое значение из-за отсутствия пепла рыжей коровы, необходимого для обряда очищения. С этого времени всякий еврей пребывает, в сущности, в состоянии ритуальной нечистоты.
Единственный вид полного омовения, выполняемый и поныне, — омовение женщин после менструации и омовение прозелитов, так как в этих случаях не требуется пепла рыжей коровы, а очищение необходимо не только для сугубо священных целей. Омовение делает такую женщину дозволенной для мужчины, а прозелита наделяет статусом еврея.
Особые случаи и технология омовения
В дополнение к случаям, упомянутым в Библии, законоучители постановили, чтобы после полового сношения (а для мужчины — после любого семяизвержения) совершалось полное омовение для восстановления ритуальной чистоты, нужной для молитвы и изучения Торы.
Поскольку это — раввинистическое установление, погружение в водопроводную воду или даже обливание 9 кавами (по различным расчетам, от 10 до 17 литров) воды считалось достаточным. Это установление приписывалось Эзре, однако не получило всеобщего признания и впоследствии было официально отменено (Бр. 21б–22а; Майм. Яд., Криат Шма 4:8).
Тем не менее, благочестивые евреи соблюдают это установление, равно как и обычай полного омовения, перед важнейшими праздниками, особенно — Иом-Киппур. Некоторые хасидские группы совершают полное омовение перед утренней молитвой (Шахарит) и перед наступлением субботы.
В некоторых общинах существовал обычай омовения тела усопшего в микве, однако многие раввины резко возражали против этого обычая на том основании, что он может оттолкнуть женщин от посещения микве в соответствии с предписанием библейского закона, поэтому есть отдельные микве для усопших. Наиболее распространенный обычай — омовение усопшего девятью кавами (см. выше) воды.
Омовение ниды и прозелита требует каваны (буквально `намерения`, то есть осознания цели) — со стороны совершающего обряд и произнесения бенедикции. Прозелит произносит бенедикцию после омовения.
Совершенное в подобающее время, омовение считается мицвой и может быть совершено в субботу и даже (кроме ниды) в Иом-Киппур и Девятое Ава, то есть в дни, когда купание возбраняется. За исключением нидды, в том числе роженицы, чье омовение совершается после наступления темноты, всякое омовение производится днем.
Законы омовения стремились соблюдать и марраны, особенно женщины в состоянии ниды, но из-за отсутствия микве им приходилось ограничиваться купанием (их мужья спали отдельно вплоть до такого очищения). Инквизиция преследовала за выполнение этих обычаев, видя в них проявление приверженности к иудаизму.
Омовение рук и ног было необходимым для священников перед участием в храмовой службе (Исх. 30:17–21).
Омовение рук (нетилат ядаим) — наиболее распространенный вид омовения. Такое омовение производится либо погружением в воду рук до запястья, либо выливанием 1/4 лога (по различным расчетам, от 0,09 до 0,25 литра; см. Веса и меры) на обе руки из широкогорлого сосуда с неповрежденным краем; воду следует вылить на всю руку до запястья, однако Омовение считается действительным, даже если смочены только пальцы до второго сустава включительно. Руки должны быть чистыми, и на них не должно быть прилипших частиц; кольца следует снять, чтобы вода могла омыть всю поверхность руки. Нельзя употреблять воду, которой уже пользовались в каких-либо целях. Вода не должна быть горячей и окрашенной. Вошло в обычай поливать каждую руку трижды. Омовение рук может совершаться и в «живой воде» (см. выше).
Омовение рук — раввинистическое установление, цель которого — устранить ритуальную нечистоту рук (тум’ат ядаим).
Упоминания в ТАНАХе
В ТАНАХе омовение рук упоминается лишь однажды (Лев. 15:11). Согласно одной традиции, концепция ритуальной нечистоты рук и соответственно их омовение — установление царя Соломона, согласно другим — учеников рабби Ѓилеля и рабби Шаммая (Шаб. 14а–б).
Предполагается, что этот обычай восходит к омовению рук, которое совершали священники перед тем, как приступить к принятию священной пищи. Ритуальное омовение рук, соблюдаемое в наши дни, совершается перед принятием в пищу хлеба, а также другой пищи, которую едят руками, если на ней есть следы определенных жидкостей (но в последнем случае — без бенедикции).
Согласно раввинистическим авторитетам, омовение рук после трапезы перед произнесением благодарственной молитвы не менее важно. Существует и рационалистическое объяснение этого — необходимость удалить соль, которая может пристать к рукам и причинить затем вред глазам (Эр. 17б). Возможно, что этот обряд происходит от существовавшего в то время римского застольного обычая.
Начиная со средних веков левиты омывают руки коэнам перед совершением последними благословения (биркат-коханим), поэтому сосуд для омовения рук стал геральдическим символом левитов и часто изображается на их надгробиях.
Омовение рук требуется и во многих других случаях, иногда — по гигиеническим соображениям, иногда — вследствие предрассудков. Список случаев, когда следует производить омовение рук, был составлен в XIII в. Шимшоном бен Цадоком. В списке упоминается омовение рук сразу после того, как встают с постели (для того, чтобы отогнать злых духов перед молитвой), после посещения отхожего места, при выходе с кладбища и в других случаях.
К особым обрядам относится омовение предметов. Кухонная и столовая утварь из металла или стекла (относительно керамической и фарфоровой посуды существуют разногласия), даже новая, должна быть омыта в микве, если она приобретена у нееврея, так как существует возможность, что эта утварь соприкасалась с некашерной пищей. Такое омовение также сопровождается бенедикцией.
Реформистский иудаизм не признает ритуальное омовение. Об омовении покойников см. Погребение.