Де-Орайта (заповеди из Торы)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 37: | Строка 37: | ||
* Заповеди деорайта могут выводиться из текста с помощью методов толкования - [[галахического]] [[мидраш]]а. Запрет инцеста - женитьбы мужчины на своей дочери - не упомянут в Торе прямо, но выводится из стиха "Наготы женщины и дочери ее не открывай..." (Ваикра, 18:17). Хотя простой смысл стиха говорит об одновременной женитьбе на матери и её дочери, мудрецы вывели из этого абсолютный запрет женитьбы мужчины на его дочери, даже после смерти её матери, имеющий силу закона Торы<ref>Йевамот, 3а.</ref>. | * Заповеди деорайта могут выводиться из текста с помощью методов толкования - [[галахического]] [[мидраш]]а. Запрет инцеста - женитьбы мужчины на своей дочери - не упомянут в Торе прямо, но выводится из стиха "Наготы женщины и дочери ее не открывай..." (Ваикра, 18:17). Хотя простой смысл стиха говорит об одновременной женитьбе на матери и её дочери, мудрецы вывели из этого абсолютный запрет женитьбы мужчины на его дочери, даже после смерти её матери, имеющий силу закона Торы<ref>Йевамот, 3а.</ref>. | ||
* Мудрецы же запретили брак и при более отдалённом родстве по прямой линии, чем то, что указано в Торе (שניות מדברי סופרים). | * Мудрецы же запретили брак и при более отдалённом родстве по прямой линии, чем то, что указано в Торе (שניות מדברי סופרים). | ||
+ | |||
+ | == Строгость заповеди == | ||
+ | |||
+ | За нарушение запретительной заповеди деорайта человек может быть наказан как земным судом (порка, штраф, казнь), так и небесным судом ([[карет]], неестественная смерть)<ref>Карет полагается также за неисполнение двух предписывающих заповедей деорайта - обрезания и принесения пасхальной жертвы</ref>. За нарушение заповеди дерабанан человека могут лишь выпороть, да и то - если у суда есть такие полномочия. | ||
+ | |||
+ | Если перед человеком стоит выбор, что выполнить в некоей ситуации - заповедь деорайта или дерабанан - следует выбирать деорайта. | ||
+ | |||
+ | В случае сомнения в необходимости исполнения данной заповеди в данных условиях (''сафек'') в заповедях деорайта нужно устрожать, а в заповедях дерабанан - облегчать. | ||
+ | |||
+ | == Неопределённость некоторых заповедей == | ||
+ | |||
+ | Порою статус заповеди размыт. Так, отделение десятой части заработка на благотворительность (''маасар ксафим'') в наше время, по некоторым мнениям, заповедь деорайта, по другим - дерабанан, а по третьим - лишь похвальный обычай. | ||
+ | |||
+ | == Неисполняемые заповеди == | ||
+ | |||
+ | Некоторые заповеди деорайта невыполнимы в наше время: юбилейный год (''йовель''), [[жертвоприношения]], очищение пеплом красной коровы и др. Другие заповеди исполняются лишь всем еврейским народом и не могут быть исполнены отдельным человеком, как назначение царя. Есть заповеди, которые фактически отменены мудрецами или заменены на другие, например, левиратный брак (''ибум''). | ||
== Источники == | == Источники == |
Версия 07:12, 16 июня 2011
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Содержание |
Классификация заповедей
Одной из главных основ ортодоксального иудаизма является соблюдение Галахи. Однако в соблюдении Галахи есть много градаций:
- лехатхила (ле-ха-тхила, לְכַתְּחִילָה, "изначально") - изначально-правильное соблюдение того, что предписывают галахические кодексы и современные поским,
- бедиавад (бедиэвед, бе-ди-авад, בְּדִיעֲבַד, "постфактум") - соблюдение на таком уровне, который может быть признан достаточным только постфактум, но изначально так поступать не рекомендуется,
- hидур (הִידּוּר, "украшение") - дополнительно улучшенное соблюдение заповедей,
- хумра (חוּמְרָה, "устрожение") - устрожение соблюдения,
- кула (קוּלָא, "облегчение") - облегчение соблюдения,
- минhаг (מִנְהָג, "обычай") - обычай конкретной общины.
Заповеди иудаизма по источнику и авторитетности делятся на три группы:
- деорайта (де-орайта, דְּאוֹרַיְתָא "из Торы" (арам.)) - заповеди, которые выводятся из Пятикнижия (иногда - и из других книг Танаха) путём hалахического мидраша или из простого смысла Писания;
- дерабанан (де-рабанан, דְּרַבָּנָן "от мудрецов" (арам.) или דִֹבְרֵי סוֹפְרִים диврей софрим "слова книжников") - заповеди, установленные мудрецами как hидур, хумра, расширение сферы исполнения заповеди или как новый закон;
- минhаг (מִנְהָג обычай) - нормы действия и поведения, соблюдаемые евреями, но не закреплённые ни в Торе, ни в галахических кодексах.
К законам деорайта примыкает также hалаха ле-Моше ми-Синай (הֲלָכָה לְמֹשֶׁה מִסִּינַי "закон от Моше с Синая") - законы, авторитетность которых равна деорайта, но которые никак не выводятся из Писания.
Вывод законов из Торы
- Заповеди деорайта могут следовать из текста Танаха. Мужчине под страхом смерти запрещено совокупляться с замужней женщиной, потому что написано "И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя, оскверняясь ею" (Ваикра 18:20).
- Заповеди деорайта могут выводиться из простого смысла Писания с помощью анализа стиля Писания. Так, мужчине под страхом смерти запрещено жениться на своей внучке, как сказано: "Наготы дочери сына твоего или дочери твоей дочери, не открывай наготы их, ибо твоя нагота они" (Ваикра 18:10). Еврейская традиция считает, что под "открытием наготы" здесь имеется в виду совокупление. (Это правило в свою очередь выводится из текста с помощью одного из методов толкования).
- Заповеди деорайта могут выводиться из текста с помощью методов толкования - галахического мидраша. Запрет инцеста - женитьбы мужчины на своей дочери - не упомянут в Торе прямо, но выводится из стиха "Наготы женщины и дочери ее не открывай..." (Ваикра, 18:17). Хотя простой смысл стиха говорит об одновременной женитьбе на матери и её дочери, мудрецы вывели из этого абсолютный запрет женитьбы мужчины на его дочери, даже после смерти её матери, имеющий силу закона Торы[1].
- Мудрецы же запретили брак и при более отдалённом родстве по прямой линии, чем то, что указано в Торе (שניות מדברי סופרים).
Строгость заповеди
За нарушение запретительной заповеди деорайта человек может быть наказан как земным судом (порка, штраф, казнь), так и небесным судом (карет, неестественная смерть)[2]. За нарушение заповеди дерабанан человека могут лишь выпороть, да и то - если у суда есть такие полномочия.
Если перед человеком стоит выбор, что выполнить в некоей ситуации - заповедь деорайта или дерабанан - следует выбирать деорайта.
В случае сомнения в необходимости исполнения данной заповеди в данных условиях (сафек) в заповедях деорайта нужно устрожать, а в заповедях дерабанан - облегчать.
Неопределённость некоторых заповедей
Порою статус заповеди размыт. Так, отделение десятой части заработка на благотворительность (маасар ксафим) в наше время, по некоторым мнениям, заповедь деорайта, по другим - дерабанан, а по третьим - лишь похвальный обычай.
Неисполняемые заповеди
Некоторые заповеди деорайта невыполнимы в наше время: юбилейный год (йовель), жертвоприношения, очищение пеплом красной коровы и др. Другие заповеди исполняются лишь всем еврейским народом и не могут быть исполнены отдельным человеком, как назначение царя. Есть заповеди, которые фактически отменены мудрецами или заменены на другие, например, левиратный брак (ибум).
Источники
- Хаим Шиммель, Истоки Устного закона, издательство "Швут Ами".