Бейтар (древний город)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 48: Строка 48:
В сороковых годах двадцатого века Киршнер сообщил о наборе металлических предметов, принесенных в монастырь Успения жителем арабской деревни Батир. Он заключил, что этими инструментами пользовались на монетном дворе, работавшем в Бейтаре во время [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]].<ref>ב.‫ קירשנר, מטבעה של בר-כוכבא? , ידיעות יב (תש"ו), 1945, עמ' 153-160 + לוח ח' + [http://www.localarchives.org/DLIR/showcontent.aspx?id=2548 H']</ref>
В сороковых годах двадцатого века Киршнер сообщил о наборе металлических предметов, принесенных в монастырь Успения жителем арабской деревни Батир. Он заключил, что этими инструментами пользовались на монетном дворе, работавшем в Бейтаре во время [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]].<ref>ב.‫ קירשנר, מטבעה של בר-כוכבא? , ידיעות יב (תש"ו), 1945, עמ' 153-160 + לוח ח' + [http://www.localarchives.org/DLIR/showcontent.aspx?id=2548 H']</ref>
-
Гай Штейбель утверждает, что комплект является частью оборудовния для производства оружия которое было в Бейтар и служило повстанцам.<ref>[http://www.localarchives.org/DLIR/showcontent.aspx?id=2530 גיא שטיבל, ציוד צבאי מימי מרד בר כוכבא במערות מדבר יהודה, חנן אשל ורועי פורת (עורכים), מערות המפלט מתקופת מרד בר כוכבא - קובץ שני, ירושלים, 2009, עמ' 311 (Гай Штейбель,''Военная техника времён восстания Бар-Кохбы в пещерах Иудейской пустыни'' под ред. Роя Пората и Ханана Эшеля; Пещерные убежища периода восстания Бар-Кохбы - часть вторая, Иерусалим, 2009, стр. 311)]</ref>
+
Гай Штейбель утверждает, что комплект является частью оборудовния для производства оружия которое было в Бейтаре и служило повстанцам.<ref>[http://www.localarchives.org/DLIR/showcontent.aspx?id=2530 גיא שטיבל, ציוד צבאי מימי מרד בר כוכבא במערות מדבר יהודה, חנן אשל ורועי פורת (עורכים), מערות המפלט מתקופת מרד בר כוכבא - קובץ שני, ירושלים, 2009, עמ' 311 (Гай Штейбель,''Военная техника времён восстания Бар-Кохбы в пещерах Иудейской пустыни'' под ред. Роя Пората и Ханана Эшеля; Пещерные убежища периода восстания Бар-Кохбы - часть вторая, Иерусалим, 2009, стр. 311)]</ref>
-
Римские войска, которые участвовали в осаде, насчитывали до 12.000, из которых 8000 человек принимали непосредственное участие в военных действиях. Латинские надписи, найденные около источника в Бейтаре, упоминают Пятый легион «Mаkedоniсa» и Одиннадцатый легион «Klaudia». Так как оба эти легиона были размещены в Дакии перед [[Восстание Бар Кохбы|восстанием Бар-Кохбы]] во время правления [[Траян]]а, видно, что подразделения этих двух легионов были доставлены, чтобы помочь в подавлении [[Восстание Бар Кохбы|восстания Бар-Кохбы]] и поставлены гарнизоном в Бейтаре после его завоевания.<ref>C. Clermont-Ganneau, '''Archaeological researches in Palestine during the years 1873-74''', London 1899, p.263-270</ref> Кроме этих легионов, были там и вспомогательные части, происхождение которых неизвестно.<ref>A. Schulten, ''Beth-Ter'', '''ZDPV''' 56 (1933), pp. 180-4 ; E. Zickermann, ''Chirbet el-jehud (bettir)'', '''ZDPV''' 29, (1906), pp. 51-72</ref>
+
Римские войска, которые участвовали в осаде, насчитывали до 12.000, из которых 8000 человек принимали непосредственное участие в военных действиях. Латинские надписи, найденные около источника в Бейтаре, упоминают Пятый легион «Mаkedоniсa» и Одиннадцатый легион «Klaudia». Так как оба эти легиона были размещены в Дакии перед [[Восстание Бар-Кохбы|восстанием Бар-Кохбы]] во время правления [[Траян]]а, видно, что подразделения этих двух легионов были доставлены, чтобы помочь в подавлении [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]] и поставлены гарнизоном в Бейтаре после его завоевания.<ref>C. Clermont-Ganneau, '''Archaeological researches in Palestine during the years 1873-74''', London 1899, p.263-270</ref> Кроме этих легионов, были там и вспомогательные части, происхождение которых неизвестно.<ref>A. Schulten, ''Beth-Ter'', '''ZDPV''' 56 (1933), pp. 180-4 ; E. Zickermann, ''Chirbet el-jehud (bettir)'', '''ZDPV''' 29, (1906), pp. 51-72</ref>
Бейтар упоминается в папирусе Ядина 44, описывающем третий год [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]], называет руководителя Бар-Кохбы в [[Эйн-Геди]] Йонатана бен Маханаим, выделение земельных участков для четырех человек, в последней строке описания иорданской общины.<ref>עדה ירדני, אוסף תעודות ארמיות, עבריות, ונבטיות, ממדבר יהודה, וחומר קרוב, ירושלים, תש"ס, עמ' 113-114 (Ада Ярдени. Собрание арамейских, еврейских и набатейский документов из Иудейской пустыни и близкий по тематике материал, Иерусалим, תש"ס, стр. 113-114)</ref>  
Бейтар упоминается в папирусе Ядина 44, описывающем третий год [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]], называет руководителя Бар-Кохбы в [[Эйн-Геди]] Йонатана бен Маханаим, выделение земельных участков для четырех человек, в последней строке описания иорданской общины.<ref>עדה ירדני, אוסף תעודות ארמיות, עבריות, ונבטיות, ממדבר יהודה, וחומר קרוב, ירושלים, תש"ס, עמ' 113-114 (Ада Ярдени. Собрание арамейских, еврейских и набатейский документов из Иудейской пустыни и близкий по тематике материал, Иерусалим, תש"ס, стр. 113-114)</ref>  
-
В Бейтаре произведены основательные археологические раскопки, чтобы установить детально все изменеия.
+
В Бейтаре произведены основательные археологические раскопки, чтобы установить детально все изменения.
-
== Источники ==
+
== Бейтар в талмудических источниках ==  
-
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10590&query=%C1%C5%C9%D2%C0%D0 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 1, кол. 382–384]
+
По [[Иерусалимский Талмуд|Иерусалимскому талмуду]], Бейтар пал из-за действий предателя. Рабби Элазар hа-Модиа, который был духовным лидером осажденных в Бейтаре постился, и было известно, что, пока осаждённые находятся под опекой рабби Элазара, город не падёт. Один  самаритянин проник в город и разговаривал с рабби Элазаром о каких-то мелочах. Когда [[Бар-Кохба]] поймал чужака, тот высказал подозрение в адрес рабби Элазара, что он намерен сдать город врагу. [[Бар-Кохба]] допросил рабби Элазара по этому вопросу, и рабби Элиэзер отверг обвинения. Бар-Кохбы не поверил, бил ногами рабби Элазара, и он умер. После смерти рабби Элазара прекратилась божественная защита города, [[Адриан]]у стало возможно взять его.
-
* [http://he.wikipedia.org/wiki/ביתר Статья "Бейтар" в ивритской Википедии]
+
-
<!--
+
Это описание означает, что молитвы рабби Элиэзера спасали Бейтар. Длительная блокада сильно деморализовала войска [[Адриан]]а. Тогда самаритянин пришёла ему на помощь, тайно проник в город и устроил трюк, приведший к убийству рабби Элазара [[Бар-Кохба|Бар-Кохбой]]. Существует продолжение истории, описывающее резню, которая последовала за  захватом города и история, что этот провокатор не был убит человеком, а был укушен змеёй.
-
|
+
-
== ביתר במקורות התלמודיים ==
+
В связи с этим живший тогда рабби Шимон бен Гамлиэль рассказал, что ученики школы, которых было много в Бейтаре, вступили в бой.
-
על פי התלמוד הירושלמי נפלה ביתר בעקבות פעולתו של בוגד. רבי אלעזר המודעי שהיה מנהיגם הרוחני של הנצורים בביתר היה שרוי בצום ובתענית, והיה ידוע כי כל עוד עומדת לנצורים זכותו של רבי אלעזר, הרי שהעיר לא תיפול. כותי (שומרוני) אחד חדר לעיר, ודיבר עם רבי אלעזר המודעי דברים של מה בכך. משתפס בר כוכבא את הכותי, החשיד הכותי את רבי אלעזר המודעי בכך שהוא מתכוון למסור את העיר לאויב. בר כוכבא חקר את רבי אלעזר בדבר חשד זה, ורבי אלעזר הכחיש את הדברים. בר כוכבא לא האמין להכחשות, בעט ברבי אלעזר, והלה מת. לאחר מות רבי אלעזר נפסקה ההגנה האלוהית על העיר, והתאפשר לאדריאנוס לכבשה.  
+
-
{{ציטוט|תוכן=שלוש שנים ומחצה עשה אדריינוס מקיף על ביתר. והיה ר' אלעזר המודעי יושב על השק ועל האפר, ומתפלל בכל יום ואומר: רבון העולמים, אל תשב בדין היום. רצה אדריינוס לילך לו. אמר לו כותי אחד: אל תלך! שאני אראה מה יש לעשות, ואמסור את העיר בידך. נכנס (אותו כותי) דרך ביבה של העיר. נכנס ומצא את ר' אלעזר המודעי עומד ומתפלל. עשה עצמו לוחש באזנו. ראוהו בני העיר והביאוהו אצל בן כוזבא. אמרו לו (לבן כוזבה): ראינו זקן זה משוחח עם חביבך. אמר לו (בן כוזבה לכותי): מה אמרת לו ומה אמר לך (ר' אלעזר המודעי)? אמר לו: (אם אני אומר לך יהרגני המלך, ואם לא אומר לך אתה הורגני; טוב לי (ש)יהרגני המלך ולא אתה. (הוסיף הכותי ו)אמר לו: אמר לי (ר' אלעזר) שאני מוסר את העיר. בא (בן כוזבה) אל ר' אלר' אלעזר המודעי, אמר לו: מה אמר לך הכותי הזה? אמר לו (ר' אלעזר): לא כלום! (אמר לו בן כוזבה:) מה אמרת לו (לכותי)? אמר לו (ר' אלעזר): לא כלום! בעט בו (בר' אלעזר) בעיטה אחת והרגו. מיד יצאה בת קול ואמרה: "הוי רעי האליל עוזבי הצאן חרב על זרועו ועל עין ימינו זרועו יבוש תיבש ועין ימינו כהה תכהה" (זכריה יא, יז): הרגת את ר' אלעזר המודעי, זרועם של כל ישראל ועין ימינם, לפיכך זרועו של אותו האיש יבוש תיבוש ועין ימינו כהה תכהה. מיד נלכדה ביתר ונהרג בן כוזבה|מרכאות=כן|מקור=ירושלמי, תעניות פ"ד ע"ד;}}
+
Это свидетельство описывает метод испытания кандидатов на вступление в армию [[Бар-Кохба|Бар-Кохбы]]. [[Бар-Кохба]] сначала отрубал по одному пальцу у каждого из солдат (или они делали это сами). Но сопротивление мудрецов в этом вопросе заставило [[Бар-Кохба|Бар-Кохбу]] спросить их совета, как отбирать солдат. Их ответ был, что солдат, годный для армии, должен уметь скакать галопом на коне и на скаку перерубить кедр.
-
בתיאור זה עולה כי תפילתו של רבי אלעזר המודעי מצילה את ביתר. המצור הממושך גורם לדמורליזציה דווקא אצל [[אדריאנוס]]. אז נחלץ לעזרתו שומרוני (כותי) חודר אל העיר בסתר ומסובב בתחבולה את הריגת ר' אלעזר המודעי בידי בר כוכבא. בהמשך הסיפור ישנו תיאור הטבח שבא בעקבות לכידת העיר והסיפור לפיו בן כוזיבא לא נהרג בידי אדם אלא מנכישת נחש. בהקשר זה מובא זיכרון חי מפי רבן שמעון בן גמליאל לפיו גם תלמידי בתי הספר בביתר (שמספרם מוצג בצורה מופלגת) הצטרפו ללחימה:
+
Захват [[Рим]]ом Бейтара (в соответствии с традицией в [[Девятое Ава|Тиша бе-Ав]] 135 года н.э.), убийство Шимона Бар-Кохбы и резня жителей города была концом еврейской независимости в [[Страна Израиля|Земле Израиля]] до самого создание [[Государство Израиль|Государства Израиль]].
-
{{ציטוט|תוכן=אמר ר' יוחנן: קול אדריינוס קיסר הורד בביתר שמונים אלף ריבוא. אמר ר' יוחנן: שמונים אלף זוג של תוקעי קרנות היו מקיפין את ביתר, וכל אחד ואחד היה ממונה על כמה חיילות; והיה שם בן כוזבה, והיה לו מאתים אלף מטיפי אצבע. שלחו חכמים ואמרו לו: עד אימתי אתה עושה את ישראל בעלי מומים! אמר להם: וכי היאך אפשר לבדקם? אמרו לו: כל מי שאינו רוכב על סוסו ועוקר ארץ מן לבנון, לא יהיה נכתב בחיילות שלך. היו לו מאתים אלף כך ומאתים אלף כך|מרכאות=כן|מקור=ירושלמי, תעניות פ"ד ע"ד;}}
+
В [[Брахот]] отмечено, что мудрецы добавили еще одно благословение к [[Благословение еды|Благословению еды]] - Благословение "Добрый и благодетельный" - когда появилась возможность захоронения убитых в Бейтаре, после того, как это сначала было запрещено римлянами.
-
זוהי עדות המתארת את שיטת מבחני הקבלה לצבאו של בר כוכבא. בתחילה נהג בר כוכבא לכרות את אחת מאצבעותיהם של החיילים (או שעשו זאת בעצמם). אולם התנגדותם של החכמים בעניין גרמה לבר כוכבא לעוץ בהם כיצד הם חושבים שיש לבחון את חייליו. תשובתם הייתה שחייל ראוי בצבאו יכול לרכב על סוסו ותוך כדי דהירה לעקור ארז.  
+
В молитвах [[Девятое Ава|Тиша бе-Ав]] уничтожение Бейтара упоминается в [[Кина|кине]]: "В эту ночь восплачем". После этого [[кина]] о городе: "и был пойман Бейтар, и был в ловушке тяжкой".
 +
[[Файл:Roman inscription near bettir.png|250px|left|thumb|Личный медальон солдата, который командовал отделением одного из легионов, который был обнаружено около источника в Бейтаре]]
-
על טיב הדייק ומשמרות הפיטרול הרומיים סביב ביתר מרמזים דברי התוספתא (יבמות יד, ח):
+
== Источники ==
-
{{ציטוט|תוכן=מעשה בששים בני אדם שירדו לכרכום (כרכום באה מהמילה הלטינית circumvallation "דייק") ביתר, ולא עלה (חזר) אחד מהם, ובא מעשה לפני חכמים והשיאו נשותיהם|מרכאות=כן|מקור=תוספתא (יבמות יד, ח)}}
+
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10590&query=%C1%C5%C9%D2%C0%D0 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 1, кол. 382–384]
 +
* [http://he.wikipedia.org/wiki/ביתר Статья "Бейтар" в ивритской Википедии]
-
על פי המסורת נפלה ביתר ביום [[תשעה באב]] המועד לפורענות, הוא היום שבו חרב [[בית המקדש]] הראשון ו[[הבית השני|בית המקדש השני]]:
+
<!--
-
{{ציטוט|מרכאות=כן|תוכן=...בתשעה באב נגזר על אבותינו שלא יכנסו לארץ ישראל וחרב הבית בראשונה ובשניה ונלכדה '''ביתר''' ונחרשה העיר...|מקור=משנה, תענית פ"ד מ"ח}}
+
|
-
 
+
-
כיבוש ביתר על ידי ה[[רומא העתיקה|רומאים]] (על פי המסורת ב[[תשעה באב]] של שנת 135), הריגת שמעון בר כוכבא והטבח בתושבי העיר היה למעשה סוף המרד והעצמאות היהודית ב[[ארץ ישראל]] עד קום [[מדינת ישראל]].
+
-
 
+
-
ב[[מסכת ברכות]] מצוין כי חכמים הוסיפו ברכה נוספת ב[[ברכת המזון]] – ברכת "הטוב והמטיב" – כאשר התאפשרה הבאתם לקבורה של הרוגי ביתר, לאחר שבתחילה נמנע מהם הדבר על ידי הרומאים.
+
-
ב[[תשעה באב]] חורבן ביתר מוזכר בקינה: "בליל זה יבכיון". להלן הקינה על העיר: "וגם נלכדה בתר, והייתה לפח מוקשים".
 
-
[[קובץ:Roman inscription near bettir.png|שמאל|ממוזער|200px|כתובת של חייל שפיקד על יחידה מ[[הלגיון החמישי מקדוניקה]] ו[[הלגיון האחד עשרה קלאודיה]] שנמצאה ליד המעין בביתר]]
 
==ביתר כיום==
==ביתר כיום==

Версия 08:30, 16 мая 2011


Древний город
Бейтар
ивр. בֵּיתָר
Страна Израиль
Координаты Координаты: 31°43′48.03″ с. ш. 35°08′08.34″ в. д. / 31.730011° с. ш. 35.135651° в. д. (G) (O) (Я)31°43′48.03″ с. ш. 35°08′08.34″ в. д. / 31.730011° с. ш. 35.135651° в. д. (G) (O) (Я)
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3


Бейтар (בֵּיתָר) (варианты написания в древнем Израиле: "ביתתר" или "בית תר") - древний еврейский город в Иудейских горах, на вершине холма, окруженный потоком Рефаим с трех сторон.

Город расположен в нескольких километрах к юго - западу от Иерусалима.

Город играл важную роль в восстании Бар-Кохбы и был последним оплотом Бар-Кохбы в войне с Римом.

Содержание

Упоминания в древних источниках

Город Бейтар упоминается несколько раз в Талмуде в других еврейских источниках.

Бейтар не упоминается в ТАНАХе, но упомянут в Септуагинте в книге Йеhошуа бен Нуна (ט"ו, נט), в подробном описании городов Иудеи в районе Бейт-Лехема, которого нет традиционном тексте:"И Керем, и Галим, и Бейтар, и Манахат".[1]

Бейтар упоминается многократно в источниках старинных еврейских мудрецов. За единственным исключением все ссылки появляются в контексте поражения восстания Бар Кохбы.

История города

Бейтар отождествляется с Хирбат-ал-Яхуд на вершине крутого холма к северо-западу от арабской деревни Батир. В полустертой латинской надписи на скале у источника вблизи деревни упомянуты три римских легиона, участвовавшие в осаде Бейтара.

Сохранились две квадратные стенные башни и бастионы, составлявшие часть укреплений, воздвигнутых во времена Бар-Кохбы на развалинах сооружений эпохи Ирода.

Находки керамических сосудов свидетельствуют, что поселение было заселено с VIII века до н.э. до конца Иудейского царства, а затем в ранний римский период.

В нижней части города проходил путь от Элия Капитолина на Бейт Говрин, как указано вехой, обнаруженной недалеко от деревни. Согласно надписи, камень был помещен в 8 милях от Иерусалима в 130 году, в ходе визита Адриана в Иудею.[2]

В 135 г. н. э Бар-Кохба, покинув Иерусалим, с войском отступил в Бейтар. Осада города продолжалась несколько месяцев в течение лета. Согласно преданию, крепость пала Девятого ава.

Евсевий написал о событиях 135 года н.э.: 'после усиления войны, в 18-й год правления Адриана, Бейтар был осаждён. Это был очень маленький город рядом с Иерусалимом. За время осады повстанцы погибли от голода."[3] Иероним указывает, что Бейтар был взят в августа.[4] что близко к традиционной дате из Мишны - Девятое ава.[5]

Существует мало артефактов позднего римского и византийского периода; видимо, поселение прекратило свое существование в конце восстания Бар-Кохбы.[6]

История археологических исследований

Бейтар впервые обнаружен и опознан Виктором Гереном.[7] В.Д. Кэрролл произвёл первоначальное исследование Бейтара в 1923 году, он обнаружил дорогу, ведущую в поселение, высеченную в камне канаву и многие сельскохозяйственные объекты. Он также обнаружил остатки системы укреплений Бейтара: башни и стены, возведенные, по его мнению, в напряжении и спешке.[8]

Файл:Bitter map.png
Карта осады Бейтара во время подавления восстания Бар-Кохбы в 135 году н.э.

В сороковых годах двадцатого века к югу от Бейтара были найдены римские осадные лагеря и система осадных сооружений вокруг Бейтара (вышитая латинская надпись CIRCUMVALLTIO), включая осадную стену. Позиции для стрельбы были, вероятно, на юго-западной стороне.[9] Длина стены - более 4000 м - больше, чем в Масаде. Можно предположить, что в дополнение к каменной кладке, остатки которого сохранились в стене, система включала дополнительные элементы, знакомые из римской литературы и талмудической литературы, такие как различные барьеры и многое другое.[10]

В исследование, проведенном Кохави, были найдены несколько объектов, в том числе система укреплений и наблюдательных пунктов римского времени, которые были частью системы осады Бейтара.[11] В 1984 году Давид Усышкин вёл раскопки Бейтара, он обнаружил части стен и башен, по его мнению развалившихся быстро, потому что строительство было небрежным и поспешным, кладка неравномерна. Также были найдены метательные камни и наконечники стрел, указывающие на произошедшее там сражение.[12]

В сороковых годах двадцатого века Киршнер сообщил о наборе металлических предметов, принесенных в монастырь Успения жителем арабской деревни Батир. Он заключил, что этими инструментами пользовались на монетном дворе, работавшем в Бейтаре во время восстания Бар-Кохбы.[13]

Гай Штейбель утверждает, что комплект является частью оборудовния для производства оружия которое было в Бейтаре и служило повстанцам.[14]

Римские войска, которые участвовали в осаде, насчитывали до 12.000, из которых 8000 человек принимали непосредственное участие в военных действиях. Латинские надписи, найденные около источника в Бейтаре, упоминают Пятый легион «Mаkedоniсa» и Одиннадцатый легион «Klaudia». Так как оба эти легиона были размещены в Дакии перед восстанием Бар-Кохбы во время правления Траяна, видно, что подразделения этих двух легионов были доставлены, чтобы помочь в подавлении восстания Бар-Кохбы и поставлены гарнизоном в Бейтаре после его завоевания.[15] Кроме этих легионов, были там и вспомогательные части, происхождение которых неизвестно.[16]

Бейтар упоминается в папирусе Ядина 44, описывающем третий год восстания Бар-Кохбы, называет руководителя Бар-Кохбы в Эйн-Геди Йонатана бен Маханаим, выделение земельных участков для четырех человек, в последней строке описания иорданской общины.[17] В Бейтаре произведены основательные археологические раскопки, чтобы установить детально все изменения.

Бейтар в талмудических источниках

По Иерусалимскому талмуду, Бейтар пал из-за действий предателя. Рабби Элазар hа-Модиа, который был духовным лидером осажденных в Бейтаре постился, и было известно, что, пока осаждённые находятся под опекой рабби Элазара, город не падёт. Один самаритянин проник в город и разговаривал с рабби Элазаром о каких-то мелочах. Когда Бар-Кохба поймал чужака, тот высказал подозрение в адрес рабби Элазара, что он намерен сдать город врагу. Бар-Кохба допросил рабби Элазара по этому вопросу, и рабби Элиэзер отверг обвинения. Бар-Кохбы не поверил, бил ногами рабби Элазара, и он умер. После смерти рабби Элазара прекратилась божественная защита города, Адриану стало возможно взять его.

Это описание означает, что молитвы рабби Элиэзера спасали Бейтар. Длительная блокада сильно деморализовала войска Адриана. Тогда самаритянин пришёла ему на помощь, тайно проник в город и устроил трюк, приведший к убийству рабби Элазара Бар-Кохбой. Существует продолжение истории, описывающее резню, которая последовала за захватом города и история, что этот провокатор не был убит человеком, а был укушен змеёй.

В связи с этим живший тогда рабби Шимон бен Гамлиэль рассказал, что ученики школы, которых было много в Бейтаре, вступили в бой.

Это свидетельство описывает метод испытания кандидатов на вступление в армию Бар-Кохбы. Бар-Кохба сначала отрубал по одному пальцу у каждого из солдат (или они делали это сами). Но сопротивление мудрецов в этом вопросе заставило Бар-Кохбу спросить их совета, как отбирать солдат. Их ответ был, что солдат, годный для армии, должен уметь скакать галопом на коне и на скаку перерубить кедр.

Захват Римом Бейтара (в соответствии с традицией в Тиша бе-Ав 135 года н.э.), убийство Шимона Бар-Кохбы и резня жителей города была концом еврейской независимости в Земле Израиля до самого создание Государства Израиль.

В Брахот отмечено, что мудрецы добавили еще одно благословение к Благословению еды - Благословение "Добрый и благодетельный" - когда появилась возможность захоронения убитых в Бейтаре, после того, как это сначала было запрещено римлянами.

В молитвах Тиша бе-Ав уничтожение Бейтара упоминается в кине: "В эту ночь восплачем". После этого кина о городе: "и был пойман Бейтар, и был в ловушке тяжкой".

Файл:Roman inscription near bettir.png
Личный медальон солдата, который командовал отделением одного из легионов, который был обнаружено около источника в Бейтаре

Источники


Примечания

  1. 59а: [...] καὶ Καρεμ καὶ Γαλεμ καὶΘεθηρκαὶ Μανοχω [... ] ([http://en.katabiblon.com/us/index.php?text=LXX&book=JoB&ch=15 рукопись в Синайском кодексе
  2. Germer-Durand, Epigraphie palestinienne, RB 3, 1894, pp. 613-614
  3. Historia Ecclesiastica IV, 6, 3
  4. In Zachariam, II, 8, 18-19
  5. משנה, תענית, ד, ו'
  6. דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מצודתו האחרונה של בר-כוכבא", ארץ-ישראל כג (תשנ"ב), 1992, עמ' 260-275
  7. Виктор Герен,Географическое описание археологических памятников Израиля, часть B, переводчик: Хаим бен Амрам, Иерусалим, תשמ"ג, стр. 266-273
  8. В.Д. Кэрролл, "Археологические находки в Ятире", в Восстание Бар-Кохбы(редактор: Аарон Оппенгеймер), 1980, стр. 183-204
  9. A. Reifenberg, Archaeological Discoveries by Air Photography in Israel, Archaeology 3 (1950), pp. 40-46
  10. A. Schulten, Beth-Ter, ZDPV 56 (1933), pp. 180-4; E. Zickermann, Chirbet el-jehud (bettir), ZDPV 29, (1906), pp. 51-72
  11. מ' כוכבי, יהודה שומרון וגולן - סקר ארכאולוגי בשנת תשכ"ח, ירושלים, תשל"ב, 24-25, 36-37
  12. דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מעוזו האחרון של בר כוכבא", קדמוניות 41 (136), 2008, עמ' 108-112; ‬ דוד אוסישקין, "חפירת בדיקה בביתר, מצודתו האחרונה של בר-כוכבא", ארץ-ישראל כג (תשנ"ב), 1992, עמ' 260-275 ; Ussushkin, D., Betar: The Last Stronghold of Bar Kochba, Bulletin of the Anglo-Israel Archaeological Society 6 (1986-87), pp. 49-5 ; Ussushkin, D., Archaeological Sounding at Bethar, Bar Kokhba’s Last Stronghold, Tel Aviv 20 (1993), pp. 66-97
  13. ב.‫ קירשנר, מטבעה של בר-כוכבא? , ידיעות יב (תש"ו), 1945, עמ' 153-160 + לוח ח' + H'
  14. גיא שטיבל, ציוד צבאי מימי מרד בר כוכבא במערות מדבר יהודה, חנן אשל ורועי פורת (עורכים), מערות המפלט מתקופת מרד בר כוכבא - קובץ שני, ירושלים, 2009, עמ' 311 (Гай Штейбель,Военная техника времён восстания Бар-Кохбы в пещерах Иудейской пустыни под ред. Роя Пората и Ханана Эшеля; Пещерные убежища периода восстания Бар-Кохбы - часть вторая, Иерусалим, 2009, стр. 311)
  15. C. Clermont-Ganneau, Archaeological researches in Palestine during the years 1873-74, London 1899, p.263-270
  16. A. Schulten, Beth-Ter, ZDPV 56 (1933), pp. 180-4 ; E. Zickermann, Chirbet el-jehud (bettir), ZDPV 29, (1906), pp. 51-72
  17. עדה ירדני, אוסף תעודות ארמיות, עבריות, ונבטיות, ממדבר יהודה, וחומר קרוב, ירושלים, תש"ס, עמ' 113-114 (Ада Ярдени. Собрание арамейских, еврейских и набатейский документов из Иудейской пустыни и близкий по тематике материал, Иерусалим, תש"ס, стр. 113-114)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация