"hалаха ле-Моше ми-Синай" ("закон от Моше с Синая")
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 43: | Строка 43: | ||
* [http://toldot.ru/tora/articles/articles_873.html?template=83 Хаим Шиммель, Истоки Устного закона], издательство "Швут Ами".] | * [http://toldot.ru/tora/articles/articles_873.html?template=83 Хаим Шиммель, Истоки Устного закона], издательство "Швут Ами".] | ||
* [http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%9C%D7%9B%D7%94_%D7%9C%D7%9E%D7%A9%D7%94_%D7%9E%D7%A1%D7%99%D7%A0%D7%99 hалаха ле-Моше ми-Синай (ивритская Википедия)] | * [http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%9C%D7%9B%D7%94_%D7%9C%D7%9E%D7%A9%D7%94_%D7%9E%D7%A1%D7%99%D7%A0%D7%99 hалаха ле-Моше ми-Синай (ивритская Википедия)] | ||
+ | |||
+ | == Примечания == | ||
+ | |||
<references/> | <references/> | ||
[[Категория:Устный Закон]] | [[Категория:Устный Закон]] |
Версия 07:14, 27 июня 2011
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
27/06/2011 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
hалаха ле-Моше ми-Синай (הלכה למשה מסיני "закон от Моше с Синая") - законы, по строгости и авторитетности равные деорайта, но не имеюшие опоры в тексте Торы. Считается, что эти законы были переданы Моше на Синае вместе с письменной Торой, но не записаны в ней.[1]
Содержание |
Классификация заповедей
См. Деорайта#Классификация заповедей
Законы, относящиеся к этой категории
К законам от Моше с Синая относятся, в частности:
- правила написания свитка Торы[2],
- величины единиц длины, веса, объёма, а также размеры некоторых предметов, требуемые hалахой,
- законы тфилин,
- законы шхиты,
- некоторые законы отделения пеа и килаим,
- и многие другие[3].
Неоднозначность источника
Иногда формулировка "я получил от учителя, а он - от своего учителя, и так до закона от Моше с Синая" используется в Мишне для обоснования закона, такого древнего и такого авторитетного, как будто он передан от самого Моше, но при этом с утерянным источником. При этом судя по деталям закона, имеющим отношение к жизни евреев послебиблейской эпохи, ясно, что он не мог быть сформулирован во времена Исхода из Египта[4]. Запрещение читать в шабат при свете свечи - чтобы случайно не поправить фитиль - это постановление мудрецов, но Иерусалимский Талмуд[5] называет его "закон от Моше с Синая".
В агаде, приведённой в Талмуде[6], рабби Акива выводит горы законов из мельчайших деталей Писания, но некоторые законы он не выводит, а ограничивается констатацией: "это закон от Моше с Синая". Удивлённый Моше слышит эти законы впервые (судя по тому, что он их не понимает). Таким образом, в этой агаде утверждается, что и новые законы могут считаться "законом от Моше с Синая".
Источники
- Хаим Шиммель, Истоки Устного закона, издательство "Швут Ами".]
- hалаха ле-Моше ми-Синай (ивритская Википедия)