Данциг, Авраам бен-Иехиель

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (переименовал «Данциг,, Авраам бен-Иехиель» в «Данциг, Авраам бен-Иехиель»: лишняя запятая)
Raphael (Обсуждение | вклад)
Строка 15: Строка 15:
{{Начало_работы}}
{{Начало_работы}}
{{ {{#if:Писатель|Писатель|Персона}}
{{ {{#if:Писатель|Писатель|Персона}}
-
|имя              = Данциг, Авраам бен-Иехиель
+
|имя              = Авраам бен-Иехиель Данциг
-
|оригинал имени  = Danzig, Abraham ben Yehiel
+
|оригинал имени  = Abraham ben Yehiel Danzig
|портрет          =  
|портрет          =  
|размер          =  
|размер          =  

Версия 09:33, 1 июня 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Raphael
Дата создания: 01/06/2011


{{{Имя}}}
Дата рождения:

{{{Дата рождения}}}

Род деятельности:

{{{Род деятельности}}}

Авраам бен-Иехиель Данциг (1748-1820) - раввин, кодификатор, поским, наиболее известный по своим алахическим трудамтрудам "Хайей Адам" и "Хохма Адам".

Содержание

Биография

Авраам бен-Иехиель родился в Дануше (Данциг) в 1747 г. или 1748 г., умер в Вильне в 1820 г.. Он происходил из семьи ученых Западной Пруссии. 14-летним мальчиком Данциг отправился в пражскую йешиву, дав отцу слово не проникаться "идеями" Мендельсона; на 18-м году Данциг уже закончил талмудическое образование под руководством Иезекииля Ландау и Иосифа Либермана, получил диплом "хабера" и переселился в Вильну. Авраам бен-Иехиель отклонил пост виленского раввина, ибо не считал возможным исполнять функции раввина за определенную плату, и занялся торговлею, часто с этой целью во время ярмарок наезжая в Лейпциг и Кенигсберг. Лишь под старость, потеряв свое состояние (вследствие взрыва порохового склада), Авраам бен-Иехиель согласился занять пост даяна в Вильне.

Данциг собрал весь обширный материал, накопившийся за два с половиной века со времени появления "Шулхан Аруха", и изложил его в удобочитаемой форме. Кодекс Данцига имеет в виду не столько раввина, сколько культурного мирянина. Здесь заметно стремление к более точному изложению закона, а в его сочинениях и практических трактатах "Nischmat Adam" и "Binat Adam", которые являются приложениями и научным аппаратом к "Chaje Adam" и "Chochmat Adam", Данциг при всей присущей ему скромности не останавливается перед оппозицией взглядам позднейших авторитетов и нередко высказывается против новых запретов.

"Chaje Adam" пользовалось необычайным успехом, и во многих городах организовались кружки с целью изучения его, еще и по сие время существующие в некоторых местечках Северо-Западного края. Успех книги был вполне заслуженный: Авраам бен-Иехиель внес живую струю в свои труды, особенно останавливаясь на этическом значении религиозных предписаний. Эта точка зрения чрезвычайно отчетливо проявляется в "Beth Abraham", где талантливо, хотя и пространно, доказывается, что усердное занятие галахической частью Талмуда не исключает глубокого интереса к вопросам этики.

Высшей обязанностью человека, по мнению автора, служит любовь к Богу, богобоязнь же — средство к достижению высшей цели. Пользование благами мира сего не должно быть в корне отрицаемо, но человек обязан помнить, что задачей его жизни является познание Бога и совершение добрых дел. Данциг придает особо важное значение молитве, замечая, что она не должна состоять в одном лишь "бормотании устами", причем своим детям он советует лучше молиться на немецком, чем на непонятном им еврейском языке. Совет этот характерен, если принять во внимание, что в том же сочинении Авраам бен-Иехиель протестует против всяких новшеств, не одобряя даже чтения немецких книг.

Высшими качествами человека Данциг считает любовь к истине и довольство своим положением, повторно указывая на то, что "оскорбление ближнего заслуживает большего упрека, чем грех против Бога". Он убеждает членов своей семьи честно вести торговые дела как с евреями, так и с неевреями и никогда не решать денежных дел по собственному усмотрению, но в сомнительных случаях обращаться к ученому. Настаивая на строгом соблюдении религиозных обрядов, Авраам бен-Иехиель, не задумываясь, приказывает детям пропустить время молитвы, если необходимо раздобыть деньги для уплаты жалованья рабочему.

Любопытно предостережение Данциг от изучения каббалы ранее наступления зрелого возраста и до полного усвоения талмудической и раввинской литературы. Сам Данциг обнаруживает знакомство с каббалой, хотя в его галахических сочинениях особенно ярко это не сказывается.

Несколько мистический характер носит составленная Данцигом прекрасная молитва на канун Йом-Киппура

Произведения

Данциг автор целого ряда сборников религиозных постановлений:

  • "Chaje Adam: Nischmat Adam", 1810;
  • "Chochmat Adam: Binat Adam", 1814 (много раз переизданы);
  • "Schaare Zedek" — специально о религиозных предписаниях, действующих по сие время, хотя связанных непосредственно с Палестиною, 1812 (Иерусалим, 1863);
  • "Zichru Torat Moscheh", предписаний о Шабате, Вильна, 1820;
  • "Toledoth Adam", комментария к пасхальной гагаде, 1817; "Beth Abraham", сочинения нравоучительного характера, 1821 (переведено на жаргон в 1875 г.) и др.

Среди неизданных трудов имеются сочинение по этике, выдержки из которого напечатаны во введении к "Zichru Torat Moscheh", и комментарии к некоторым библейским книгам. — Известность Данцига зиждется на его сочинениях "Chaje Adam" и "Chochmat Adam", содержание которых соответствует двум первым частям Шулхан-Аруха.


Примечания

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация