Антиохов свиток
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Упоминаниясвитка в трудах евреских мудрецов) |
м (добавлена категория «Книги по алфавиту» с помощью HotCat) |
||
Строка 19: | Строка 19: | ||
== Источник == | == Источник == | ||
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10240&query=%C0%CD%D2%C8%CE%D5 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 1, кол. 140–141] | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10240&query=%C0%CD%D2%C8%CE%D5 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 1, кол. 140–141] | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Книги по алфавиту]] |
Версия 10:18, 26 мая 2011
Антиохов свиток (מְגִלַּת אַנְטִיוֹכוֹס, Мегиллат Антиохус), или Свиток Хасмонеев - популярный рассказ о войнах Хасмонеев и происхождении праздника Ханука.
Антиохов свиток существовал в нескольких арамейских версиях, вероятно, позднего этапа талмудического периода.
Содержание свитка
Как явствует из содержания Антиохова свитка, его автор совершенно не был знаком с историческими обстоятельствами эпохи Маккавеев (Хасмонеев) и не пользовался никакими достоверными источниками. Но ему были известны обычаи и до него дошли предания, свято хранимые его современниками, о победах Хасмонеев.
Рассказ о чуде со священным елеем, приведенный также в Талмуде, мог возникнуть только тогда, когда Ханука уже праздновалась восемь дней и сопровождалась зажиганием ханукальных светильников.
Единственно важным автор Антиохова свитка считал необходимость объяснить возникновение определенных предписаний еврейской религиозной традиции, связанной с праздником Ханука, а также происхождение некоторых более поздних обычаев.
Упоминания свитка в трудах евреских мудрецов
В своем труде «Сефер hа-галуй» («Книга изгнанника») Саадия Гаон подробно описывает Антиохов свиток. Очевидно, ему уже была известна огласованная и разбитая на строфы рукопись.
Автор книги «Ѓалахот гдолот» (IX в.) связывает хронику Мегиллат Таанит с Антиоховым свитком и приписывает оба произведения школам Шамая и Ѓилеля.
Талмудист и писатель Ниссим бен Я‘аков Ибн Шахин (990?–1062), живший в Кайруане, отводит Антиохову свитку видное место в апокрифической литературе.