Салантер, Исраэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Karkaix (Обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4 | АВТОР1 = | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | ПОДТЕМА = | К…») |
Karkaix (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 8: | Строка 8: | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
| УРОВЕНЬ = | | УРОВЕНЬ = | ||
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | + | | ДАТА СОЗДАНИЯ = 23.06.2011 |
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
- | + | }} | |
'''Раби Исраэль Салантер''' ([[3 ноября]] [[1810 год|1810]], [[Жагаре]] - [[2 февраля]] [[1883 год|1883]], [[Кёнигсберг]]) | '''Раби Исраэль Салантер''' ([[3 ноября]] [[1810 год|1810]], [[Жагаре]] - [[2 февраля]] [[1883 год|1883]], [[Кёнигсберг]]) | ||
Версия 16:01, 23 июня 2011
Текст унаследован из Википедии | |
23.06.2011 | |
Раби Исраэль Салантер (3 ноября 1810, Жагаре - 2 февраля 1883, Кёнигсберг)
Р. Салантер родился в небольшом литовском местечке Жагора, где его отец, р. Зеев-Вольф Липкин, возглавлял иешиву. Отец стал первым учителем Исраэля.
В то время восточноевропейские евреи нередко вступали в брак в очень юном возрасте. Поэтому уже в 12 лет Исраэль женился на дочери р. Яакова Эйзенштейна из г. Саланта. Как это было принято, молодые поселились у тестя, который взял на себя заботы о материальном обеспечении семьи, дав зятю возможность продолжить религиозное образование. Тогда же Исраэль отказался от фамилии Липман, взяв фамилию Салантер, то есть - из Саланты.
В возрасте 14 лет р. Салантер послал свои хидушим (аналитические комментарии к Талмуду) одному из высших галахических авторитетов Европы р. Акиве Эйгеру, назвавшему эти заметки "гениальными из гениальных". Другие современники, так же восхищавшиеся познаниями юного талмудиста, называли его «маленьким Альфаси »
Основным наставником стал р. Йосеф-Зундель, ближайший ученик р. Акивы Эйгера. Внешне Р. Йосеф-Зундель вел себя как простой торговец, заботящийся лишь о хлебе насущном. Мало кто знал, что он ежедневно уединялся в ближайшей роще, где изучал «Месилат йешарим» («Путь праведных») - этический трактат р. Хаима-Моше Луцатто, итальянского раввина 18 века.. Согласно преданию, р. Йосеф-Зундель заметил, что за ним кто-то наблюдает за ним. Внимательно приглядевшись, он заметил молодого р. Салантера, и сказал ему: «Исроилке, займись книгами мусара (этики) и станешь по-настоящему богобоязненным евреем». С тех пор они начали заниматься вместе».
Большинство из методов духовной работы, которые р. Салантер впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Йосефом-Зунделем. В свою очередь, р. Йосеф-Зундель развивал те методы воспитания, которые были апробированы в ешивах р. Хаима из Воложина и р. Акивы Эйгера, а еще раньше – в доме учения Виленского Гаона – ведь именно Гаон сформулировал исходный постулат будущей школы мусара: "Основа человеческой жизни – постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!".
В 1840 году р. Салантер начал преподавать в знаменитой виленской ешиве Рамайлес. Его уроки по Талмуду и галахе пользовались большой популярностью. Однако главное внимание р. Салантер уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию, а так же заповедям в отношении ближних. Своих учеников р. Исраэль призывал относиться к заповедям "бейн адам лехаверо" хотя бы с той же педантичностью и серьезностью, как они относятся к запретам субботы или к законам о кошерности пищи. Разработанная им этическая система получила название мусар (этика).
В 1842 году р. Салантер оставил ешиву Рамайлес и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), занятия в котором строились на изучении классических книг мусара – таких, как Ховот алевавот (Обязанности сердец) р. Бахьи ибн Пакуды и Месилат йешарим р. Моше-Хаима Луцато (Рамхаля ).
Разумеется, р. Салантер не ограничивался проповедями и поучениями. Сохранилось множество рассказов о том, как он лично воплощал в жизнь собственные принципы. Так, согласно одному из преданий, накануне Йом Кипура р. Салантер не пришел в синагогу. Община встревожилась, не заболел ли внезапно раввин, не случилось ли несчастье. Молитву без него не начинали. Пока евреи ждали, одна молодая женщина из общины стала волноваться: она оставила грудного ребенка спящим в колыбели, так как думала, что будет отсутствовать недолго, а теперь побежала посмотреть, все ли с ним в порядке. Когда она вошла в дом, то увидела, что ребенка баюкает р. Исраэль. По дороге в синагогу он услышал плач ребенка и, раз мать, очевидно, ушла на службу, вошел в дом, чтобы успокоить малыша.
Согласно другому преданию, как-то, идя по городу, раби Исраэль Салантер встретил бедную вдову, которая горько плакала, узнав, что ее второго сына забирают в рекруты, так как богатый член общины подкупил чиновников, чтобы не взяли его детей. Руководство общины согласилось с этим богачом и решило отдать вместо его отпрыска второго сына вдовы. В тот день раби Исраэль Салантер пошел в местную синагогу и, когда один человек поднялся, чтобы начать службу, воскликнул: «Нельзя начинать службу вам, потому что вы еретик, вы не верите в Тору и в Бога». Другой человек встал, но р. Исраэль Салантер прокричал то же и ему, и третьему. Наконец, молящиеся попросили его объяснить, в чем дело. «То, что вы молитесь, не доказывает, что вы верующие. Вы молитесь только потому, что молились ваши отцы. Если вы действительно верите, что Тора — это голос Бога, то как вы можете нарушать ее заветы, ведь она запрещает вам обижать вдов и идти на уступки богатым и знатным. Раз вы так поступаете, значит, вы не верите в Бога и его Тору».
Как-то раз р. Салантер обнаружил, что у серьезно больного ученика нет денег на лечение. Войдя в синагогу, где молился этот молодой человек, р. Салантер спросил собравшихся: «Почему вы не обеспечите ему лучшее лечение?». «У нашей общины совсем нет денег» – отвечали они. Услышав это, р. Салантер закричал: «Вам следовало бы продать нарядный покров с ковчега, в котором хранятся свитки Торы, и использовать деньги для помощи этому человеку!»
В 1848 царским правительством в Вильне было основано раввинское училище, которое должно было готовить раввинов «нового типа» - просвещенных, образованных, знающих русский язык. Р.Исраэлю Салантеру было предложено место преподавателя Мишны и Гемары, однако он отказался, сославшись на расстроенное здоровье. Трудно сказать, с чем был связан этот отказ (питерский историк А. Львов полагает, что первоначально р. Салантеру было предложено куда более почетное и высокооплачиваемое место инспектора). Как бы то ни было, это оказалось умным и дальновидным решением: в отличие от Берлинской семинарии р.Гильдесгеймера, виленское училище довольно быстро стало центром вольномыслия, и из его выпускников почти никто не стал раввином. Работа в таком заведении, безусловно, пагубно отразилась бы на репутации р. Салантера.
В том же 1848 году в Вильно вспыхнула эпидемия холеры – болезни, которую в то время практически не умели лечить. Единственное, что могли сделать власти – это распространить инструкцию, как себя вести, чтобы уменьшить опасность заражения: «В пище и питье соблюдать умеренность и осторожность, не изменяя впрочем разительно в этом отношении образа жизни. Вообще с тощим желудком не выходить из дому. Стараться, чтобы воздух, окружающий нас, был сухой и чистый. Избегать долго оставаться в таких местах, где бывает скопление большого количества народа, и горит много свечей и ламп. Вообще вести жизнь, сколько возможно, правильную и умеренную».
Собрав значительные благотворительные средства, р. Исраэль арендовал больницу, рассчитанную на полторы тысячи коек. В ней посменно, круглые работали его ученики. Р. Салантер и сам постоянно навещал больных, обеспечивая их лекарствами и продуктами питания. В субботние дни он следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами, - ведь, когда жизни человека угрожает опасность, отменяются все запреты шабата. Чтобы убедить «ревнителей веры» из числа больных, р. Салантер и его ученики сами публично совершали запрещенные в субботу действия по уходу за больными – например, рубили дрова и разводили огонь , чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду.
Между тем, приближался пост 9 ава . Накануне поста р. Салантер объявил по всем синагогам, что в этом году не следует поститься, не следует долго молиться, а необходимо находиться на открытом воздухе. Однако боясь, что его не послушаются, после утренней молитвы он взошел на амвон с куском печенья в руке, произнес благословение и съел его на глазах у всех, дабы все последовали его примеру.
В 1857 г. р. Салантер отправился в Германию, приняв предложение прочитать студентам Кенигсбергского университета курс лекций по иудаизму. Его эрудиция и энергия нашли признание также среди немецких ортодоксов, и в 1860 г., переехав в прусский город Мемель (ныне Клайпеда, Литва), Салантер стал издавать еженедельный журнал «Ха-твуна», пропагандировавший идеологию мусар. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки. Живя попеременно в Тильзите, Франкфурте-на-Майне, Хальберштадте и Берлине, Салантер активно переписывался со своими учениками в Литве.
В своей работе р. Салантер постоянно искал новые формы для распространения и пропаганды ортодоксального иудаизма. Многие его идеи намного опередили свое время, и были осуществлены через много десятилетий после его смерти: составление арамейско-ивритского словаря для изучения Талмуда; перевод всего корпуса Талмуда на иврит (лишь столетие спустя к реализации этого проекта приступил израильский раввин Адин Штейнзальц) и на европейские языки (этот процесс, который также начался через два-три поколения после смерти Салантера; сегодня существует полный перевод Талмуда на английский и французский языки); распространение еврейской религиозной литературы на русском языке и многое другое. В 1880–82 гг. Салантер жил в Париже, там он занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений. В 1882 г. он вернулся в Кенигсберг, где и скончался в 1883. Личность и учение Салантера оказали огромное влияние на развитие ортодоксального еврейства, хотя в литовской общине его высказывания и поступки нередко вызывали активное неприятие. Его важнейшие работы: «Иггерет ха-мусар» («Послание о морали», 1858), «Имрей бина» («Разумные речения», 1878), «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева», 1883). После смерти р.Салантера, вокруг вопроса, должен ли "мусар" стать частью учебной программы иешив, развернулась бурная полемика, поскольку ряд раввинов полагали подобное изучение пустой тратой времени, необходимого для изучения Торы (битуль Тора). Эти раввины считали более полезным сосредоточиться исключительно на изучении Талмуда, и предупреждали, что излишней этический самоанализ не полезен для психического здоровья. Тем не менее, регулярные занятия по мусару проводятся во многих уважаемых иешивах.
Ссылки
- Исраэль Салантер в КЕЭУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.