"hалаха ле-Моше ми-Синай" ("закон от Моше с Синая")
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{О_статье |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР=2 |УРОВЕНЬ=1 |КАЧЕСТВО= |АВТОР1= |АВТОР2= |АВТОР3= |ВИКИПЕДИЯ…») |
|||
Строка 13: | Строка 13: | ||
|ДАТА СОЗДАНИЯ=27/06/2011 | |ДАТА СОЗДАНИЯ=27/06/2011 | ||
}} | }} | ||
+ | {{Начало_работы}} | ||
'''hалаха ле-Моше ми-Синай''' (הלכה למשה מסיני "закон от Моше с Синая") - законы, по строгости и авторитетности равные [[деорайта]], но не имеюшие опоры в тексте Торы. Считается, что эти законы были переданы Моше на Синае вместе с письменной Торой, но не записаны в ней.<ref>Например, Мишна Пеа, 2:6; </ref> | '''hалаха ле-Моше ми-Синай''' (הלכה למשה מסיני "закон от Моше с Синая") - законы, по строгости и авторитетности равные [[деорайта]], но не имеюшие опоры в тексте Торы. Считается, что эти законы были переданы Моше на Синае вместе с письменной Торой, но не записаны в ней.<ref>Например, Мишна Пеа, 2:6; </ref> | ||
- | Однако иногда формулировка "я получил от учителя, а он - от своего учителя, и так до закона от Моше с Синая" используется в Мишне для обоснования закона, такого древнего и такого авторитетного, как будто он передан от самого Моше, но при этом с утерянным источником. | + | |
+ | == Неоднозначность источника == | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Однако иногда формулировка "я получил от учителя, а он - от своего учителя, и так до закона от Моше с Синая" используется в Мишне для обоснования закона, такого древнего и такого авторитетного, как будто он передан от самого Моше, но при этом с утерянным источником. При этом судя по деталям закона, имеющим отношение к жизни евреев послебиблейской эпохи, ясно, что он не мог быть сформулирован во времена Исхода из Египта<ref>Мишна Ядаим, 4:3; Мишна Эдуйот, 8:7</ref>. Запрещение читать в шабат при свете свечи - чтобы случайно не поправить фитиль - это постановление мудрецов, но Иерусалимский Талмуд<ref>Шабат 1:3.</ref> называет его "закон от Моше с Синая". | ||
+ | |||
+ | В агаде, приведённой в Талмуде<ref>Менахот, 29б</ref>, рабби Акива выводит горы законов из мельчайших деталей Писания, но некоторые законы он не выводит, а ограничивается констатацией: "это закон от Моше с Синая". Удивлённый Моше слышит эти законы впервые (судя по тому, что он их не понимает). Таким образом, в этой агаде утверждается, что и новые законы могут считаться "законом от Моше с Синая". | ||
К законам от Моше с Синая относятся правила написания свитка Торы<ref>Софрим, 1</ref> | К законам от Моше с Синая относятся правила написания свитка Торы<ref>Софрим, 1</ref> |
Версия 06:49, 27 июня 2011
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
27/06/2011 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
hалаха ле-Моше ми-Синай (הלכה למשה מסיני "закон от Моше с Синая") - законы, по строгости и авторитетности равные деорайта, но не имеюшие опоры в тексте Торы. Считается, что эти законы были переданы Моше на Синае вместе с письменной Торой, но не записаны в ней.[1]
Неоднозначность источника
Однако иногда формулировка "я получил от учителя, а он - от своего учителя, и так до закона от Моше с Синая" используется в Мишне для обоснования закона, такого древнего и такого авторитетного, как будто он передан от самого Моше, но при этом с утерянным источником. При этом судя по деталям закона, имеющим отношение к жизни евреев послебиблейской эпохи, ясно, что он не мог быть сформулирован во времена Исхода из Египта[2]. Запрещение читать в шабат при свете свечи - чтобы случайно не поправить фитиль - это постановление мудрецов, но Иерусалимский Талмуд[3] называет его "закон от Моше с Синая".
В агаде, приведённой в Талмуде[4], рабби Акива выводит горы законов из мельчайших деталей Писания, но некоторые законы он не выводит, а ограничивается констатацией: "это закон от Моше с Синая". Удивлённый Моше слышит эти законы впервые (судя по тому, что он их не понимает). Таким образом, в этой агаде утверждается, что и новые законы могут считаться "законом от Моше с Синая".
К законам от Моше с Синая относятся правила написания свитка Торы[5]
Классификация заповедей
См. Деорайта#Классификация заповедей
Источники
- Хаим Шиммель, Истоки Устного закона, издательство "Швут Ами".]
- hалаха ле-Моше ми-Синай (ивритская Википедия)