Салантер, Исраэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Karkaix (Обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
Karkaix (Обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
||
Строка 62: | Строка 62: | ||
:[[fr:Israël de Salant]] | :[[fr:Israël de Salant]] | ||
:[[he:ישראל מסלנט]] | :[[he:ישראל מסלנט]] | ||
- | :[[ru: | + | :[[ru:Салантер Исраэль]] |
Версия 06:40, 24 июня 2011
Регулярная статья | |
Кобринский, Александр Михайлович | |
23.06.2011 | |
Раби Исраэль Салантер (3 ноября 1810, Жагаре, Литва — 2 февраля 1883, Кёнигсберг)
Содержание |
Биография
Родился в религиозной еврейской семье: отец р. Зеев Вольф бен Арье Лейб Липкин возглавлял в Жагоре иешиву.
В двенадцатилитнем возрасте С. женился на дочери раввина из города Саланта и взял фамилию Салантер (по названию города, в котором жил).
В возрасте 14 лет послал свои хидушим (аналитические комментарии к Талмуду) одному из высших галахических авторитетов Европы р. Акиве Эгеру и получил одобрительный отзыв.
Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Йосефом Зунделем, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в иешивах раввина Хаима из Воложина и раввина Акивы Эгера, а еще раньше — в доме учения Виленского Гаона, сформулировавшего исходный постулат будущей школы мусара: "Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!".
В 1840 году начал преподавать в иешиве города Вильно. Главное внимание уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию.
В 1842 году оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») раввина Бахьи ибн Пакуды и «Месилат йешарим» («Путь праведных») раввина Моше Хаима Луцатто (Рамхаля).
Когда в 1848 году в Вильно вспыхнула эпидемия холеры раввин Салантер, собрав благотворительные средства, арендовал больницу. В ней работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В субботние дни следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами, — ведь, когда жизни человека угрожает опасность, отменяются все запреты шаббата. В эти трагические дни он и его ученики публично совершали запрещенные в субботу действия по уходу за больными — например, рубили дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду.
В 1857 году он отправился в Германию, приняв предложение прочитать студентам Кёнигсбергского университета курс лекций по иудаизму. В результате его лекции и его учение получили признание среди немецких ортодоксов, и в 1860 году, переехав в прусский город Мемель (ныне Клайпеда, Литва), он стал издавать еженедельный журнал «Ха-твуна», пропагандировавший идеологию мусар.
В 1880—1882 гг. жил в Париже, где занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений.
В 1882 году вернулся в Кёнигсберг.
Личность и учение раввина Исраэля Салантера оказали заметное влияние на развитие ортодоксального еврейства.
После его смерти по вопросу — должен ли "мусар" стать в иешивах частью учебной программы — столкнулись разнополюсные мнения. Некоторые раввины считали этический самоанализ опасным для психического здоровья.
Сыновья
- Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов,
- Ицхак Липкин — раввин,
- Иомтов-Липман Изрилевич Липкин [1845(?)—75] — выдающийся математик и механик (умер от оспы).
Из творческого наследия
- «Иггерет ха-мусар» («Послание о морали»), 1858.
- «Имрей бина» («Разумные речения»), 1878.
- «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева»), 1883.