Данциг, Авраам бен-Иехиель
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Версия 09:25, 1 июня 2011
{{{Имя}}} | |
Дата рождения: |
{{{Дата рождения}}} |
---|---|
Род деятельности: |
{{{Род деятельности}}} |
Авраам бен-Иехиель Данциг (1748-1820) - раввин, кодификатор, поским, наиболее известный по своим алахическим трудамтрудам "Хайей Адам" и "Хохма Адам".
Содержание |
Биография
Авраам бен-Иехиель родился в Дануше (Данциг) в 1747 г. или 1748 г., умер в Вильне в 1820 г.. Он происходил из семьи ученых Западной Пруссии. 14-летним мальчиком Данциг отправился в пражскую йешиву, дав отцу слово не проникаться "идеями" Мендельсона; на 18-м году Данциг уже закончил талмудическое образование под руководством Иезекииля Ландау и Иосифа Либермана, получил диплом "хабера" и переселился в Вильну. Авраам бен-Иехиель отклонил пост виленского раввина, ибо не считал возможным исполнять функции раввина за определенную плату, и занялся торговлею, часто с этой целью во время ярмарок наезжая в Лейпциг и Кенигсберг. Лишь под старость, потеряв свое состояние (вследствие взрыва порохового склада), Авраам бен-Иехиель согласился занять пост даяна в Вильне. —
Данциг собрал весь обширный материал, накопившийся за два с половиной века со времени появления Шулхан-Аруха, и изложил его в удобочитаемой форме. Кодекс Данцига имеет в виду не столько раввина, сколько культурного мирянина. Здесь заметно стремление к более точному изложению закона, а в его сочинениях и практических трактатах "Nischmat Adam" и "Binat Adam", которые являются приложениями и научным аппаратом к "Chaje Adam" и "Chochmat Adam", Д. при всей присущей ему скромности не останавливается перед оппозицией взглядам позднейших авторитетов и нередко высказывается против новых запретов. "Chaje Adam" пользовалось необычайным успехом, и во многих городах организовались кружки с целью изучения его, еще и по сие время существующие в некоторых местечках Северо-Западного края. Успех книги был вполне заслуженный: Авраам бен-Иехиель внес живую струю в свои труды, особенно останавливаясь на этическом значении религиозных предписаний. Эта точка зрения чрезвычайно отчетливо проявляется в "Beth Abraham", где талантливо, хотя и пространно, доказывается, что усердное занятие галахической частью Талмуда не исключает глубокого интереса к вопросам этики. Высшей обязанностью человека, по мнению автора, служит любовь к Богу, богобоязнь же — средство к достижению высшей цели. Пользование благами мира сего не должно быть в корне отрицаемо, но человек обязан помнить, что задачей его жизни является познание Бога и совершение добрых дел. Данциг придает особо важное значение молитве, замечая, что она не должна состоять в одном лишь "бормотании устами", причем своим детям он советует лучше молиться на немецком, чем на непонятном им еврейском языке. Совет этот характерен, если принять во внимание, что в том же сочинении Авраам бен-Иехиель протестует против всяких новшеств, не одобряя даже чтения немецких книг. Высшими качествами человека Данциг считает любовь к истине и довольство своим положением, повторно указывая на то, что "оскорбление ближнего заслуживает большего упрека, чем грех против Бога". Он убеждает членов своей семьи честно вести торговые дела как с евреями, так и с неевреями и никогда не решать денежных дел по собственному усмотрению, но в сомнительных случаях обращаться к ученому. Настаивая на строгом соблюдении религиозных обрядов, Авраам бен-Иехиель, не задумываясь, приказывает детям пропустить время молитвы, если необходимо раздобыть деньги для уплаты жалованья рабочему. — Любопытно предостережение Д. от изучения каббалы ранее наступления зрелого возраста и до полного усвоения талмудической и раввинской литературы. Сам Данциг обнаруживает знакомство с каббалой, хотя в его галахических сочинениях особенно ярко это не сказывается. Несколько мистический характер носит составленная Данцигом прекрасная молитва на канун Иом-Киппура
Деятельность
Данциг автор целого ряда сборников религиозных постановлений:
- "Chaje Adam: Nischmat Adam", 1810;
- "Chochmat Adam: Binat Adam", 1814 (много раз переизданы);
- "Schaare Zedek" — специально о религиозных предписаниях, действующих по сие время, хотя связанных непосредственно с Палестиною, 1812 (Иерусалим, 1863);
- "Zichru Torat Moscheh", предписаний о Шабате, Вильна, 1820;
- "Toledoth Adam", комментария к пасхальной гагаде, 1817; "Beth Abraham", сочинения нравоучительного характера, 1821 (переведено на жаргон в 1875 г.) и др.
Среди неизданных трудов имеются сочинение по этике, выдержки из которого напечатаны во введении к "Zichru Torat Moscheh", и комментарии к некоторым библейским книгам. — Известность Данцига зиждется на его сочинениях "Chaje Adam" и "Chochmat Adam", содержание которых соответствует двум первым частям Шулхан-Аруха.
Произведения
{{{books}}}