Салантер, Исраэль

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Биография)
(Биография)
Строка 22: Строка 22:
В возрасте 14 лет Салантер послал свои хидушим  (аналитические комментарии к Талмуду) одному из высших галахических авторитетов Европы равву Акиве Эйгеру, назвавшему эти заметки "гениальными из гениальных".  
В возрасте 14 лет Салантер послал свои хидушим  (аналитические комментарии к Талмуду) одному из высших галахических авторитетов Европы равву Акиве Эйгеру, назвавшему эти заметки "гениальными из гениальных".  
-
После такого отзыва духовным наставником С. стал  р. Йосеф-Зундель (ближайший ученик  р. Акивы Эйгера). Согласно преданию р. Йосеф-Зундель ежедневно уединялся в ближайшей роще, где изучал «Месилат йешарим» («Путь праведных») - этический трактат р. Хаима-Моше Луцатто (итальянского раввина 18 века). Заметив поблизости молодого наблюдателя р. Йосеф-Зундель сказал ему: «Исроилке, займись книгами мусара (этики) и станешь по-настоящему богобоязненным евреем».
+
После такого отзыва духовным наставником С. стал  р. Йосеф-Зундель (ближайший ученик  р. Акивы Эйгера). Согласно преданию р. Йосеф-Зундель ежедневно уединялся в ближайшей роще, где изучал «Месилат йешарим» («Путь праведных») этический трактат р. Хаима-Моше Луцатто (итальянского раввина 18 века). Заметив поблизости молодого наблюдателя, р. Йосеф-Зундель сказал ему: «Исроилке, займись книгами мусара (этики) и станешь по-настоящему богобоязненным евреем».
-
Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в ешивах р. Хаима из Воложина и р. Акивы Эйгера, а еще раньше – в доме учения Виленского Гаона, сформулировавшего исходный постулат будущей школы мусара: "Основа человеческой жизни постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!".  
+
Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в ешивах р. Хаима из Воложина и р. Акивы Эйгера, а еще раньше – в доме учения Виленского Гаона, сформулировавшего исходный постулат будущей школы мусара: "Основа человеческой жизни постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!".  
В 1840 году равви Исраэль Салантер начал преподавать в знаменитой виленской ешиве Рамайлес. Главное внимание С. уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию, а так же заповедям в отношении ближних.  
В 1840 году равви Исраэль Салантер начал преподавать в знаменитой виленской ешиве Рамайлес. Главное внимание С. уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию, а так же заповедям в отношении ближних.  
Строка 30: Строка 30:
В 1842 году раввин Салантер оставил ешиву Рамайлес и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара – таких, как Ховот алевавот (Обязанности сердец) р. Бахьи ибн Пакуды и Месилат йешарим р. Моше-Хаима Луцато (Рамхаля).
В 1842 году раввин Салантер оставил ешиву Рамайлес и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара – таких, как Ховот алевавот (Обязанности сердец) р. Бахьи ибн Пакуды и Месилат йешарим р. Моше-Хаима Луцато (Рамхаля).
-
В 1848 году царским правительством в Вильно было основано училище, которое должно было готовить раввинов «нового типа» (просвещенных, образованных, знающих русский язык). Исраэлю Салантеру предложили место преподавателя Мишны, но он отказался. Как показало время, такое решение оказалось дальновидным, потому что из-за вольномыслия царствовашего в этом учебном заведении дорогу раввина выбирали лишь единицы.  
+
В 1848 году царским правительством в Вильно было основано училище, которое должно было готовить раввинов «нового типа» (просвещенных, образованных, знающих русский язык). Исраэлю Салантеру предложили место преподавателя, но он отказался. Как показало время, такое решение оказалось дальновидным, потому что из-за вольномыслия царствовашего в этом учебном заведении дорогу раввина выбирали лишь единицы.  
-
В том же 1848 году в Вильно вспыхнула эпидемия холеры — болезни, которую в то время практически не умели лечить. Собрав значительные благотворительные средства, С. арендовал больницу, рассчитанную на полторы тысячи коек. В ней посменно, круглые сутки работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В субботние дни следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами, — ведь, когда жизни человека угрожает опасность, отменяются все запреты шабата. В эти трагические дни он и его ученики публично совершали запрещенные в субботу действия по уходу за больными — например, рубили дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду.
+
В том же 1848 году в Вильно вспыхнула эпидемия холеры, которую в то время практически не умели лечить. Собрав значительные благотворительные средства, С. арендовал больницу, рассчитанную на полторы тысячи коек. В ней посменно, круглые сутки работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В субботние дни следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами, — ведь, когда жизни человека угрожает опасность, отменяются все запреты шабата. В эти трагические дни он и его ученики публично совершали запрещенные в субботу действия по уходу за больными — например, рубили дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду.
В 1857 году он отправился в Германию, приняв предложение прочитать студентам Кенигсбергского университета курс лекций по иудаизму. Его эрудиция и энергия нашли признание также среди немецких ортодоксов, и в 1860 году, переехав в прусский город [[Мемель]] (ныне Клайпеда, Литва), С. стал издавать еженедельный журнал «Ха-твуна», пропагандировавший идеологию мусар. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки.  
В 1857 году он отправился в Германию, приняв предложение прочитать студентам Кенигсбергского университета курс лекций по иудаизму. Его эрудиция и энергия нашли признание также среди немецких ортодоксов, и в 1860 году, переехав в прусский город [[Мемель]] (ныне Клайпеда, Литва), С. стал издавать еженедельный журнал «Ха-твуна», пропагандировавший идеологию мусар. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки.  

Версия 17:56, 23 июня 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Дата создания: 23.06.2011

Раби Исраэль Салантер (3 ноября 1810, Жагаре, Литва - 2 февраля 1883, Кёнигсберг)

Биография

Родился в религиозной еврейской семье: отец, р. Зеев-Вольф Липкин, возглавлял в Жагоре иешиву.

В двенадцатилитнем возрасте С. женился на дочери р. Яакова Эйзенштейна из города Саланта.

Раввин Яаков Эйзенштейн, у которого Исраэль поселился, взял на себя заботы о материальном обеспечении молодой семьи и дал зятю возможность продолжить религиозное образование: тогда же Исраэль отказался от фамилии Липман, взяв фамилию Салантер (по названию города, в котором жил).

В возрасте 14 лет Салантер послал свои хидушим (аналитические комментарии к Талмуду) одному из высших галахических авторитетов Европы равву Акиве Эйгеру, назвавшему эти заметки "гениальными из гениальных".

После такого отзыва духовным наставником С. стал р. Йосеф-Зундель (ближайший ученик р. Акивы Эйгера). Согласно преданию р. Йосеф-Зундель ежедневно уединялся в ближайшей роще, где изучал «Месилат йешарим» («Путь праведных») — этический трактат р. Хаима-Моше Луцатто (итальянского раввина 18 века). Заметив поблизости молодого наблюдателя, р. Йосеф-Зундель сказал ему: «Исроилке, займись книгами мусара (этики) и станешь по-настоящему богобоязненным евреем».

Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в ешивах р. Хаима из Воложина и р. Акивы Эйгера, а еще раньше – в доме учения Виленского Гаона, сформулировавшего исходный постулат будущей школы мусара: "Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!".

В 1840 году равви Исраэль Салантер начал преподавать в знаменитой виленской ешиве Рамайлес. Главное внимание С. уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию, а так же заповедям в отношении ближних.

В 1842 году раввин Салантер оставил ешиву Рамайлес и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара – таких, как Ховот алевавот (Обязанности сердец) р. Бахьи ибн Пакуды и Месилат йешарим р. Моше-Хаима Луцато (Рамхаля).

В 1848 году царским правительством в Вильно было основано училище, которое должно было готовить раввинов «нового типа» (просвещенных, образованных, знающих русский язык). Исраэлю Салантеру предложили место преподавателя, но он отказался. Как показало время, такое решение оказалось дальновидным, потому что из-за вольномыслия царствовашего в этом учебном заведении дорогу раввина выбирали лишь единицы.

В том же 1848 году в Вильно вспыхнула эпидемия холеры, которую в то время практически не умели лечить. Собрав значительные благотворительные средства, С. арендовал больницу, рассчитанную на полторы тысячи коек. В ней посменно, круглые сутки работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В субботние дни следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами, — ведь, когда жизни человека угрожает опасность, отменяются все запреты шабата. В эти трагические дни он и его ученики публично совершали запрещенные в субботу действия по уходу за больными — например, рубили дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду.

В 1857 году он отправился в Германию, приняв предложение прочитать студентам Кенигсбергского университета курс лекций по иудаизму. Его эрудиция и энергия нашли признание также среди немецких ортодоксов, и в 1860 году, переехав в прусский город Мемель (ныне Клайпеда, Литва), С. стал издавать еженедельный журнал «Ха-твуна», пропагандировавший идеологию мусар. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки.

В 1880—1882 гг. С. жил в Париже, где занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений.

В 1882 году вернулся в Кенигсберг.

Личность и учение Салантера оказали огромное влияние на развитие ортодоксального еврейства, хотя в литовской общине его высказывания и поступки нередко вызывали активное неприятие.

После смерти р.Салантера, вокруг вопроса, должен ли "мусар" стать частью учебной программы иешив, развернулась бурная полемика, поскольку ряд раввинов полагали подобное изучение пустой тратой времени, необходимого для изучения Торы (битуль Тора). Эти раввины считали более полезным сосредоточиться исключительно на изучении Талмуда, и предупреждали, что излишней этический самоанализ не полезен для психического здоровья. Тем не менее, регулярные занятия по мусару проводятся во многих уважаемых иешивах.

Важнейшие работы раввина Исраэля Салантера: «Иггерет ха-мусар» («Послание о морали», 1858), «Имрей бина» («Разумные речения», 1878), «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева», 1883).

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках