Лисицкий, Лазарь Маркович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
94.158.203.246 (Обсуждение | вклад) (→Библиография) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | |||
- | |||
{{Художник | {{Художник | ||
- | | фон = | + | {{IsFromWiki}}|фон = |
- | | имя = Лазарь Маркович Лисицкий | + | |имя = Лазарь Маркович Лисицкий |
- | | имя при рождении = | + | |имя при рождении = Лазарь Мордухович Лисицкий |
- | | портрет = El Lissitzky self portrait 1914.jpg | + | |портрет = El Lissitzky self portrait 1914.jpg |
- | | ширина = 150px | + | |ширина = 150px |
- | | заголовок = | + | |заголовок = |
- | | дата рождения = | + | |дата рождения = 22.11.1890 |
- | | место рождения = село [[Починок (Смоленская область)|Починок]] [[Смоленская губерния|Смоленской губернии]] | + | |место рождения = село [[Починок (Смоленская область)|Починок]] [[Смоленская губерния|Смоленской губернии]] |
- | | дата смерти = | + | |дата смерти = 30.12.1941 |
- | | место смерти = [[Москва]] | + | |место смерти = [[Москва]] |
- | | гражданство = | + | |гражданство = |
- | | национальность = еврей | + | |национальность = еврей |
- | | жанр = авангард | + | |жанр = авангард |
- | | | + | |учёба = |
- | | стиль = | + | |стиль = |
- | | работы = | + | |работы = |
- | | покровители = | + | |покровители = |
- | | влияние = | + | |влияние = |
- | | влияние на = | + | |влияние на = |
- | | награды = | + | |награды = |
- | | викисклад = Category:El Lissitzky | + | |викисклад = Category:El Lissitzky |
}} | }} | ||
- | [[ | + | [[Файл:ElLissitsky-Suprem-01.jpg|thumb|«Про два квадрата»]] |
- | '''Ла́зарь Ма́ркович Лиси́цкий''' (книжную графику на [[идиш]]е подписывал именем ''Лейзер (Элиэзер) Лисицкий'' — אליעזר ליסיצקי‎<ref>[http://www.library.upenn.edu/exhibits/cajs/fellows05/cajs2005.html Arnold J. Band, в «Modern Jewish Literatures»]</ref><ref>См. иллюстрации [http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Book_cover_by_El_Lissitzky_c1918.jpg здесь]</ref>; 10 ([[22 ноября|22]]) ноября [[1890]], с. [[Починок (Смоленская область)|Починок]] [[Смоленская губерния|Смоленской губернии]] (ныне [[Смоленская область]]) — [[30 декабря]] [[1941]], [[Москва]]) — советский художник и архитектор, также широко известный как «'''Эль Лисицкий'''»; один из выдающихся представителей [[Русский авангард|русского]]<ref>http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/360.htm Эль Лисицкий. Русская живопись.</ref>и еврейского<ref>[http://www.artfact.com/catalog/viewLot.cfm?lotCode=7ghIaLlQ&lotType=artist&aID=22849 ArtFacts]</ref><ref>Igor Dukhan, Space and Body in Jewish Avant-garde Art: El Lissitzky versus Chaim Soutine, Conference of the British Association of Jewish Studies, 11-13 July 2007 at UCL</ref><ref>Christina Lodder. Art and Identity: El Lissitzky and the Jewish Avant-garde in Berlin, ''ibid''.</ref><ref>Russian Revolutions: Generations of Russian Jewish Avant-Garde Artists, Singer Gallery Catalogue. Mizel Center for Arts and Culture: [[Денвер]] ([[Колорадо]]), 2002.</ref><ref>[http://beinecke.library.yale.edu/digitallibrary/yiddish.html Советская Култур-Лиге]</ref> [[авангард (искусство)|авангард]]а<ref>[http://www.trinitypark.com/charlottetest/JewishExpressioninTwentiethCenturyFineArts.htm Еврейское искусство (книга)]</ref><ref>{{ЭЕЭ|15156|Юдовин}}</ref>. Совместно с [[Малевич, Казимир Северинович|Казимиром Малевичем]] разрабатывал [[супрематизм]]. | + | '''Ла́зарь Ма́ркович (Мо́рдухович) Лиси́цкий''' (книжную графику на [[идиш]]е подписывал именем ''Лейзер (Элиэзер) Лисицкий'' — אליעזר ליסיצקי‎<ref>[http://www.library.upenn.edu/exhibits/cajs/fellows05/cajs2005.html Arnold J. Band, в «Modern Jewish Literatures»]</ref><ref>См. иллюстрации [http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Book_cover_by_El_Lissitzky_c1918.jpg здесь]</ref>; 10 ([[22 ноября|22]]) ноября [[1890]], с. [[Починок (Смоленская область)|Починок]] [[Смоленская губерния|Смоленской губернии]] (ныне [[Смоленская область]]) — [[30 декабря]] [[1941]], [[Москва]]) — советский художник и архитектор, также широко известный как «'''Эль Лисицкий'''»; один из выдающихся представителей [[Русский авангард|русского]]<ref>http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/360.htm Эль Лисицкий. Русская живопись.</ref>и еврейского<ref>[http://www.artfact.com/catalog/viewLot.cfm?lotCode=7ghIaLlQ&lotType=artist&aID=22849 ArtFacts]</ref><ref>Igor Dukhan, Space and Body in Jewish Avant-garde Art: El Lissitzky versus Chaim Soutine, Conference of the British Association of Jewish Studies, 11-13 July 2007 at UCL</ref><ref>Christina Lodder. Art and Identity: El Lissitzky and the Jewish Avant-garde in Berlin, ''ibid''.</ref><ref>Russian Revolutions: Generations of Russian Jewish Avant-Garde Artists, Singer Gallery Catalogue. Mizel Center for Arts and Culture: [[Денвер]] ([[Колорадо]]), 2002.</ref><ref>[http://beinecke.library.yale.edu/digitallibrary/yiddish.html Советская Култур-Лиге]</ref> [[авангард (искусство)|авангард]]а<ref>[http://www.trinitypark.com/charlottetest/JewishExpressioninTwentiethCenturyFineArts.htm Еврейское искусство (книга)]</ref><ref>{{ЭЕЭ|15156|Юдовин}}</ref>. Совместно с [[Малевич, Казимир Северинович|Казимиром Малевичем]] разрабатывал [[супрематизм]]. |
== Биография == | == Биография == | ||
- | [[ | + | [[Файл:Book cover by El Lissitzky c1918.jpg|thumb|left| Книжная графика Э. Лисицкого: «Ингл-цингл-хват» [[Мани-Лейб]]а ([[идиш]], 1918)]] |
- | + | Лазарь Мордухович Лисицкий родился в семье ремесленника-предпринимателя Мордуха Залмановича Лисицкого и домохозяйки Сарры Лейбовны Лисицкой.<ref>[http://www.studiocleo.com/gallerie/lissitzky/biography.html An introduction to El Lissitzky]</ref> Окончил реальное училище в Смоленске ([[1909]]). Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в [[Дармштадт]]е и в Рижском политехническом институте, эвакуированном во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] в [[Москва|Москву]] ([[1915]]—[[1916]]). Работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна в Москве. | |
- | + | С [[1916 год]]а участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в том числе в коллективных выставках общества в 1917 и 1918 годах в Москве и в [[1920 год]]у в [[Киев]]е. Тогда же, в [[1917 год]]у занялся иллюстрацией изданных на [[идиш]]е книг, в том числе современных еврейских авторов и произведений для детей. С использованием традиционной еврейской народной символики создал марку для киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг» (''еврейское народное издательство''), с которым он 22 апреля 1919 года подписал контракт на иллюстрацию 11 книг для детей.<ref>[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/VKhDADM/2007-8/07kerlma.pdf Е. Р. Котляр, Образы штетла в произведениях художников Культур-лиги.]</ref><ref>[http://www.studiocleo.com/gallerie/lissitzky/biography.html An introduction to El Lissitzky]</ref> В этот же период (1916) Лисицкий принял участие в этнографических поездках по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы с целью выявления и фиксации памятников еврейской старины;<ref>[http://www.lechaim.ru/ARHIV/186/litin.htm А. Литин, Синагога на Школище]</ref> результатом этой поездки явились опубликованные им в [[1923 год]]у в [[Берлин]]е репродукции росписей [[могилёв]]ской [[синагога|синагоги]] на Школище и сопроводительная статья на идише «װעגן דער מאָלעװער שול: זכרונות» (''Воспоминания о могилевской синагоге'', журнал «Милгройм»)<ref>[http://www.eprarebooks.com/cgi-bin/phillips/35.html «Милгройм» — журнал искусства и литературы на идише, Берлин, 1923]</ref> — единственная теоретическая работа художника, посвящённая еврейскому декоративному искусству.<ref>[http://www.judaica.kiev.ua/Eg_12/Eg12-16.htm Г. Казовский, Штетл в творчестве еврейских художников между двумя мировыми войнами]</ref> | |
+ | <ref>[http://www.lechaim.ru/ARHIV/169/n1.htmА. Канцедикас, З. Ярыгина, Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890–1941]</ref> | ||
- | В [[1919]] году переехал в [[Витебск]], где преподавал в Народной художественной школе ([[1919]]—[[1920]]). С [[1920]] года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в московском [[Вхутемас]]е ([[1921]]) и [[Вхутеин]]е (с [[1926]]); в 1920 вступил в [[Инхук]]. | + | В [[1918 год]]у в [[Киев]]е Лисицкий стал одним из основателей «[[Култур-лиге]]» ([[идиш]]: ''лига культуры'') — авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства.<ref>[http://www.judaicacenter.kiev.ua/index.php?lang=3&menu_id=301 Култур-лиге: художественный авангард 1910-1920-х гг.]</ref><ref>[http://beinecke.library.yale.edu/digitallibrary/yiddish.html Художники Култур-Лиге]</ref><ref>[http://www.yazib.org/yb050309.html Еврейские художники Витебска]</ref> В [[1919]] году по приглашению [[Шагал, Марк Захарович|Марка Шагала]] переехал в [[Витебск]], где преподавал в Народной художественной школе ([[1919]]—[[1920]]). |
+ | |||
+ | В 1917-19 годах Лисицкий посвятил себя иллюстрации произведений современной [[еврей]]ской литературы и в особенности детской поэзии на [[идиш]]е, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации.<ref>[http://www.chagal-vitebsk.com/node/36 Клер Ле Фолль, Киевская Культур-лига и Витебская художественная школа: два подхода к проблеме еврейского искусства и национального самосознания]</ref><ref>[http://www.utoronto.ca/tsq/12/katzis12.shtml Леонид Кацис, Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд (Квадраты К.С. Малевича и Эль-Лисицкого)]</ref><ref>[http://www.navoprosotveta.net/13/13_1763.htm Эль Лисицкий]</ref>В отличие от тяготевшего к традиционному еврейскому искусству Шагала, с [[1920 год]]а Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму. Именно в таком ключе выполнены более поздние книжные иллюстрации начала 1920-х годов, например к книгам периода Проуна «אַרבעה תישים» | ||
+ | (см. [http://en.wikipedia.org/wiki/File:Design_by_El_Lissitzky_1922.jpg фотографию], 1922), «Шифс-карта» (1922, [http://yiddish.forward.com/node/2488 см. фотографию]), «ייִנגל-צינגל-כװאַט» (стихи Мани Лейба, 1918-1922), [[Раввин|Равви]] (1922) и другим.<ref>[http://www.getty.edu/research/conducting_research/digitized_collections/lissitzky/index2.html Perloff, Nancy et al. (2005). «Design by El Lissitzky». Getty Research Institute.]</ref> Именно к берлинскому периоду Лисицкого относится его последняя активная работа в еврейской книжной графике (1922—1923).<ref>[http://www.lorenzodemedici.it/graphic/?p=679 Книжные иллюстрации Лисицкого]</ref> После возвращения в Советский Союз Лисицкий к книжной графике, в том числе еврейской, больше не обращался. | ||
+ | |||
+ | С [[1920]] года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в московском [[Вхутемас]]е ([[1921]]) и [[Вхутеин]]е (с [[1926]]); в 1920 вступил в [[Инхук]]. | ||
В мастерской Лисицкого выполнен проект «Ленинская трибуна» ([[1920]]—[[1924]]). В [[1923]] г. выполнил эскизы к неосуществленной постановке оперы «[[Победа над Солнцем]]». В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу [[Стиль (группа)|«Стиль»]]. | В мастерской Лисицкого выполнен проект «Ленинская трибуна» ([[1920]]—[[1924]]). В [[1923]] г. выполнил эскизы к неосуществленной постановке оперы «[[Победа над Солнцем]]». В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу [[Стиль (группа)|«Стиль»]]. | ||
Строка 42: | Строка 46: | ||
Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько [[агитация|агитационных]] плакатов, например, «Клином красным бей белых!»; | Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько [[агитация|агитационных]] плакатов, например, «Клином красным бей белых!»; | ||
разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах. | разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах. | ||
- | Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год) | + | Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год). |
- | [[ | + | [[Файл:Photomontage of the Wolkenbugel by El Lissitzky 1925.jpg|thumb|Небоскреб у Никитских ворот из проекта «горизонтальных небоскребов» Эля Лисицкого]] |
- | Он увлекался фотографией, в частности, [[фотомонтаж]]ом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в [[Цюрих]]е (1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается [[циклоп]]ическое изображение двух голов, слитое в единое целое.[[ | + | Он увлекался фотографией, в частности, [[фотомонтаж]]ом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в [[Цюрих]]е (1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается [[циклоп]]ическое изображение двух голов, слитое в единое целое.[[Файл:Illustration by El Lissitzky from Jewish book 1919 2.png|thumb|left|Иллюстрации к двуязычному изданию [[Песах|пасхальной]] [[аггада|аггады]] на [[идиш]]е (1919)]] |
== Библиография == | == Библиография == | ||
- | * В. А. Шишанов [[Витебский музей современного искусства]] история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. | + | * ''В. А. Шишанов'' [[Витебский музей современного искусства]] история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. —144 с. |
+ | * ''Канцедикас, А.'', ''Ярыгина, З''. Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890—1941. В 7 тт. Галерея Новый Эрмитаж-1: Москва, 2005.<ref>[http://www.rosphoto.org/ru/2008-11-04-22-25-32/details/9-----1890-1941 Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890—1941]</ref> | ||
+ | *[[Раппапорт, Александр Гербертович|''А.Раппапорт'']]. [http://papardes.blogspot.com/2009/12/blog-post_5072.html|Эль Лисицкий и идея пангеометрии] // Россия. Франция. Проблемы культуры первых десятилетий 20 века. Сборник статей. — М., 1988. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 93: | Строка 99: | ||
[[tr:El Lissitzky]] | [[tr:El Lissitzky]] | ||
[[yi:על ליסיצקי]] | [[yi:על ליסיצקי]] | ||
- | [[zh:埃尔·利西斯基]] | + | [[zh:埃尔·利西斯基]]{{WikiCopyRight}} |
- | + | ||
- | + | ||
- | {{WikiCopyRight}} | + |
Версия 06:53, 13 декабря 2009
{{Художник
Этот предварительный набросок статьи взят из Википедии. В Ежевике его еще никто не редактировал.
Оцените эту статью. Если она предварительно подходит для Ежевики в своем нынешнем виде, снимите с нее данный Шаблон {{IsFromWiki}}. Иначе замените его, соответственно, на {{Шаблон:.Сузить тему}}, или {{Шаблон:.Разделить}}, или {{Шаблон:.Искажающая}}, или {{Шаблон:.Неадекватная}}. Эти действия можно сделать с помощью кнопок-подсказок внизу под окном редактирования. |
|фон = |имя = Лазарь Маркович Лисицкий |имя при рождении = Лазарь Мордухович Лисицкий |портрет = El Lissitzky self portrait 1914.jpg |ширина = 150px |заголовок = |дата рождения = 22.11.1890 |место рождения = село Починок Смоленской губернии |дата смерти = 30.12.1941 |место смерти = Москва |гражданство = |национальность = еврей |жанр = авангард |учёба = |стиль = |работы = |покровители = |влияние = |влияние на = |награды = |викисклад = Category:El Lissitzky }}
Ла́зарь Ма́ркович (Мо́рдухович) Лиси́цкий (книжную графику на идише подписывал именем Лейзер (Элиэзер) Лисицкий — אליעזר ליסיצקי[1][2]; 10 (22) ноября 1890, с. Починок Смоленской губернии (ныне Смоленская область) — 30 декабря 1941, Москва) — советский художник и архитектор, также широко известный как «Эль Лисицкий»; один из выдающихся представителей русского[3]и еврейского[4][5][6][7][8] авангарда[9][10]. Совместно с Казимиром Малевичем разрабатывал супрематизм.
Содержание |
Биография
Лазарь Мордухович Лисицкий родился в семье ремесленника-предпринимателя Мордуха Залмановича Лисицкого и домохозяйки Сарры Лейбовны Лисицкой.[11] Окончил реальное училище в Смоленске (1909). Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в Дармштадте и в Рижском политехническом институте, эвакуированном во время Первой мировой войны в Москву (1915—1916). Работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна в Москве.
С 1916 года участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в том числе в коллективных выставках общества в 1917 и 1918 годах в Москве и в 1920 году в Киеве. Тогда же, в 1917 году занялся иллюстрацией изданных на идише книг, в том числе современных еврейских авторов и произведений для детей. С использованием традиционной еврейской народной символики создал марку для киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг» (еврейское народное издательство), с которым он 22 апреля 1919 года подписал контракт на иллюстрацию 11 книг для детей.[12][13] В этот же период (1916) Лисицкий принял участие в этнографических поездках по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы с целью выявления и фиксации памятников еврейской старины;[14] результатом этой поездки явились опубликованные им в 1923 году в Берлине репродукции росписей могилёвской синагоги на Школище и сопроводительная статья на идише «װעגן דער מאָלעװער שול: זכרונות» (Воспоминания о могилевской синагоге, журнал «Милгройм»)[15] — единственная теоретическая работа художника, посвящённая еврейскому декоративному искусству.[16] [17]
В 1918 году в Киеве Лисицкий стал одним из основателей «Култур-лиге» (идиш: лига культуры) — авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства.[18][19][20] В 1919 году по приглашению Марка Шагала переехал в Витебск, где преподавал в Народной художественной школе (1919—1920).
В 1917-19 годах Лисицкий посвятил себя иллюстрации произведений современной еврейской литературы и в особенности детской поэзии на идише, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации.[21][22][23]В отличие от тяготевшего к традиционному еврейскому искусству Шагала, с 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму. Именно в таком ключе выполнены более поздние книжные иллюстрации начала 1920-х годов, например к книгам периода Проуна «אַרבעה תישים» (см. фотографию, 1922), «Шифс-карта» (1922, см. фотографию), «ייִנגל-צינגל-כװאַט» (стихи Мани Лейба, 1918-1922), Равви (1922) и другим.[24] Именно к берлинскому периоду Лисицкого относится его последняя активная работа в еврейской книжной графике (1922—1923).[25] После возвращения в Советский Союз Лисицкий к книжной графике, в том числе еврейской, больше не обращался.
С 1920 года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в московском Вхутемасе (1921) и Вхутеине (с 1926); в 1920 вступил в Инхук.
В мастерской Лисицкого выполнен проект «Ленинская трибуна» (1920—1924). В 1923 г. выполнил эскизы к неосуществленной постановке оперы «Победа над Солнцем». В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу «Стиль».
Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась, в частности, в решении проблем вертикального зонирования городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов» для Москвы, 1923—1925).
Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, например, «Клином красным бей белых!»; разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах. Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год).
Он увлекался фотографией, в частности, фотомонтажом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается циклопическое изображение двух голов, слитое в единое целое.
Библиография
- В. А. Шишанов Витебский музей современного искусства история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. —144 с.
- Канцедикас, А., Ярыгина, З. Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890—1941. В 7 тт. Галерея Новый Эрмитаж-1: Москва, 2005.[26]
- А.Раппапорт. Лисицкий и идея пангеометрии // Россия. Франция. Проблемы культуры первых десятилетий 20 века. Сборник статей. — М., 1988.
Примечания
- ↑ Arnold J. Band, в «Modern Jewish Literatures»
- ↑ См. иллюстрации здесь
- ↑ http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/360.htm Эль Лисицкий. Русская живопись.
- ↑ ArtFacts
- ↑ Igor Dukhan, Space and Body in Jewish Avant-garde Art: El Lissitzky versus Chaim Soutine, Conference of the British Association of Jewish Studies, 11-13 July 2007 at UCL
- ↑ Christina Lodder. Art and Identity: El Lissitzky and the Jewish Avant-garde in Berlin, ibid.
- ↑ Russian Revolutions: Generations of Russian Jewish Avant-Garde Artists, Singer Gallery Catalogue. Mizel Center for Arts and Culture: Денвер (Колорадо), 2002.
- ↑ Советская Култур-Лиге
- ↑ Еврейское искусство (книга)
- ↑ Статья «Юдовин» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ An introduction to El Lissitzky
- ↑ Е. Р. Котляр, Образы штетла в произведениях художников Культур-лиги.
- ↑ An introduction to El Lissitzky
- ↑ А. Литин, Синагога на Школище
- ↑ «Милгройм» — журнал искусства и литературы на идише, Берлин, 1923
- ↑ Г. Казовский, Штетл в творчестве еврейских художников между двумя мировыми войнами
- ↑ Канцедикас, З. Ярыгина, Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890–1941
- ↑ Култур-лиге: художественный авангард 1910-1920-х гг.
- ↑ Художники Култур-Лиге
- ↑ Еврейские художники Витебска
- ↑ Клер Ле Фолль, Киевская Культур-лига и Витебская художественная школа: два подхода к проблеме еврейского искусства и национального самосознания
- ↑ Леонид Кацис, Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд (Квадраты К.С. Малевича и Эль-Лисицкого)
- ↑ Эль Лисицкий
- ↑ Perloff, Nancy et al. (2005). «Design by El Lissitzky». Getty Research Institute.
- ↑ Книжные иллюстрации Лисицкого
- ↑ Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890—1941
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Эль Лисицкий
- Лисицкий, Лазарь Маркович в библиотеке «Старатель»
- Говорит Москва. Эль Лисицкий
- Агитационные плакаты Клуциса и Лисицкого и визуальный сталинизм
- Иллюстрации Э. Лисицкого к книгам на идише
- Иллюстрации Эля Лисицкого к сказкам Г. Х. Андерсена в переводе на идиш Дер Нистера
ar:إل ليسيتزكي cs:El Lisickijet:Lazar Lissitskihu:El Liszickijja:エル・リシツキー lv:Els Ļisickis nl:El Lissitzky pl:El Lissitzky pt:El Lissitzky ro:El Lissitzky sk:El Markovič Lisickij sr:Ел Лисицки sv:El Lisitskij tr:El Lissitzkyzh:埃尔·利西斯基Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.