|
|
Строка 14: |
Строка 14: |
| | | |
| Через некоторое время после этого обращения о помощи Якова Ядова не стало. Он умер в том же 1940 году (в некоторых материалах ошибочно указан 1942 год)<ref>[http://booknik.ru/publications/?id=26973&articleNum=1 История песни.]Автор [[Генис, Александр Александрович|Александр Генис]]</ref>. К тому времени его самая знаменитая песня уже давно жила сама по себе. | | Через некоторое время после этого обращения о помощи Якова Ядова не стало. Он умер в том же 1940 году (в некоторых материалах ошибочно указан 1942 год)<ref>[http://booknik.ru/publications/?id=26973&articleNum=1 История песни.]Автор [[Генис, Александр Александрович|Александр Генис]]</ref>. К тому времени его самая знаменитая песня уже давно жила сама по себе. |
- |
| |
- | == «Бублички» ==
| |
- |
| |
- | {{Стиль}}
| |
- |
| |
- | {{Чистить}}
| |
- |
| |
- | Это одна из тех песен, что стали символами эпохи [[НЭП]]а, пожалуй, самой веселой и разудалой эпохи советского времени, когда на сцену истории вдруг впервые в России вышли представители «мелкобуржуазной» частной торговли, полуграмотной, полунищей, полуофициальной. Песни, подобные «Бубличкам», «[[Цыплёнок жареный|Жареному цыпленку]]» или «[[Мурка|Мурке]]», стали такой неотъемлемой частью городского фольклора, что сложно поверить, что у них есть автор. Однако есть.<ref>[http://booknik.ru/publications/?id=26973&articleNum=1 История песни]</ref>
| |
- |
| |
- | В действительности песенка была написана Яковом Ядовым в 1926 году для куплетиста [[Красавин, Григорий Маркович|Григория Красавина]]. Яркий артист так называемого «блатного жанра», он был особенно популярен во времена [[НЭП]]а. Ученик и последователь знаменитого [[эксцентрик]]а [[Савояров, Михаил Николаевич|Михаила Савоярова]], Григорий Красавин выступал на сцене так же, как и его учитель, со [[скрипка|скрипкой]], одновременно пел, играл в [[пауза]]х, аккомпанировал сам себе, пританцовывал и дополнял пение мимическими [[импровизация]]ми. В рассказе куплетиста, наговоренном на магнитофон (в 1956 году), история создания «Бубличков» выглядела так:
| |
- | {{начало цитаты}}''«Приехав на гастроли в Одессу, я был поражен, что, пока я ехал с вокзала к Ядову на Сумскую улицу, всю дорогу меня сопровождали возгласы „купите бублики!“ Мне захотелось иметь песенку с таким припевом. О своем желании я сказал Ядову и сыграл на скрипке, с которой обычно выступал, запавшую в память мелодию. Яков Петрович разразился обычным для него бурным смехом и сказал жене Ольге Петровне своим сиплым голосом: „Ставь самовар для артиста. А я буду печь бублики…“ Полчаса стучала в соседней комнате машинка. В тот же вечер я с листа исполнял „Бублики“ в „Гамбринусе“. На следующий день Одесса запела „Бублики“…»''<ref>Москва с точки зрения: Эстрадная драматургия 20-х — 60-х годов. — М.: Искусство, 1991. — С. 361. / Публикация Г. М. Полячека. Запись 1956 года из фондов музея эстрады. — Цитируется по: [http://www.judaica.kiev.ua/Eg_10/Eg17.htm «Бублики» для прокурора: Письмо Якова Ядова А. Я. Вышинскому] // Альманах «Егупец», № 10 (Институт Иудаики, Киев)</ref>.{{конец цитаты}}
| |
- |
| |
- | {{начало цитаты}}«Правда, в рассказе Г. Красавина смущает один нюанс: из него вытекает, что Я. Ядов жил на улице Сумской. Но в центре [[Одесса|Одессы]] такой улицы никогда не было, между тем Сумская улица хорошо известна как центральная магистраль Харькова. <…> Вот теперь все становится на свои места. Музыку Г. Красавин действительно взял чужую, так и не узнав никогда, кто был её подлинным автором, а родилась песня действительно в [[Харьков]]е, тогдашней столице Украины, на улице Сумской»,'' — пишет Александр Галяс<ref>[http://porto-fr.odessa.ua/print.php?art_num=art031&year=2006&nnumb=25 «БУБЛИКИ» НА ЛАНЖЕРОНОВСКОЙ]. Автор Александр ГАЛЯС 25 (821), 30.06.2006</ref>.{{конец цитаты}}
| |
- |
| |
- | Истории песни посвящена большая статья в журнале [[Нева (журнал)|«Нева»]] (2001, № 2) [http://a-pesni.golosa.info/dvor/a-jadov.htm «Забытый и незабытый Яков Ядов»], автор Владимир Бахтин. Автор приводит воспоминания исполнителя Григория Красавина об истории создания песни: {{начало цитаты}}''У меня была привычка собирать мелодии песенок на всякий случай. Бывало, услышу где-нибудь в кафе или в ресторане что-нибудь характерно-эстрадное, прошу пианиста дать мне ноты. Одна из этих мелодий мне пригодилась в 1926 году. (…) В процессе разговора, когда я старался выяснить, в чем состоит одесская «злоба дня», они мне сказали, что в Одессе на всех углах продают горячие бублики с утра и до вечера и с вечера до утра. Только и слышно: «Купите бублики, горячие бублики…» Вот это, сказали они, стоило бы отразить в песенке. Кто это может сделать хорошо и быстро? Только один человек — Яков Петрович Ядов! Через несколько часов мы были на Сумской улице в квартире Ядова. Якову Петровичу очень понравилась музыка. Он сразу загорелся: «Это прекрасная идея! Надо показать в этой песенке несчастную безработную девушку, мерзнущую на улице ради куска хлеба, умирающую с голода для обогащения нэпмана, так сказать, одна из „гримас нэпа“». Он задумался, потом добавил: «Идите в столовую пить чай, а я буду печь бублики». (…) "Через неделю, — продолжает свой рассказ Григорий Красавин, — в Одессе я после четырех первых своих номеров пел «Бублики». Назавтра их пела вся Одесса, а через некоторое время, когда я приехал в Ленинград, Утесов, встретив меня, сказал: «Гриша, я пою твои „Бублики“. Ничего?» — «Кушай на здоровье!» — ответил я ему".''{{конец цитаты}}
| |
- |
| |
- | Там же дается полный текст «Бубликов» по рукописи, хранящейся в архиве Г. Красавина:
| |
- |
| |
- | Ночь надвигается, <br />
| |
- | Фонарь качается, <br />
| |
- | И свет врывается<br />
| |
- | В ночную мглу… <br />
| |
- | А я, немытая, <br />
| |
- | Тряпьем покрытая, <br />
| |
- | Стою, забытая, <br />
| |
- | Здесь — на углу. <br />
| |
- | <br />
| |
- | Горячи бублики <br />
| |
- | Для нашей публики, <br />
| |
- | Гони-ка рублики, <br />
| |
- | Народ, скорей! <br />
| |
- | И в ночь ненастную <br />
| |
- | Меня, несчастную, <br />
| |
- | Торговку частную, <br />
| |
- | Ты пожалей. <br />
| |
- | <br />
| |
- | Здесь, на окраине, <br />
| |
- | Год при хозяине, <br />
| |
- | Проклятом Каине, <br />
| |
- | Я состою. <br />
| |
- | Все ругань слушаю, <br />
| |
- | Трясусь вся грушею, <br />
| |
- | Помои кушаю, <br />
| |
- | Под лавкой сплю. <br />
| |
- | <br />
| |
- | Горячи бублики <br />
| |
- | Для нашей публики, <br />
| |
- | Гони мне рублики, <br />
| |
- | Народ, не зря. <br />
| |
- | Тружусь я ночкою, <br />
| |
- | Считаюсь дочкою <br />
| |
- | И одиночкою <br />
| |
- | У кустаря. <br />
| |
- | <br />
| |
- | Отец мой пьяница, <br />
| |
- | Гудит и чванится. <br />
| |
- | Мать к гробу тянется <br />
| |
- | Уж с давних пор. <br />
| |
- | Совсем пропащая, <br />
| |
- | Дрянь настоящая —<br />
| |
- | Сестра гулящая, <br />
| |
- | А братик вор! <br />
| |
- | <br />
| |
- | Горячи бублики <br />
| |
- | Для нашей публики, <br />
| |
- | Гоните рублики <br />
| |
- | Вы мне в момент… <br />
| |
- | За мной гоняются <br />
| |
- | И все ругаются, <br />
| |
- | Что полагается <br />
| |
- | Мне взять патент. <br />
| |
- | <br />
| |
- | Здесь трачу силы я<br />
| |
- | На дни постылые, <br />
| |
- | А мне ведь, милые, <br />
| |
- | Шестнадцать лет… <br />
| |
- | Глаза усталые, <br />
| |
- | А губки алые, <br />
| |
- | А щеки впалые, <br />
| |
- | Что маков цвет. <br />
| |
- | <br />
| |
- | Горячи бублики<br />
| |
- | Для нашей публики, <br />
| |
- | Гоните рублики<br />
| |
- | Мне кто-нибудь… <br />
| |
- | Суженый встретится, <br />
| |
- | И мне пометится… <br />
| |
- | …Мой честный путь. <br />
| |
- | <br />
| |
- | Твердит мне Сенечка: <br />
| |
- | «Не хныкай, Женечка… <br />
| |
- | Пожди маленечко -<br />
| |
- | Мы в загс пойдем». <br />
| |
- | И жду я с мукою, <br />
| |
- | С безмерной скукою… <br />
| |
- | Пока ж аукаю <br />
| |
- | Здесь под дождем. <br />
| |
- | <br />
| |
- | Гони мне рублики, <br />
| |
- | Для нашей публики <br />
| |
- | <Купите бублики>, <br />
| |
- | Прошу скорей, <br />
| |
- | И в ночь ненастную<br />
| |
- | Меня, несчастную, <br />
| |
- | Торговку частную, <br />
| |
- | Ты пожалей! <br />
| |
- |
| |
- | Постепенно, запетая народом, песня стала значительно короче: ушли социальные темы, а какие-то фразы народная молва «отредактировала» на свой лад.
| |
- |
| |
- | Константин Паустовский вспоминал, что Ядов был по натуре человеком уступчивым и уязвимым, жил очень бедно: {{начало цитаты}}«В тридцатые работы у него было очень мало, да и слава его как автора „Бубликов“ не способствовала яркой советской эстрадной карьере. Жить ему было бы трудно, если бы не любовь к нему из-за его песенок всей портовой и окраинной Одессы. Ядов охотно писал для них песенки буквально за гроши».(…) «…На эстраде оркестр… играл попурри из разных опереток, потом заиграл знаменитую песенку Ядова: <br />
| |
- | ''Купите бублики <br />
| |
- | ''Для всей республики! <br />
| |
- | ''Гоните рублики <br />
| |
- | ''Вы поскорей! <br />
| |
- | ''Ядов усмехнулся, разглядывая скатерть, залитую вином. Я подошел к оркестру и сказал дирижеру, что в зале сидит автор этой песенки одесский поэт Ядов. <br />
| |
- | ''Оркестранты встали, подошли к нашему столику. Дирижер взмахнул рукой, и развязный мотив песенки загремел под дымными сводами ресторана. Ядов поднялся. Посетители ресторана тоже встали и начали аплодировать ему»<ref>[http://a-pesni.golosa.info/dvor/a-jadov.htm «ЗАБЫТЫЙ И НЕЗАБЫТЫЙ ЯКОВ ЯДОВ»], </ref>{{конец цитаты}}.
| |
- |
| |
- | Мелодия была заимствована Красавиным у приглянувшегося ему популярного [[фокстрот]]а. В разных источниках автор мелодии указывается как «Г. Богомазов» или «С. Богомазов», однако есть мнение, что это был заграничный фокстрот<ref>[http://www.a-pesni.golosa.info/dvor/bubliki.htm См. Песня «Бублики», с нотами]</ref>.
| |
- |
| |
- | Песня «Бублички» с триумфом прошла по всей новой Советской стране и попала за рубеж. [[Иммигрант]]ы привезли ее в [[Нью-Йорк]], в [[еврей]]ский район, куда, стараясь держаться вместе, селились приехавшие из [[Россия|России]]. Песню перевели на [[идиш]]. Вскоре она вошла в репертуар эстрадных певцов. Именно с песни «Бублички» на [[идиш]]е начали свое великое восхождение на олимп эстрады [[Сёстры Берри]], когда были еще детьми. Они, маленькие девочки, просто напевали услышанную где-то у соседей песенку про бублики (бейгеле), но пение услышал профессиональный музыкант и, поразившись вокальными данными, позвал записать исполнение на радио.
| |
- |
| |
- | Владимир Бахтин в своей статье пишет: {{начало цитаты}}"…Кстати, первоначальный вариант «[[Мурка|Мурки]]» — это жестокий романс, отнюдь не блатная песня. Не назвал «Мурку» «Муркой» и Константин Паустовский. В уже цитированной «Повести о жизни» он пишет: «Даже всеведущие жители города (Одессы. — Вл. Б.) не могли припомнить, к примеру, кто написал песенку „Здравствуй, моя Любка, здравствуй, дорогая!“». Трудно поверить в то, что Паустовский ошибся. Просто не хотел произносить это одиозное имя. Может быть, потому и об авторстве Ядова умолчал? Отметим и такой факт. Все писавшие о Ядове уверенно говорят о нем как о создателе многих популярнейших песен 20-х годов, однако, кроме «Бубликов», никто не назвал ни одной. Естественно предположить, что в уме они держали «Мурку» и «Гоп со смыком» или хотя бы одну из них, но выговорить не решались. Время же рождения этих песен соответствует расцвету таланта Ядова".{{конец цитаты}} Добавим сюда не менее известную песню того же времени «Цыплёнок жареный…», или «Фонарики» и еще многие другие. Кто автор этих песен, простых и душевных, чуть ироничных, чуть лиричных, щемящих, так похожих на стилистику «Бубличков», песен, навсегда оставшихся в памяти народной и передаваемых из поколения в поколение?
| |
- |
| |
- | 17 мая 1957 года вдова Я. П. Ядова Ольга писала из Москвы в Ленинград Донату Мечику (отцу [[Довлатов, Сергей Донатович|Сергея Довлатова]]), который был учеником Якова Петровича: {{начало цитаты}}''«…я очень одинока. Литфонд иногда обо мне вспоминает. Единственная меня не забывает, это Елена Иосифовна Утесова. Одно желание — это хочется, чтобы имя, вернее, творчество Ядова было увековечено. Вот и все… Вы знаете, какие большие деньги зарабатывал Яша, а в день его смерти осталась с 10-ю рублями, а накануне еще у нас были гости…» '' (цитируется по: [http://a-pesni.golosa.info/dvor/a-jadov.htm Владимир Бахтин. Забытый и незабытый Яков Ядов]. Журнал [[Нева (журнал)|«Нева»]], 2001, № 2){{конец цитаты}}
| |
- |
| |
- | === Исполнители песни «Бублички» ===
| |
- |
| |
- | * по-русски: в России (помимо первого исполнителя Красавина) [[Утёсов, Леонид Осипович|Утесов]] (См. [http://www.thewalls.ru/utesov/mindex.htm Песни в исполнении Утёсова], пластинка «Гоп со смыком», песня № 9); за рубежом — Константин Котляров, Мила Аржанская (версия Мила Аршанская), [[Горби, Сара|Сара Горби]], [[Аркадий Северный]], [[Хор Турецкого]] (См. [http://www.turetsky.ru/index.php Хор Турецкого]), [[Морфесси, Юрий Спиридонович|Юрий Морфесси]], группа [[Ляпис Трубецкой]] и очень много современных исполнителей. Похожая песня (с немного изменённым текстом) есть в репертуаре Михаила Шуфутинского.
| |
- | * на идиш: [[Сёстры Берри]] ([http://music.aol.com/song/bublitchki-bagelach/479199 Bublitchki Bagelach — The Barry Sisters]);
| |
- | * по-польски, перевод [[Власт, Анджей|Анджея Власта]]<ref>[http://www.vestnik.com/issues/2001/0522/win/vayner.htm Людмила Вайнер, ''Бублички'']</ref>: [[Рыльска, Барбара|Барбара Рыльска]]<ref>[http://www.youtube.com/watch?v=SOLUaWYGHPI&feature=player_embedded Youtube]</ref>;
| |
- | * по-французски: [[Дамия]] (Мари-Луиза Дамьен)<ref>[http://www.rfi.fr/acturu/articles/104/article_966.asp Дмитрий Гусев, ''Дамия — трагическая актриса французской песни'']</ref>.
| |
| | | |
| == Из воспоминаний == | | == Из воспоминаний == |
Яков Ядов работал в качестве стихотворного фельетониста в советских газетах: «Одесские известия», «Станок», «Моряк» (Одесса), «Трудовой Батум», «Пролетарий», «Всеукраинский пролетарий», «Харьковский пролетарий» и «Коммунист» (Харьков), «Красное Знамя» (Владивосток). Жил долгое время в Одессе, потом в Ленинграде. С 1930 года — в Москве.
Автор нескольких сценариев первых советских агитфильмов.
Впервые Яков Давыдов в качестве писателя-публициста появился в Одессе. В литературной столице революционной России Яков Петрович работал в газете «Одесские известия» и под псевдонимом «Яков Боцман» писал фельетоны в «Моряке». Там же, в Одессе он познакомился с И. Ильфом, Е.Петровым, В.Катаевым и К.Паустовским[1].
Как он сам о себе пишет в письме к Вышинскому от 16.04.1940, ОСЭ (общество советской эстрады) решило его ликвидировать как несогласного с РАППовскими установками в области эстрады:
Через некоторое время после этого обращения о помощи Якова Ядова не стало. Он умер в том же 1940 году (в некоторых материалах ошибочно указан 1942 год)[3]. К тому времени его самая знаменитая песня уже давно жила сама по себе.
По всей видимости, именно Якову Ядову принадлежит авторство многих «народных» песен НЭПовского времени: «Мурка», «Цыпленок жареный», «Фонарики»...
Яков Ядов является автором популярных песен в исполнении Вадима Козина с его же музыкой «Любушка» («Краше нет на свете нашей Любы…») (см. текст песни), 1939, и «Смейся, смейся громче всех…» (см. текст песни), 1940; в исполнении Утесова («Лимончики»); многих куплетов и юморесок для артистов эстрады, сценариев клоунад. Его скетчи, фельетоны, песни на его стихи исполнялись буквально во всех театральных кабаре. Особенно много было написано текстов для исполнения актером Григорием Марковичем Красавиным.
О двух предыдущих фильмах не сохранилось даже информации. Ничего — кроме названия.