"hалаха ле-Моше ми-Синай" ("закон от Моше с Синая")
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 14: | Строка 14: | ||
}} | }} | ||
{{Начало_работы}} | {{Начало_работы}} | ||
- | '''hалаха ле-Моше ми-Синай''' (הלכה למשה מסיני "закон от Моше с Синая") - законы, по строгости и авторитетности равные [[деорайта]], но не имеюшие опоры в тексте Торы. Считается, что эти законы были переданы Моше на Синае вместе с письменной Торой, но не записаны в ней.<ref>Например, Мишна Пеа, 2:6 | + | '''hалаха ле-Моше ми-Синай''' (הלכה למשה מסיני "закон от Моше с Синая") - законы, по строгости и авторитетности равные [[деорайта]], но не имеюшие опоры в тексте Торы. Считается, что эти законы были переданы Моше на Синае вместе с письменной Торой, но не записаны в ней.<ref>Например, Мишна Пеа, 2:6.</ref> |
+ | == Классификация заповедей == | ||
+ | |||
+ | См. [[Деорайта#Классификация заповедей]] | ||
+ | |||
+ | {{также|Соотношение_понятий_"Галаха",_"hидур"_и_"хумра"_в_различных_направлениях_ортодоксального_иудаизма}} | ||
+ | == Законы, относящиеся к этой категории == | ||
+ | |||
+ | К законам от Моше с Синая относятся, в частности: | ||
+ | * правила написания [[свитка Торы]]<ref>Софрим, 1</ref>, | ||
+ | * величины единиц длины, веса, объёма, а также размеры некоторых предметов, требуемые hалахой, | ||
+ | * законы [[тфилин]], | ||
+ | * законы [[шхиты]], | ||
+ | * некоторые законы отделения [[пеа]] и [[килаим]], | ||
+ | * и многие другие<ref>Шабат, 28б; предисловие Рамбама к Мишне</ref>. | ||
== Неоднозначность источника == | == Неоднозначность источника == | ||
- | + | Иногда формулировка "я получил от учителя, а он - от своего учителя, и так до закона от Моше с Синая" используется в Мишне для обоснования закона, такого древнего и такого авторитетного, как будто он передан от самого Моше, но при этом с утерянным источником. При этом судя по деталям закона, имеющим отношение к жизни евреев послебиблейской эпохи, ясно, что он не мог быть сформулирован во времена Исхода из Египта<ref>Мишна Ядаим, 4:3; Мишна Эдуйот, 8:7</ref>. Запрещение читать в шабат при свете свечи - чтобы случайно не поправить фитиль - это постановление мудрецов, но Иерусалимский Талмуд<ref>Шабат 1:3.</ref> называет его "закон от Моше с Синая". | |
- | + | ||
В агаде, приведённой в Талмуде<ref>Менахот, 29б</ref>, рабби Акива выводит горы законов из мельчайших деталей Писания, но некоторые законы он не выводит, а ограничивается констатацией: "это закон от Моше с Синая". Удивлённый Моше слышит эти законы впервые (судя по тому, что он их не понимает). Таким образом, в этой агаде утверждается, что и новые законы могут считаться "законом от Моше с Синая". | В агаде, приведённой в Талмуде<ref>Менахот, 29б</ref>, рабби Акива выводит горы законов из мельчайших деталей Писания, но некоторые законы он не выводит, а ограничивается констатацией: "это закон от Моше с Синая". Удивлённый Моше слышит эти законы впервые (судя по тому, что он их не понимает). Таким образом, в этой агаде утверждается, что и новые законы могут считаться "законом от Моше с Синая". | ||
- | |||
- | |||
{{также|Деорайта|Дерабанан}} | {{также|Деорайта|Дерабанан}} | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
== Источники == | == Источники == |
Версия 07:11, 27 июня 2011
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
27/06/2011 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
hалаха ле-Моше ми-Синай (הלכה למשה מסיני "закон от Моше с Синая") - законы, по строгости и авторитетности равные деорайта, но не имеюшие опоры в тексте Торы. Считается, что эти законы были переданы Моше на Синае вместе с письменной Торой, но не записаны в ней.[1]
Содержание |
Классификация заповедей
См. Деорайта#Классификация заповедей
Законы, относящиеся к этой категории
К законам от Моше с Синая относятся, в частности:
- правила написания свитка Торы[2],
- величины единиц длины, веса, объёма, а также размеры некоторых предметов, требуемые hалахой,
- законы тфилин,
- законы шхиты,
- некоторые законы отделения пеа и килаим,
- и многие другие[3].
Неоднозначность источника
Иногда формулировка "я получил от учителя, а он - от своего учителя, и так до закона от Моше с Синая" используется в Мишне для обоснования закона, такого древнего и такого авторитетного, как будто он передан от самого Моше, но при этом с утерянным источником. При этом судя по деталям закона, имеющим отношение к жизни евреев послебиблейской эпохи, ясно, что он не мог быть сформулирован во времена Исхода из Египта[4]. Запрещение читать в шабат при свете свечи - чтобы случайно не поправить фитиль - это постановление мудрецов, но Иерусалимский Талмуд[5] называет его "закон от Моше с Синая".
В агаде, приведённой в Талмуде[6], рабби Акива выводит горы законов из мельчайших деталей Писания, но некоторые законы он не выводит, а ограничивается констатацией: "это закон от Моше с Синая". Удивлённый Моше слышит эти законы впервые (судя по тому, что он их не понимает). Таким образом, в этой агаде утверждается, что и новые законы могут считаться "законом от Моше с Синая".
Источники
- Хаим Шиммель, Истоки Устного закона, издательство "Швут Ами".]
- hалаха ле-Моше ми-Синай (ивритская Википедия)